Игрушки на войне
«Ма-ма, мамочка, мне страшно»… Прижмёшься к маме или старшей сестрёнке или братишке покрепче, обнимешь затрёпанного плюшевого медвежонка (что успели подарить ещё до войны), самодельную тряпичную куколку или зайчика, что скрутил на скорую руку, и кажется, бомбёжки не так страшны.
«Какие там игрушки. Дети в войну не играли в них. Не до них им было, да и откуда их взять» – подумают многие. «Заблуждение!» – скажем мы. Игрушки помогали своим маленьким хозяевам переживать болезни (нельзя бросить своего маленького друга на произвол судьбы), голод, бомбёжки, пусть и ненадолго, но отвлечься, а главное – сохранить веру в светлое мирное будущее. И сегодня научный сотрудник отдела развития Белгородского музея народной культуры Зинаида Медведкова расскажет собранные по крупицам истории маленьких жителей и их игрушек. Она отыскала и прочитала немало воспоминаний и дневников очевидцев, посвящённых Великой Отечественной войне.

Ты мне куклу, я тебе – хлеб
Откуда взяться игрушкам, когда заводы и фабрики и днём, и ночью трудились для фронта: автоматы, пулемёты, танки, пушки, самолёты, снаряды?.. Играть тем, что осталось из довоенных запасов. Но вот задачка: как бы ценна ни была тебе игрушка, она могла спасти от голода. Её можно было обменять (особенно в городах покрупнее) на еду. На маленький кусочек хлеба, без которого семье никак не обойтись.
Заглянем в книгу Александра Крупенкова «Белгород в воспоминаниях белгородцев».
«…Дядя Володя, живший в Ленинграде, присылал замечательные заводные игрушки: и обезьянку, и мишек с пожарным насосом, и даже разборную железную дорогу, по которой этот самый насос ездил. Всё это великолепие было до войны, а в войну ушло неизвестно куда. Впрочем, иногда известно куда. Куклы с закрывающимися глазами (тогда большая редкость и ценность) ушли в окрестные сёла в обмен на продукты», – вспоминала Елена Аркадьевна Карпова (1935 г. р.), жительница г. Белгорода. Она была в числе немногих жителей, которые находились в городе в день освобождения, 5 августа.
А Михаил Григорьевич Юрченко (1928 г. р.), ветеран труда, житель г. Белгорода, на всю жизнь запомнил детскую хлопающую винтовку.
«Фашисты расположились по всей улице Везельской. В нашем доме поселилось шесть человек. Молодые все, не больше 25 лет… Особенно запомнил двоих: Адольфа и Вернера… Они сидят во дворе у разбитого сарая и обедают. И я во дворе около них кручусь, играю и думаю: сейчас дадут что‑нибудь поесть. Они иногда меня подкармливали. Но в этот раз ничего не дали. А у меня детская винтовка была, которая хлопала. Я спряталась с ней в бурьяне во дворе, посидел немножко, потом выскочил и крикнул: «Их бин партизан!» (что значит, я – партизан!) А они смотрят на меня. Один из них – полез в кобуру за пистолетом. Я раскрыл рот, он достаёт его и уже на курок нажимает, а второй немец – раз его под руку, и пистолет выстрелил мимо…»
Немало историй сохранилось про детей блокадного Ленинграда, которым приходилось собирать всё самое ценное в надежде обменять на скромное пропитание.
«Мне повстречались воспоминания Дмитрия Константиновича Дмитриева, 1884 г. р… Он был медиком и в годы блокады Ленинграда работал в поликлинике № 27 Октябрьского района и в Институте точной механики и оптики (ЛИТМО). Он писал: «…25 июля 1942 года – канал Грибоедова. У дома стоит в глухом вырезе окна – мужчина лет 40, прилично одетый, к нему прижимается и ласково глядит в глаза девочка. Она продаёт большого лохматого чёрного мишку стоящей около них женщине за 200 грамм хлеба. Мишка был подарен девочке ко дню рождения. Ребёнок описывает страдание отца, хочет спасти себя и папу. Хлеб – это всё…», – рассказывает Зинаида Медведкова.
Детские самоделки
А на сайте «Хранители» Зинаида Медведкова нашла дневник школьницы Григорьевской школы Молотовской области (с 1940 по 1957 годы, сейчас это – Пермский край). Маргарита Иванова вела его в 1943–1945 годах, когда в деревне находился эвакогоспиталь с немецкими военнопленными. Ей запомнились самодельные деревянные игрушки:
«Январь 1943 года. Военнопленные свободно гуляют по селу, некоторые с удочками сидят на плотине, пробуют ловить рыбу. Вдовы – солдатки приходят к начальнику госпиталя, просят, чтобы немцы помогли в хозяйстве – то печь сложить, то крышу перекрыть. Отпускают. Среди немцев многие из сельской местности, работу делают добросовестно, с умом. Но никогда они не попрошайничали, за что и стали их уважать на селе. Некоторые немцы, скучая по своим семьям, вырезали из дерева игрушки и дарили сельским мальчишкам».
Ну а когда совсем ничего не было, фантазировали – мастерили игрушки из картона, бумаги и других подручных материалов. К примеру, из пустых катушек для швейной машинки можно было сделать коляску.
«Так, в книге Валентины Ильиной (1937 г. р., во время блокады Ленинграда она была дошкольницей) «Люди и время. Воспоминания жителей Фрунзенского района о блокаде» есть интересное воспоминание Валентины Петровны: «…когда началась война, мне было четыре года… В детсаду, помню, когда укладывали спать, из матраса, в котором была дырка, я надёргала ваты и сделала куклу, и играла с ней, пока не усну. А потом прятала её, чтобы не нашли…», – говорит Зинаида Медведкова.
Смекалистые ребята
Дети были очень смекалисты. Не с чем играть – сами придумывали себе развлечения. Да, на них оставалось совсем чуть-чуть времени, но оттого ценнее была каждая минута.
Так, например, сохранились воспоминания Юрия Николаевича Перевозова, 1940 г. р… В 1960–1980-х годах он был партийным работником в различных учреждениях Тамбова и Тамбовской области. Поэт, участник тамбовского литературного объединения «Радуга» в своём дневнике вспоминал:
«…Мы ходили на колхозный двор, находили там обоймы от подшипников и катали их под горку. Какая укатится дальше всех – это маршал Жуков, занявшая второе место – Рокоссовский, далее – Конев, Василевский, Говоров, Толобухин, Малиновский… Об этих полководцах мы узнавали от фронтовиков, вернувшихся с войны. Сами мы изготавливали луки со стрелами, свистульки, трещётки. Немного повзрослев, играли в выбивалы, в чижика, в лапту, в котёл. Все приспособления для игр мы делали сами из подручных природных материалов: лук – из ветлы, тетиву – из конопляных ниток, стрелы – из тростника, мячи – из тряпок, рожок – из коровьих рогов и катушек…»
А Валентин Николаевич Белоусов (1934 г. р.) вспоминал зимние развлечения. Родился и жил он в годы Великой Отечественной войны в селе Зинаидино, что расположено в 10 километрах от посёлка Ракитное.
«Зимой все ребята делали себе коньки, чтобы кататься. Отрезали длинные ветви ивы, снимали с них кору. Ту часть ивового прута, что была потолще, привязывали верёвкой к подошве валенка, а тонкий конец брали в руки и с помощью него помогали себе управлять «коньками», – записано со слов дочери Марины Валентиновны Шехватовой.

Тряпичные куколки
Шаг 1.
Разверните носовой платок.

Шаг 2.
На одном из концов завяжите нетугой узелок – это будущая основа головы куколки.

Шаг 3.
На двух уголках-концах платочка справа и слева от головы завяжите плотные узелки. Вот и получились ручки!

Шаг 7.
Подкрутите оставшийся хвостик ткани, проведите его под руками и заправьте плотно сзади в материю.

Шаг 8.
Поправьте юбочку тряпичной куклы! Она получается свободной. Так что можно в неё спрятать маленький сюрприз, к примеру, конфетку.

Как её сделать? Смотрите видео.
Ольга Гузь