Белгородский музей народной культуры приглашает на выставку «Волшебство цветных лоскутков»
«Валентина Ивановна работает в самых разных техниках лоскутного шитья – традиционное шитьё из полосок, квадратиков, треугольников, многоугольников («соты»), что знакомо во всём мире. Также представлены и другие рукотворные техники: плетение, вязание, вышивка. Особенно интересны тряпичные куклы, они занимают значительную часть экспозиции. Мы можем увидеть котиков и кроликов – символы наступившего, 2023-го года, сов, хотьковские игрушки, несколько Бабок Ёжек», — рассказала экскурсовод Белгородского музея народной культуры Елена Шокова.
По словам Елены Алексеевны, на Руси издавна было распространено бережное отношение к ткани, как произведённой дома (до 18 века в основном в стране использовали домотканое полотно), так и к покупной. Широкое распространение шитьё из лоскутов получило во второй половине 19-го века с появлением в продаже заграничного ситца.
«В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75–80 см, и при раскрое из них одежды получалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой», — говорит Елена Шокова.
Пика своей популярности лоскутное шитьё достигло в конце века, когда наладили производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машинки.
«В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию – защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка», — рассказала Елена Алексеевна.
Свою выставку Валентина Станкевич посвятила семье, поэтому в одном из разделов экспозиции с говорящим названием «Посвящение семье» размещены семейные реликвии – фотографии семьи, картины братьев, обрядовые куклы – обереги дома. Также представлены работы внука Захара и внучки Веры (панно из солёного теста, пластилина).
Интересная история связана с одной из работ – одеялом «Подарок маме».
«Получилось своеобразное покрывало-телеграмма. Если внимательно присмотреться, то на отрезках лоскутков можно увидеть буквы, из которых складывается послание: «Мама, я тебя очень люблю!». Что интересно – Валентина Ивановна выслала подарок маме, но через некоторое время она вернула обратно ей покрывало. Сказала, что было жалко ей его использовать в быту», — отметила Елена Шокова.
Что интересно – Валентина Ивановна изготавливает ещё и одежду в технике лоскутного шитья. Так, в разделе «Дизайн одежды» представлены три эксклюзивных современных женских костюма: «Праздничный» (платье, сорока, сумка-лакомка), «Летний» (юбка лоскутная, блузка украшена буфами, бусы текстильные, сорока, сумка-лакомка), «Клетчатый» (платье-туника, нижняя юбка, бусы и кольцо текстильные, сумка, шапочка-таблетка).
«Валентина Ивановна не просто изготавливает вещи, она носит их сама!» — подчеркнула экскурсовод музея.
«Новое в лоскутном деле – это хорошо забытое старое!» — напомнила Валентина Станкевич и представила на выставке работы, выполненные в технике BORO.
Техника BORO – стиль японской стёжки по заплаткам.
«Само слово «боро» означает буквально «обрывки, тряпки» и предельно ясно говорит о сути подобной техники – это одежда и аксессуары, состоящие из многочисленных, сшитых друг с другом тряпок и лоскутов. Многочисленные заплатки и нашивки делали из самых разных тканей – использовали то, что было под рукой. История искусства «боро» насчитывает не одну сотню лет, она напоминает штопку. Это нарочито грубое использование многочисленных заплаток, нашитых вручную грубыми нитками», — пояснила Елена Шокова.
Новую жизнь можно вдохнуть и в старую ненужную джинсовую ткань. К примеру, Валентина Ивановна смастерила из неё очень объёмные предметы – самовар с чайником на подставке. А для внучки, занимающейся в художественной школе, – целый джинсовый комплект: фартук, сумку для этюдника, органайзер и даже… тапочки.
«Старинное лоскутное рукоделие перешло сегодня на уровень настоящего современного искусства. Нас, сотрудников музея, очень радует тот факт, что молодёжь проявляет интерес к рукоделию, к лоскутному шитью. Мы думаем, с годами не только духовная, но и материальная ценность признанных шедевров российского лоскутного шитья, безусловно, будет возрастать. Создавая лоскутные покрывала, картины-панно, одежду, тряпичные куклы, модные аксессуары, детали интерьера, мастер привносит в повседневную жизнь тепло семейного очага, любовь и традиции поколений», — отмечает Елена Шокова.
СПРАВКА
Выставка «Волшебство цветных лоскутков» будет работать в музее до 5 февраля.
Ольга Гузь