Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:29, 10 марта 2023
 499

Крылья Надежды Федутенко

Как воевала наша землячка, единственная на Белгородчине женщина – Герой Советского Союза

Жизнь Нади Федутенко, родившейся в 1915 году в Ракитном, могла бы сложиться как и у многих её сверстниц: школа-семилетка, а затем школа фабрично-заводского ученичества для подростков. Стала бы она токарем или, к примеру, лаборантом на местном сахарном заводе…

Мечта о небе

Но у Нади была мечта — она грезила небом. Хотела стать лётчицей, взмыть в облака, покорить высоту. Со школьных лет девушка занималась спортом: бегала на лыжах, коньках, брала первые места на школьных соревнованиях. Любила и верховую езду — за скорость. 

Как только появилась возможность, Надя Федутенко записалась в кружок авиамоделистов. Здесь она узнала, как устроен самолёт, как управляет им человек. Собирая своими руками модели, Надя мечтала о настоящем самолёте, на котором полетит сама. 

В те годы с небольших полевых аэродромов по всей стране взлетали в небо первые отечественные самолёты, а девчонки и мальчишки буквально бредили небом. В СССР рождалась своя авиация — как военная, так и гражданская, — а значит, нужны были пилоты. Одним из них стала Надежда Федутенко: в 1935 году она окончила тамбовскую школу Гражданского воздушного флота, получила квалификацию пилота и инструктора парашютного спорта.
 

Автограф Надежды Федутенко для Белгородского областного историко-краеведческого музея Автограф Надежды Федутенко для Белгородского областного историко-краеведческого музея / Фото: из архива Белгородского историко-краеведческого музея

Но грянула война…

Став лётчиком, Надежда работала в Харьковском авиаотряде: возила пассажиров и различные грузы, осваивала новые типы авиационной техники, набирая тысячи полётных часов. Так бы и трудилась Надежда Федутенко в гражданской авиации, но грянула война. Фронту и партизанам, оказавшимся в тылу врага, нужны были боеприпасы, медикаменты. Пилота Федутенко призвали в Красную Армию. Она доставляла на самолёте ящики с патронами, оружием, лекарствами. Приходилось летать и в глубокий тыл противника, ориентируясь ночью на огни партизанских костров. Лётчица эвакуировала раненых, доставляла секретные донесения.

Работа эта была непростая: порой за штурвалом самолёта Надежде приходилось проводить по семь-восемь часов в день. После возвращения с одного из заданий техники насчитали на корпусе и крыльях её самолёта 47 пробоин от вражеских пуль.

На транспортном самолёте, который пилотировала лётчица, не было вооружения. Поэтому летать нужно было так, чтобы оставаться незаметной для истребителей противника — низко, буквально на бреющем полёте. Однажды Надежда Федутенко везла в Киев трёх офицеров Генерального штаба. О том, что произошло в том полёте, вспоминает Галина Ольховская-Кострыкина, служившая вместе с Надеждой Федутенко:

«В районе Брянска самолет шёл над лесом, едва не касаясь верхушек деревьев. Но вот лес кончился, и из облаков выскочил истребитель противника. Он ринулся в атаку на одинокий транспортный самолёт.

Заметив врага, Федутенко резко изменила курс. Истребитель промчался мимо, разрывы снарядов подняли тучи пыли с земли. Гитлеровец снова стал заходить для атаки. Проявляя величайшую изобретательность, лётчица маневрировала, меняя направление полёта. Противник снова пошёл в атаку. Самолёт вздрогнул от удара, но продолжал лететь.

— Мотор цел, руки работают. Значит, пока всё в порядке… — пронеслось в голове Надежды.
Вот и лес. Теперь вдоль дороги, прикрываясь лесом, потом оврагом. На горизонте показался город. Вражеский истребитель прекратил свои атаки. После посадки офицеры Генштаба пробовали шутить: «Мы, кажется, вернулись с того света». И крепко жали руку лётчице: «Спасибо за второе рождение!»

Надежда Федутенко. Фото 1945 года Надежда Федутенко. Фото 1945 года / Фото: https://warheroes.ru

Командир эскадрильи

В 1942 году Надежду Федутенко перевели служить в бомбардировочную авиацию, под начало легендарной советской лётчицы Марины Расковой. Обладая высоким лётным мастерством, Федутенко одной из первых освоила пилотирование и бомбометание на самолёте Пе-2. Первой в полку она превысила расчётные возможности самолёта, увеличив его бомбовую нагрузку до 1200 кг — до этого максимумом считалась тонна бомб. Надежду назначили командиром 1-й эскадрильи бомбардировочного авиаполка. 

Сослуживицы вспоминают ещё один эпизод из боевых будней Надежды Федутенко. 26 мая 1943 года полк получил приказ разгромить артиллерийские позиции противника. На подлёте к цели немцы открыли плотный зенитный огонь по советским бомбардировщикам. Пе-2, который вела Надежда, резко тряхнуло. Машина опустила нос и стала терять высоту. Штурман взглянула на Федутенко — из‑под шлема по лицу командира эскадрильи струилась кровь. Но лётчица выровняла машину и вновь повела её к цели. 

— Ничего, потерплю! — сказала Надежда штурману. — Ты целься точнее!

Бомбы легли точно. Замолкла вражеская батарея. Превозмогая боль, Федутенко развернула машину на обратный курс.

Хладнокровно и уверенно посадила самолёт, доложила о выполнении задания, и только после этого её увезли в госпиталь.

К концу войны гвардии майор Надежда Федутенко совершила 220 успешных боевых вылетов. Сбросила более 50 тонн бомб на позиции противника. Спасла более 150 тяжелораненых бойцов и командиров, вывозя из окружения и тыла.
Уже после окончания Великой Отечественной войны, 18 августа 1945 года, её заслуги были отмечены звездой Героя Советского Союза. Надежда Федутенко стала единственной женщиной на Белгородчине, удостоенной этого высокого звания за годы войны.

… Последние годы жизни Надежда Никифоровна провела в Киеве. На доме, где она жила, установлена мемориальная доска. Бюст отважной лётчицы и стела с барельефом установлены на её родине, на Аллее Героев в Ракитном, её именем названы улица в родном посёлке и школа № 3.

Вадим Кумейко
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×