Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:34, 27 августа 2024
 Елена Вейп, музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения «Солнышко» п. Чернянка 685

Современная практика «Озвучивание картин»

Современная практика «Озвучивание картин» Фото: предоставлено Еленой Вейп
  • Елена Вейп, музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения «Солнышко» п. Чернянка
  • Статья
  • Елена Вейп, музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения «Солнышко» п. Чернянка
  • Статья

Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя на современном этапе наполняется новым содержанием – воспитывать личность активную, ищущую, способную к самостоятельному творчеству.

Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе современные практики.

Сегодня я хочу вас познакомить с одной из современных практик творческого музицирования – «Озвучивание картин». Эта современная практика применяется с детьми старшего дошкольного возраста и может быть использована в работе не только музыкального руководителя, но и воспитателя, логопеда, психолога, а также в работе с родителями. Практику можно использовать на групповых, индивидуальных занятиях, праздниках и развлечениях.

Практика опирается на два основных метода: 

1. Метод активации творческих проявлений, который подразумевает детское музицирование и игру в разнообразных формах. 

2. Метод моделирования музыкального языка, который позволяет показать и почувствовать ребёнку особенности выразительных средств и их отношений в доступной для него форме. Моделируются ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма. 

Благодаря фантазии и использованию музыкальных и шумовых инструментов любую картину можно не только увидеть, но и услышать, создать свой собственный оркестр.

Для того чтобы озвучить картину, добавить звуков, необходимо внимательно, детально её рассмотреть: что находится на переднем плане картины, какие цвета использовал художник, какие чувства вызывает у вас это полотно? И только после можем эти объекты ассоциативно соединить со звуком.

Почему в дошкольном возрасте практика «Озвучивание картин» так ценна? Потому что при озвучивании картин не нужно иметь специального музыкального образования, нет необходимости обладать навыком игры на каком‑то определённом музыкальном инструменте, так как в работе с детьми мы используем простые музыкальные и шумовые инструменты, и они сейчас перед вами.

Для того чтобы создать положительный настрой, важно подобрать музыкальное сопровождение к картине. Прежде всего, музыка подбирается по теме картины и в соответствии с возрастными особенностями детей. Я рекомендую подбирать классическую музыку знакомых композиторов детям, например, П. И. Чайковского, М. Глинки, И. С. Баха, В. Моцарта и других, но можно использовать любую, главное, чтобы она была хорошего качества и доступна для восприятия детям.

Перед озвучиванием картины необходимо составить небольшой повествовательный рассказ, это может быть импровизация или подготовленная небольшая миниатюра, связанная с темой картины.

Как показывает опыт, доступна эта практика прежде всего детям старшего дошкольного возраста, так как у них хорошо развито образное мышление. Когда мы используем музыкальные инструменты для озвучивания картины, то не даём детям точных указаний: возьми этот инструмент или возьми другой, у ребёнка есть право выбора, он выбирает инструмент по своим ощущениям и чувствам, то есть идёт развитие эстетического вкуса, слуховых восприятий, творческого воображения, учит импровизировать, развивает эмоциональный интеллект, коммуникацию и способность к музыкальным экспериментам. А ещё ребёнок легко и непринуждённо закрепляет название инструмента, технику игры на нём, а также выразительные возможности звучания каждого инструмента.

Вот такая простая практика хорошо развивает музыкально-творческие способности детей. Её можно использовать на занятии, в самостоятельной деятельности и, как я уже говорила, в работе с родителями.

Озвучивание картины всей семьёй — это уникальная современная практика для детей старшего возраста, применение которой даёт возможность творческого взаимодействия с семьёй. Чтобы привлечь родителей и заинтересовать их, необходимо подобрать несколько картин, доступных для восприятия детям, подготовить краткую аннотацию – небольшую информацию: кто написал, когда написал, добавить небольшой повествовательный рассказ и музыкальное сопровождение. А также рекомендации, какие инструменты можно использовать в домашних условиях: это, конечно, шумовые инструменты — различные крышки, ложки, хрустальные стаканы, баночки с различными крупами и многое другое. Здесь родители вместе с детьми могут проявить фантазию и творчество.

Используя практику «Озвучивание картин», можно подготовить проект «Оркестр без границ», участниками которого станут дети, родители и педагоги. В ходе проекта у детей и взрослых появится возможность самовыражения через звуки и ритмы, а также возможность сочинения собственной музыки без знания нотной грамоты. 

Ещё очень важный момент, применяя эту практику, можно использовать картины согласно календарю, это могут быть знаменательные даты нашей страны, области, посёлка и даже детского сада. Дети проникаются более глубоко определённым событием, полностью в него погружаются и соответственно быстрей закрепляют тот или иной праздник.

Подводя итоги, можно смело утверждать, что современная практика «Озвучивание картин» является практикой сотрудничества, способная оживить и разнообразить образовательный процесс. А также помогает вводить детей в мир прекрасного, стабилизировать их положительный эмоциональный фон, преодолевать комплексы, неуверенность, приобретать социальный опыт, развивать и реализовывать музыкально-творческие способности.
 
 

Современная практика «Озвучивание картин» - Изображение Фото: предоставлено Еленой Вейп

Елена Вейп, музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения «Солнышко» п. Чернянка 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×