Площадка для наблюдений
-
Димитрий Смолев, ученик Сафоновской школы Ивнянского района
-
Статья
-
Димитрий Смолев, ученик Сафоновской школы Ивнянского района
-
Статья
А вы задумывались, почему одно и то же растение в разных местах выглядит не одинаково (отличается ростом и формой) или вовсе не растёт? Всё дело в том, что всхожесть растений зависит от грунта.
Наблюдать за ростом растений можно на Дарвиновской площадке. В нашей Сафоновской школе такую площадку заложили в апреле. Теперь мы с ребятами можем наблюдать за появлением, ростом и развитием растений.
Ученики могли знакомиться с «борьбой» растений за существование, сменой растительных сообществ, способами заселения различных видов растений.
Как сделать такую площадку для наблюдений?
Место мы выбрали ровное, прямоугольной формы. Площадку разбили на 5 равных делянок размером 1 х 1 метр. В каждой делянке мы сняли слой земли (примерно 50 см), далее засыпали песок (высотой 10 см) и всё утрамбовали. После насыпали в делянки разные грунты слоем по 30 см. В первую — щебень, во вторую — песок, в третью — глину, в четвёртую — опилки, в пятую — чернозём (контрольная делянка). Появляться растения на делянках стали, конечно же, не сразу.
Наблюдали мы за Дарвиновской площадкой с апреля по сентябрь. Первые растения, что «поселились» на школьной площадке, — портулак дикий и щирица. Портулак дикий размножается семенами, а также с помощью корней, листьев и стеблей. Он широко распространён и может расти даже на бедных почвах, то есть очень вынослив в неблагоприятных условиях.
Щирица также взошла на всех делянках. У щирицы много семян, которые отлично всходят. Ну а третье растение, что взошло на наших делянках, — куриное просо. Появилось оно на делянках с песком, глиной и чернозёмом. Его семена легко распространяются, ведь их очень много и они лёгкие.
Летом на трёх делянках выросла марь белая. На пятой делянке — чернозём (контроль) кроме этих растений выросла ещё и герань полевая. Больше новых растений в течение всего лета и осени не появилось.
Одни растения не вытесняли другие на нашей площадке, так как они были слабо «заселены», то есть не было между ними борьбы за существование.
Вывод один — Дарвинская площадка нужна для наблюдения за последовательностью заселения растений в естественных условиях на разных видах грунта.
Димитрий Смолев, ученик Сафоновской школы Ивнянского района