Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14:20, 07 марта 2023
 491

Легенда о Рудной Деве

Отправились однажды корреспонденты «Большой переменки» в губкинскую гимназию № 6 – посмотреть да послушать, как интересно там ребята живут и учатся. И в одном из кабинетов встретила нас… Рудная дева! Да и кабинет оказался непростой – а настоящий минералогический музей (это в школе‑то!)

Музей минералов

Оказалось, что в гимназии Рудная Дева – это не просто «хозяйка» музея, на эту «должность» выбирают самых достойных учениц. В этот раз Рудной девой выпало быть восьмикласснице Анастасии Сапрыкиной. Настя – мало того, что умница и красавица, она ещё и победитель мунципальных этапов олимпиад по физике, ОБЖ, экологии и экономике, МХК и призёр олимпиады по немецкому языку. Её фотографию мы даже на обложке этого выпуска журнала разместили!
 

«А коллекцию минералов нам передал известный в Губкине человек, писатель и журналист Евгений Прасолов. Мы её сохраняем и пополняем. У нас город стоит на руде и было бы просто преступлением этим не увлечься. Ездим со школьниками в экспедиции, и оттуда камни привозим…» — рассказывает директор гимназии Сергей Вольваков.

История Рудной девы

Сейчас образ Рудной Девы – Рудинки – одна из туристических «фишек» Губкинского городского округа. Придумала легенду о Рудинке руководитель отдела развития туризма «Магнитный полюс» Анета Новикова. 

По образованию Анета Викторовна — филолог и юрист, увлекается историей и исторической реконструкцией. А полученная в юности профессия портного очень пригодилась, когда надо быть сшить костюм Рудной Девы. А ещё она очень любит путешествовать и более 10 лет руководит отделом развития туризма «Магнитный полюс».
 

Анета Новикова Анета Новикова / Фото: Вадим Москалёв

Анета Викторовна много лет изучала историю и костюмы восточно-славянского племени северян, которые в VIII — начале XI веков жили в наших краях. Костюм Рудной девы разработала и сшила, используя исторические и археологические исследования на территории Белгородской и соседних областей. Фактически этот праздничная одежда девушки-славянки из племени северян.

Впервые Рудинка – покровительница рудоискателей и горняков — «вышла в люди» в 2012 году. 

«Рассказ о Рудной Деве включался в тексты экскурсий. Часто при посещении территории первого ствола шахты имени Губкина или смотровой площадки железорудного карьера Лебединского ГОКа Рудинка выходила на встречу к экскурсантам. Позже образ Рудной Девы стали использовать при проведении крупных культурно-массовых мероприятий, — поведала нам Анета Новикова. — Легенда до сих пор используется в экскурсиях по городу. Кроме того, с 2016 года на территории Губкинского городского округа проходит Межрегиональный фестиваль-конкурс народных промыслов и ремёсел «Рудинка», а 2022 году состоялся фестиваль возможностей «Добрый город Губкин — РудинкаFest»».

С гимназией № 6 у Анеты Викторовны давние добрые отношения. 

«С Сергеем Петровичем и его супругой Светланой Николаевной нас сблизил интерес к истории Отечества. При создании легенды я для консультаций обращалась именно к ним. Кроме того, моя дочь Анастасия, выпускница гимназии, тоже очень прониклась любовью к истории и археологии под руководством Сергея Петровича, закончила исторический факультет Ленинградского университета им. А.С.Пушкина и уже 12 лет занимается в клубе исторической реконструкции «ХIII век»», — продолжает рассказ Анета Новикова.
 

Кстати…
Вот такой макет скульптуры Рудной Девы сделал известный российский скульптор Андрей Коробцов. Да-да, тот самый, который изготовил знаменитый памятник на Ржевском мемориале Советскому солдату, памятник Столыпину в Москве. Андрей Сергеевич долгое время жил в Губкине, там окончил среднюю и художественную школы. 
Макет скульптуры  Рудной Девы Макет скульптуры Рудной Девы / Фото: архив Андрея Коробцова

История костюма

Костюм Рудинки Анета Новикова сшила сама. Вручную. Без всяких швейных машинок. Даже пояс сама выткала – для этого пришлось научиться древней технике ткачества на дощечках. 

В древности женская одежда часто было многослойной. Таков и костюм Рудной Девы: нижняя рубаха (сорочка), верхняя рубаха из белого льна, украшенная цветными полосами по вороту, низу рукава, подолу; и ещё одна рубаха из красного льна, в более поздний период получившая название «навершника». Крой одежды — туникообразный, с боковыми вставками и ластовицами (вставками из ткани) под рукавом. Обязательным элементом одежды древних славян (как мужчин, так и женщин) был пояс. Он не только поддерживал довольно мешковатую одежду, но и играл роль оберега от всего дурного, поэтому даже в домашней обстановке наши предки не позволяли себе «распоясаться».

«Пояс соткан на 17 дощечках из шерстяных нитей двух цветов. Выбранный орнамент — «засеянное поле» — древнейший славянский символ плодородия. Но самый интересный элемент в костюме Рудной Девы, на наш взгляд, — это головной убор, реконструированный по прорисовкам археологических находок», — рассказывает Анета Викторовна.

Женщины-северянки часто украшали свои головные уборы височными кольцами – от двух до четырёх колец с каждой стороны. К тому же у левого виска была длинная проволочная подвеска с бубенчиками. Такая есть и у Рудной Девы. Головной убор был главным украшением, а кроме этого девушки носили браслеты (обручья или опястья), которые ещё и поддерживали достаточно длинные рукава. Среди других любимых украшений северянок — кольца, перстни и шейные украшения – бусы, гривны и другие. Бусы делали из стеклянных бусин жёлтого, синего и зеленоватого цветов. К бусам подвешивали лунницы (бронзовые, серебряные или золотые пластины в виде полумесяца), бубенчики, округлые ажурные подвески, крестики, монеты. 

На фото:
1 — височные кольца
2 — подвеска с бубенчиками
3 — обручья и опястья
4 — Бусы
5 — Лунницы
 
Украшения Рудной Девы Украшения Рудной Девы / Фото: Мария Куприй

«Бубенчики тоже были характерной особенностью одежды северянок. Их часто нашивали на одежду вместо пуговиц или прикрепляли к ожерелью и головным уборам. Для нашей Рудной Девы все металлические украшения и бубенчики сделали по прорисовкам археологических находок мастера из Великого Новгорода и Санкт-Петербурга», — добавляет Анета Викторовна.

Интересно, что…
… в костюме Рудной Девы нет ничего случайного. Даже цвета элементов одежды. Они соответствует цветовой гамме геологического разреза: желтый – это песок, белый – мел, красный – залежи руды, зелёный – почвы и растения.
Ну что ж, теперь самое время познакомиться с легендой о Рудной Деве, которую придумала Анета Новикова.
 

Легенда о Рудной Деве 

В стародавние, давние незапамятные времена в ковыльных степях возвышенности Среднерусской жили небольшие славянские племена.

Женщины племён земли возделывали да живность пестовали, да пряжи важные пряли.

Мужчины же руды искали по лугам, мочакам (чрезмерно увлажнённым лугам – ред.) да болотам, а из найденных руд чугун-железо выплавляли.

В семье одного из рудоискателей росла и расцветала дочь-красавица по имени Рудинка (кровинка). На все руки мастерица чудная: и ткала, и шила, и по грибы-ягоды хаживала, да родителю помощница – ловко управлялась она с «волшебной» лозой.

Однажды пошла она собрать ягоду-землянику для своих сестрёнок да братишек младших. Ходила долго, набрала много, дело доброе сделав, домой пошла.

А за то время на селение кочевники злые налетели: кого не убили – в полон увели. Цветом красным светили остывающие пепелища…

Рудинка плакала, кричала, звала родных отца с матерью, да сестёр, да братьев своих, но ответом ей был только шелест степной травы.

Упала она на землю, взмолилась: «Расступись ты, мать-сыра земля, забери меня со свету белого, ничто мне теперь здесь не мило!»

И расступилась мать-земля, раскрылась пещерою. Как вошла туда девушка, дивно-дивная картина глазам её предстала: под сводами пещеры солнечными зайчиками вспыхивало «кошачье золото», багряными волнами расползался «кровавик», из под ног в руки сами просились «гороховые камни».

«Так вот где земля-матушка хранит свои богатства, их бы отцу-родителю показать», — подумала девушка и повернулась к выходу. 

Но вспомнила, что некому показать земные сокровища, и самой некуда возвращаться. Осталась она в пещере, разглядела все до единого камушка, во многих узнала старых знакомцев, а тем, что встречала впервые, давала свои ласковые названия.

Много ли, мало ли дней прошло-минуло с той поры, но явился однажды пред нею Повелитель всех недр земных, и за усердие и любовь к родной земле вручил ей ключи от крепких запоров, сделав хозяйкой рудных залежей.

А на земле, тем временем, шумели – гремели, пролетали годы, столетия… Люди- труженики по‑прежнему, искали, добывали руду. И там, где честным, благородным рудокопам встречались богатые жилы, можно было увидеть красивую девушку в одеждах рудого цвета…
 

А вы знали?

В старину многие камни и минералы носили другие названия, не такие, как сейчас. Вот и в легенде о Рудной деве речь идёт вовсе не о вымышленных камнях.

Например, «кошачье золото» — это минерал пирит, очень похожий на золото. В древние времена с его помощью получали огонь. В переводе с греческого pyrites lithos – огненный камень или огниво. 
 

Пирит Пирит / Фото: Владимир Юрченко

«Кровавик» — это минерал гематит, в нём много соединений железа, поэтому он считается одной из главнейших железных руд. А красноватый цвет (в переводе с греческого гематит означает кроваво-красный) дают ему именно соединения железа.

 

Гематит Гематит / Фото: Владимир Юрченко

«Гороховые камни» — это минерал лимонит, тоже одна из главных железных руд. Учёные установили, что его добывали и использовали ещё в 2500 году до нашей эры! В отличие от гематита, у лимонита цвет желтовато-бурый (название произошло от слова «леймон»: в переводе с греческого — луг, что связано с его распространением на лугах и болотах). Название «гороховые» — тоже пошло от желтого цвета руды.
 

Лимонит Лимонит / Фото: сайт https://pro-mineral.ru/limonit/
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×