Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:55, 12 марта 2019
 Николай Рухленко 318

Какие предметы будут сдавать белгородские одиннадцатиклассники в 2019 году

Какие предметы будут сдавать белгородские одиннадцатиклассники в 2019 годуФото: http://eduschool48.ucoz.ru
  • Николай Рухленко
  • Статья

Почему современный ЕГЭ нацелен на думающих, ответственных выпускников

ЕГЭ в 2019 году в регионе будут сдавать 6295 человек. 176 человек ограничились сдачей только двух обязательных предметов – русского языка и математики. Это значит, что для таких выпускников главная цель – это вытянуть на аттестат о среднем общем образовании. В вуз они поступать не планируют. Как правило, это категория учащихся, которые при поступлении в десятый класс не в полной мере взвесили свои силы для освоения программы уровня среднего общего образования.

Чтобы претендовать на обучение в вузе, за ЕГЭ по русскому языку нужно получить не менее 36 баллов, в большинстве своём эти школьники не способны достичь такого количества. А вот чтобы получить аттестат, достаточно 24 баллов. Разница довольно существенная. Математика профильного уровня этим ребятам также не под силу, поэтому они сдают её на базовом уровне, здесь задания менее сложные. Из указанных 176 человек 158 будут сдавать математику базовую и только 18 профильную. Выполнение математики базового уровня оценивается не в баллах, а по традиционной пятибалльной системе. В любой последующий год эти выпускники могут заявиться, обратившись в орган управления образованием, на сдачу ЕГЭ по выбору.

Какие предметы будут сдавать белгородские одиннадцатиклассники в 2019 году - Изображение Фото: http://www.ege.edu.ru/ru/main/information_materials/plak/

62% одиннадцатиклассников (3902 человека) будут сдавать обществознание, что несколько меньше, чем в предыдущие три года (от 67 до 70%). Этот предмет уже не один год самый востребованный, потому что его результаты засчитываются при поступлении на большинство специальностей в российских вузах.

Не случайно содержание ЕГЭ по обществознанию в настоящее время значительно усложнилось. В ЕГЭ по обществознанию введены задания, проверяющие важные для каждого гражданина знания своих прав и обязанностей, устройства нашего государства. Есть в экзамене и мини-сочинение о различных проблемах общественной жизни. Все это побуждает менять подходы к преподаванию этого предмета. Не только чтобы знать, а понимать, характеризовать, анализировать, применять, осуществлять поиск, объяснять, раскрывать на примерах, оценивать, формулировать. В предыдущие годы по обществознанию хороший и отличный уровень подготовки продемонстрировали немногим более 30%.

А вот количество выбравших физику, биологию и историю на протяжении ряда лет держится практически на одной отметке – более 20% с разницей от одного до трёх процентов. Физика в этом году понадобилась 25% выпускников (это 1573 человека), биология – 23% (1460 человек), а история – каждому пятому. Далее с 14% идут химия и информатика. Подходы к этим экзаменам также претерпели большие изменения. В ЕГЭ по истории включено историческое сочинение, представлены задания, которые проверяют умение анализировать исторические документы, аргументировать и опровергать оценки исторических событий.

В школьном естественнонаучном образовании сегодня масса проблем, оно обществом не осознаётся как ценность, это при том, что его качество становится ареной конкурентной борьбы между странами и является важнейшим фактором экономического развития каждой страны. Обсуждаемые на дилетантском уровне проблемы ядерной энергетики, экологии, глобального потепления, ответственности учёных спровоцировали негативный имидж естественных наук.

Проблема естественных наук – это формы обучения. Из школьной практики почти полностью исчезли экскурсии в природу, учебно-опытные участки. Изучение биологии всё больше проводится не на натуральных природных объектах, а с привлечением только их изображений. Никакие новейшие средства обучения (информационные, в том числе мультимедийные) не могут заменить растений, животных и их изучение в природном окружении. Необходимые лабораторные работы, натуральные средства обучения, живая природа, учебные экскурсии всё чаще заменяются виртуальными экскурсиями и виртуальными лабораторными работами. Идёт негласное выхолащивание практической части при обучении естественным наукам. А ведь естественные науки – это прежде всего самостоятельная практическая деятельность, это поиск, переработка информации, её анализ и синтез, сравнение и классификация, наблюдение и фиксация изменений, составление алгоритмов и т. п.

Какие предметы будут сдавать белгородские одиннадцатиклассники в 2019 году - Изображение Фото: http://www.ege.edu.ru/ru/main/information_materials/plak/

Больше 10% учащихся в этом году будут сдавать литературу и английский язык. Причем английский язык преодолел такой рубеж впервые. Всплеск интереса к литературе объясняется в первую очередь фактом введения итогового сочинения, школьники стали читать высокохудожественные тексты русской литературы. Многие из них стали связывать свою дальнейшую профессиональную деятельность со словесностью.

В современном глобальном мире знание иностранного языка очень весомый аргумент успешности человека. В 2022 году ЕГЭ по иностранным языкам станет обязательным. Если учесть, что сегодня только каждый десятый выпускник выбирает для сдачи иностранный язык, но при этом каждый четвёртый не способен получить свыше 60 баллов, то можно представить, какие знания и умения у массового выпускника и с какими проблемами мы можем столкнуться в недалеком 2022 году. Задача школы – развивать умения учащихся в разных видах речевой деятельности на основе разнообразных заданий, отводить больше времени на спонтанную речь, на творческие задания типа ролевых игр, дискуссий, дебатов.

Лишь единично оказались востребованными география (4%), немецкий и китайский языки (оба менее 1%). Столь незначительное число участников объясняется в первую очередь небольшим количеством вузов, которые требуют результаты ЕГЭ по географии.

Вспоминается бессмертная комедия Фонвизина «Недоросль», где госпожа Простакова говорит: «А географию зачем учить, извозчик сам довезет?»; «Это‑таки и наука‑то не дворянская». Нередки подобные высказывания и сегодня. На географию смотрят как на чисто описательную науку. Но нельзя замахиваться на науку, которая учит человека жить на Земле. Преподавание географии в школе должно основываться на формировании яркой и образной картины мира, не привязанной к заучиванию значительных массивов статистических знаний и номенклатуры, а также на получении практических навыков использования географической информации. Главное – это комплексный страноведческий подход. Очень значимый недостаток подготовки выпускников по географии — слабое владение языковыми средствами.

Распределение иностранных языков вполне ожидаемо и соответствует тому факту, что английский язык преобладает в изучении. Ни одним сдающим в этом году не выбраны французский и испанский языки.

Какие предметы будут сдавать белгородские одиннадцатиклассники в 2019 году - Изображение Фото: http://www.ege.edu.ru/ru/main/information_materials/plak/

Математику профильную решили сдавать 4047 человек (64%), математику базовую – 2062 человека (33%). С этого года прекращена практика выбора одновременно математики и базового, и профильного уровня.

Разделение ЕГЭ по математике на два уровня (базовый и профильный), безусловно, большое достижение. Выпускнику-гуманитарию, не планирующему получение инженерных или естественнонаучных специальностей, теперь можно без стресса достойно сдать экзамен по математике и гордиться своим успехом. При этом математика по‑прежнему для многих представляет большую трудность. Беда в том, что в ходе подготовки к экзамену, как правило, выбирают путь прорешивания вариантов ЕГЭ прошлых лет, что не даёт ожидаемого эффекта. После удачного разбора в классе домашний вариант не представляет большого труда, у школьника и учителя складывается ложное впечатление, что подготовка идёт эффективно и цель достигнута. Когда же участник на ЕГЭ получает свой вариант, он обнаруживает, что этот вариант он с учителем не решал и, соответственно, не справляется с работой. Правильным подходом является систематическое изучение материала, решение большого количества разнообразных задач по каждой теме – от простых к сложным, изучение отдельных методов решения задач.

Разумеется, варианты из подготовительных сборников, открытые варианты прошедших экзаменов можно и нужно использовать, но их решение не должно становиться главной целью. В любом случае при проведении диагностических работ следует подбирать задачи, прямые аналоги которых в классе не разбирались. Только так учитель может составить верное представление об уровне знаний и умений своих учеников.

Несформированность базовой логической культуры; недостаточные геометрические знания, графическая культура; неумение проводить анализ условия, искать пути решения, применять известные алгоритмы в измененной ситуации; неразвитость регулятивных умений: находить и исправлять собственные ошибки – вот те ключевые проблемы, без решения которых ситуациюс математикой поправить нереально. Должны быть внедрены эффективные механизмы текущего и рубежного контроля в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией.

28 выпускников в этом году, кроме обязательных, будут сдавать от 9 до 12 предметов по выбору. 400 человек решили себя не перегружать и будут сдавать по выбору только один или два предмета. Это школьники, которые однозначно определились с вузом и со специальностью, они знают, чего хотят, и уверенно идут к своей цели.

Основную массу выпускников представляют те, кто выбрал от трёх до пяти предметов, это соответственно 30%, 46% и 12%. Это те школьники, которые намерены воспользоваться возможностью подавать документы в несколько вузов одновременно или в один вуз, но не на одну специальность. Благо, сегодняшние правила поступления еще позволяют это сделать.

Группы школьников, выбравших от шести до восьми предметов, совсем малочисленны.

Какие предметы будут сдавать белгородские одиннадцатиклассники в 2019 году - Изображение Фото: http://www.ege.edu.ru/ru/main/information_materials/plak/

Как показывает практика, многие заявившиеся на сдачу предметов по выбору по факту на них не являются. Это можно объяснить тем, что с наступлением экзаменационной поры они начинают более трезво оценивать ситуацию и свои силы и приходят на те экзамены, где чувствуют уверенность, что предмет освоен достаточно хорошо. Бывает и по‑другому: если выпускник, сдав первые экзамены, понимает, что результат будет приличным, он отказывается от последующих экзаменов. Ещё один вариант развития действия: заявление о выборе предметов подается до 1 февраля, до экзаменов еще четыре месяца, за это время может прийти устойчивое понимание того, что человеку нужно в жизни.

Сегодняшний ЕГЭ нацеливает систему образования на подготовку думающего выпускника. ЕГЭ от проставления крестиков проделал большой путь в сторону активной мыслительной деятельности.

Поэтому необходимо учить детей думать, другими словами, осознанно, то есть включив ум и внимание, активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи. Более того, думать критически, что значит проявлять любознательность, быть исследователем, уметь задавать вопросы, искать и находить ответы, понимать суть причинно-следственных связей, сомневаться в известных истинах, определять и отстаивать свою точку зрения, оказывать уважение и проявлять внимание к доводам оппонента.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что жизнь – это процесс постоянного выбора, который нужно делать после всестороннего и тщательного анализа. ЕГЭ учит этой ответственности. Хочется верить, что одиннадцатиклассники выбрали предметы осознанно, с учётом степени освоения образовательной программы и дальнейшего профессионального образования.

Николай Рухленко, начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×