Аккредитация: проще, чем кажется

-
Виктория Максименко, директор начальной школы – детского сада «Улыбка» с. Дальняя Игуменка Корочанского райо
-
Статья
-
Виктория Максименко, директор начальной школы – детского сада «Улыбка» с. Дальняя Игуменка Корочанского райо
-
Статья
Размышления директора начальной школы Корочанского района о процедуре государственной аккредитации образовательной деятельности
Наличие государственной аккредитации является важным показателем качества образования, подтверждающим соответствие работы образовательного учреждения установленным стандартам и требованиям.
Всем известно, что качество образования в начальной школе является фундаментом для дальнейшего обучения и развития учащихся. Поэтому считаю важным подчеркнуть практическую необходимость прохождения аккредитации по уровню начального общего образования наравне с аккредитацией по уровням основного общего и среднего общего образования. Кроме того, аккредитация начального общего образования демонстрирует обязательное выполнение профессиональных стандартов и указывает на уровень качества образования, что важно для родителей при выборе школы для своих детей.
Конечно, по окончании начальной школы документы об образовании не выдаются, но своеобразным знаком качества образования является наличие государственной аккредитации.
Такой знак качества появился у нашего учреждения – начальной школы – детского сада «Улыбка» с. Дальняя Игуменка Корочанского района — 15 декабря 2022 года, именно этой датой был издан приказ министерства образования области о государственной аккредитации нашего учреждения. А накануне, 14 декабря 2022 года, состоялось заседание Главной аккредитационной комиссии, на котором было принято положительное решение рекомендовать учреждение к аккредитации.
В рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в отношении нашего учреждения сотрудники департамента по контролю и надзору в сфере образования проведели профилактические визиты, благодаря которым, а также конструктивному диалогу с сотрудниками департамента, был разработан чёткий план работы, позволивший нашей организации наиболее эффективно структурировать свои действия, определить ответственных лиц, распределить задачи и ресурсы, а также подготовить необходимый пакет документов. Такой наставнический подход, комплексное сопровождение и компетентная поддержка способствовали успешному прохождению процедуры аккредитации.
Мы стали одной из первых образовательных организаций в области, прошедших аккредитационную экспертизу в соответствии с новыми показателями, которые были определены приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 29.11.2021 № 868. Утверждённые показатели являются едиными для всей территории Российской Федерации.
Всего показателей 7, необходимое минимальное количество баллов при наличии контингента обучающихся – 45, максимальное — 65.
Предоставленные документы позволили экспертам оценить соответствие нашего учреждения данным показателям.
За первый и второй показатели, касающиеся соответствия структуры и содержания образовательных программ, а также планируемых результатов их освоения требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, наше учреждение получило по 10 баллов.
По третьему показателю были предоставлены сведения о педагогических работниках, имеющих первую или высшую квалификационные категории, участвующих в реализации образовательных программ начального общего образования.
На момент экспертизы наше учреждение по данному показателю не смогло набрать 10 баллов, так как процент педагогических работников, имеющих квалификационные категории, составил 33%, что соответствовало 5 баллам. За прошедший после аккредитации период доля аттестованных педагогов существенно увеличилась.
За всеми этими квалификационными категориями и заявлениями на аттестацию стоит колоссальный труд и усилия педагогических работников. Это прежде всего их результативное участие в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах, работа по сопровождению участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях различных уровней, в том числе входящих в перечень массовых мероприятий министерства образования области.
К примеру, Екатерина Андреевна Веденина стала победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2024» в номинации «Педагогический дебют», призёром пятого ежегодного межрегионального открытого фестиваля научно-исследовательских и проектных работ с презентацией на иностранном языке «Мир без границ», Анна Владимировна Жданова признана лауреатом муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2024» в номинации «Лучший учитель», победителем районного конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок».
По четвертому показателю были предоставлены сведения о педагогических работниках, прошедших повышение квалификации по профилю преподаваемого учебного предмета за последние 3 года. На момент экспертизы наше учреждение в этом критерии набрало 10 баллов. Это свидетельствует о наличии у педагогов стремления развиваться и улучшать свои профессиональные навыки.
Для наших педагогов обучение и непрерывное профессиональное развитие являются важной частью работы, поскольку это позволяет им оставаться в курсе современных образовательных методов, инноваций и передовых практик обучения. Их желание улучшать свои навыки и знания оказывает положительный эффект на работу школы и успехи учащихся.
Для подтверждения пятого показателя были предоставлены отчетные документы: товарные накладные и ведомости о приобретении учебников. Обеспечение каждого обучающегося учебником из федерального перечня является важным аспектом качества образования, способствующим успешному обучению и развитию каждого ученика, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.
По шестому показателю экспертам на нашем сайте в разделе «Электронные ресурсы» были предоставлены ссылки на наличие цифровых (электронных) библиотек.
Расположение ссылок на цифровые библиотеки на сайте школы помогает обеспечить доступность этих ресурсов для всех участников образовательного процесса. Это помогает, вне зависимости от местоположения и времени, родителям, учащимся и педагогам получать доступ к электронным платформам, книгам, статьям и научным и учебным пособиям, способствует укреплению информационной грамотности и развитию интереса к самообразованию. Это особенно актуально в ситуациях, когда учебный процесс осуществляется в дистанционном формате или в условиях ограниченного доступа к физическим библиотекам.
По седьмому показателю наше учреждение получило ноль баллов, так как оценка качества подготовки обучающихся, участвующих в оценочных процедурах, не проводилась в связи с тем, что в федеральной системе оценки качества образования содержались оценочные материалы для 5 класса (по итогам освоения программы начальной школы), которые не могли быть использованы на момент прохождения процедуры государственной аккредитации.
В целом наше учреждение успешно прошло аккредитационную экспертизу, получив 50 баллов с учётом невозможности оценки по седьмому показателю.

Прохождение аккредитации общеобразовательного учреждения — это не просто процедура подготовки необходимой документации. Это целый комплекс слаженных действий всех педагогов, способствующий повышению мотивации к профессиональному развитию и совершенствованию каждого сотрудника в отдельности и коллектива в целом.
На педагогическом совете, проведённом по итогу прохождения аккредитации, единогласно было принято решение добиваться постоянной положительной динамики развития учреждения. В поддержку данного решения в рамках проекта «Цифровые кафедры» федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» нами было заключено соглашение с БелГУ.
Сотрудничество, взаимодействие и совместные усилия всех членов коллектива способствуют достижению общей цели.

Лично от себя, как руководителя данного учреждения, хочу поблагодарить всех причастных сотрудников департамента по контролю и надзору в сфере образования и управления образования администрации Корочанского района за их профессиональную помощь.
У Дмитрия Сергеевича Лихачёва есть замечательное высказывание:
«В жизни надо иметь своё служение — служение какому‑то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен».
Убеждена, каждый человек может находить смысл и цель в своей работе, которые принесут пользу другим людям или обществу в целом, даже в малых, но значимых поступках.
Виктория Максименко, директор начальной школы – детского сада «Улыбка» с. Дальняя Игуменка Корочанского района
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Применяемые аккредитационные показатели
1. Соответствие структуры и содержания образовательных программ начального общего образования требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
2. Соответствие планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего образования требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом.
3. Доля педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационные категории, участвующих в реализации образовательных программ начального общего образования (не применяется при отсутствии контингента обучающихся).
4. Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по профилю преподаваемого учебного предмета, за последние 3 года в общем числе педагогических работников, участвующих в реализации образовательных программ начального общего образования (не применяется при отсутствии контингента обучающихся).
5. Обеспеченность каждого обучающегося учебником из федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
6. Наличие цифровых (электронных) библиотек, обеспечивающих доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.
7. Сведения о результатах оценки качества подготовки обучающихся, участвующих в оценочных процедурах, преодолевших минимальный порог (60% правильных ответов), полученных в ходе оценивания достижения ими результатов обучения, по федеральным оценочным материалам (не применяется при отсутствии контингента обучающихся).