Десять жизней деда Данила

-
Илья Губачёв, воспитанник Ровеньского районного Дома детского творчества, призёр областного конкурса юных журналистов-2022
-
Статья
-
Илья Губачёв, воспитанник Ровеньского районного Дома детского творчества, призёр областного конкурса юных журналистов-2022
-
Статья
Предыстория моего рассказа такова. В доме у своего друга Сашки я увидел необычный портрет – в старинной деревянной раме стояла чёрно-белая фотография какого‑то дедушки.
Дед как дед, но взгляд от него невозможно было оторвать – у него были глубоко посаженные глаза, окружённые множеством морщинок и, вместе с тем, лучистый тёплый взгляд, полный боли и жизни одновременно. А ещё меня удивили его руки – большие, натруженные и, казалось, очень тёплые. Я поинтересовался, кто это.
«Это мой прапрапрадед Данил. В нашей семье говорят, что он в одной своей жизни десять жизней прожил. Хочешь расскажу? Я столько раз слышал эту историю, что знаю её наизусть», – сказал Сашка.
И вот, что он мне рассказал.
«Имя деда – Данил Митрофанович Погорелый. Родился он ещё в позапрошлом веке, в 1887 году. За свою жизнь испытал нечеловеческие трудности всех войн того времени. Воевал в русско-японской войне, потом оттуда его перебросили на войну с Австрией. Там он попал в плен. В плену научился читать и писать. Из плена бежал, шёл домой полтора месяца пешком через Австрию и Польшу. Шёл ночами, ориентируясь по звёздам. Ранним утром вышел к реке, а на берегу – косари.
«Паны, а Россия далеко?», – спросил Данил Митрофанович.
Косари махнули руками и ответили: «На том берегу уже Россия!»
Обессиленный, голодный, прадед из последних сил переплыл широкую реку и, упав на берег, плакал и целовал родную землю.
В те времена в царской армии служили 25 лет, но Данилу Митрофановичу вручили царский крест и отпустили, потому что в плену он сильно переболел цингой и тифом.
Вернувшись в родные края, он стал работать в колхозе, женился. С женой они растили четверых детей: трёх дочерей и сына. Данил Митрофанович пережил разруху, голод, холод. Пережил и главную трагедию своей жизни – раннюю смерть любимой жены. Он был однолюбом и больше не женился, продолжая в одиночку поднимать своих детей.
Потом прадед попал под репрессии, был в ссылке на Колыме. Свой срок Данил Митрофанович получил за то, что, когда он был бригадиром, ночью на ферме вол закрутился в цепи и задохнулся. За порчу госимущества ему дали 12 лет. Но через семь лет прадед был реабилитирован, вернулся в свой колхоз и работал там до глубокой старости. В колхозе его очень уважали.
Несмотря на всё пережитое, Данил Митрофанович сохранил в себе силу духа и бесконечную доброту. Огромной души был человек, огромной силы воли! В жизни даже цыплёнка не обидел! Детвора его обожала, он делал им дудочки из вербы, а моей бабушке, своей внучке, он изготовил лошадку-каталку из дерева на зависть всей деревне.
Бабушка рассказывала, как дед её нянчил, читая сказки. А потом, когда она уже подросла, любил слушать, как она читала ему книги о трудных годах становления власти, и всегда тихо плакал. Вытирая слёзы, говорил: «Да-да, деточка моя, так и было в нашей жизни, всё правда…»
Прожил дед Данил ровно 101 год. Трудная, порой невыносимая жизнь нисколько его не сломила и не озлобила. Всю свою жизненную мудрость, твёрдость и силу русского характера вложил он в своих детей, внуков и правнуков. Он – незримая наша совесть. Он – стержень нашей семьи, фундамент нашего рода!» – закончил свой рассказ Сашка и замолчал, задумавшись.
Я тоже молчал. Перед моими глазами пролетела вся жизнь одного человека, и я вдруг осознал, что Сашке от деда Данилы передаётся сила, которая обязательно поможет ему стать настоящим человеком.
Илья Губачёв, воспитанник Ровеньского районного Дома детского творчества, призёр областного конкурса юных журналистов-2022