Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14:51, 27 января 2023
 Сергей Вольваков, директор гимназии № 6 г. Губкина 242

«Фирменный» подход

«Фирменный» подход Фото: архив гимназии № 6 г. Губкина
  • Сергей Вольваков, директор гимназии № 6 г. Губкина
  • Статья
  • Сергей Вольваков, директор гимназии № 6 г. Губкина
  • Статья

Слагаемые успеха гимназии № 6 г. Губкина

Считаю, что ещё ничего не сделано, пока что‑то осталось сделать. Марк Анней Лукан, «Фарсалия»

… Зачастую на уроках обществознания, пытаясь объяснить своим ученикам незримую взаимосвязь прав и обязанностей личности в условиях правового государства, задаю им вроде бы не совсем обычный для урока вопрос: «О чём вы думаете, когда идёт дождь?». Ответы, как правило, для меня предсказуемы: «…сорвалась прогулка с друзьями», «…рыба хорошо будет клевать», «…намечается романтическое свидание» и т. п. А затем я прошу их предположить, о чём в первую очередь думает директор гимназии, когда идёт дождь? Правильно, кстати сказать, ещё не ответил никто и никогда… Боюсь, что очень не скоро отыщется такой «незаурядный провидец» среди моих любимых учеников…

 При чём здесь Карфаген?..

Кстати, в уроке уже появляется некая интрига, потому что лучшие учащиеся класса не в состоянии отыскать Его Величество — единственно верный ответ, хотя они, безусловно, понимают, что есть в поставленном учителем вопросе какой‑то подвох, некая хитрость… Когда, наконец, я им говорю о том, что во время дождя директор думает о том, не потекла ли старая (как вариация новая) крыша в гимназии, они в целом меня понимают и без труда, уже самостоятельно, делают один из важнейших выводов на уроке – о прямо пропорциональной взаимосвязи прав и обязанностей каждого человека в условиях правового государства. 

Мы в гимназии абсолютно убеждены в том, что первое слагаемое вероятностного успеха любой образовательной организации в условиях сегодняшних реалий – это глубочайшее осознание не только администрацией, но и каждым педагогическим работником в отдельности, высочайшей степени своей ответственности перед обществом, перед государством, перед нашим будущим за то дело обучения и воспитания, которое нам поручено и которому мы посвятили свою жизнь (какбы это пафосно не звучало!)

Помните, был такой достаточно известный римский сенатор — Марк Порций Катон Старший, вошедший во всемирную историю во многом благодаря приписываемому ему крылатому выражению: «Ceterum cenceo Carthaginem delendam esse» («А кроме того, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен»). 

Как известно, после победы во Второй Пунической войне (218 – 201 гг. до н. э.), Карфаген всё ещё представлял для Рима серьёзную опасность… Катон, лично убедившись в том, что «…Карфаген наполнен крепкими мужами, военным снаряжением и сказочно богат…», призвал римский сенат выделить деньги на новую войну, чтобы окончательно стереть Карфаген с лица земли и исключить таким образом угрозу нового вторжения карфагенянского войска на римскую территорию. Но… римский Сенат не разделил опасения Катона и не выделил средства на необходимую военную операцию. И вот тогда Катон каждое своё выступление в Сенате, независимо от излагаемого им вопроса (проблемы экономики, образования, социальной политики и т. п.), неизменно заканчивал словами: «А кроме того, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен».

Это выражение означает неустанный призыв к чему‑либо, постоянное возвращение к одной и той же теме ввиду её особой значимости… Для нас эта «вечная» тема — качество подготовки наших обучающихся к итоговым испытаниям. Мы в гимназии неизменно стоим на том, что любое событие, мероприятие в течение учебного года — от торжественной линейки 1 сентября до последнего звонка в конце учебного года — в итоге должно так или иначе «работать» на положительный конечный результат, которым будут в полной мере удовлетворены все субъекты образовательного процесса: школьники, педагоги и родители.

… и Святослава вспомним

В последние годы мы осознанно пришли к пониманию того, что в своей деятельности следует, в первую очередь, стремиться к таким формам работы, которые идут от урока и одновременно обогащают этот урок в дальнейшем, делая его более насыщенным и качественным…

Как‑то изучая с ребятами походы Святослава, мы обратили внимание на то, что попавшему в окружение князю византийцы начали угрожать, предлагая сдаться, мотивируя это тем, что у них великое множество воинов… 

— Что ж, — возразил Святослав, — чем гуще трава, тем легче косить!

Я всегда поощрял вопросы учеников на уроке, справедливо полагая, что уместно заданный вопрос не только подчеркивает столь необходимую на уроке связь «учитель-ученик», но и украшает сам познавательный процесс, демонстрирует полное взаимопонимание учителя со своими учениками. Однако, вопрос, заданный на этот раз, честно говоря, поставил меня поначалу в тупик:

«Сергей Петрович, а как это «Чем гуще трава, тем легче косить»? Ведь получается, что Святослав обрадовался, услышав, что у византийцев ещё много воинов, или в самом сравнении, приведённом Святославом, допущена какая‑то ошибка?»

Я вдруг осознал, что мои талантливые ученики не понимают, почему косить легче, когда трава гуще. Ведь для того, чтобы понять это выражение Святослава, мало разбираться в тонкостях исторического процесса, знать определения и даты, уметь сравнивать и анализировать исторический материал. Надо просто уметь косить косой траву…

Конечно, я попытался объяснить, что Святослав, скорее всего, имел в виду то, что ни одна стрела, ни один дротик русских в ходе битвы при большом скоплении воинов противника не минует цели, что победа Святослава будет тем значительнее, чем большее количество врагов будут обращены в бегство и т. п. И всё же я понимал, что подлинный смысл изречения мне передать людям, которые, в отличие от того же Святослава, никогда не держали косы в руках и не испытывали восторга от ровно и аккуратно скошенных валков пахнущего сена в процессе косовицы, невозможно.
К сожалению, современное городское образование оторвано от реальной жизни, от земли, от наших истоков… мы стали забывать, что практика — лучший учитель.

Вот почему у нас в гимназии на постоянной основе организованы ежегодные археологические и экологические экспедиции, практикуются летние лагеря изучения английского языка. Суть нашего «фирменного» подхода в указанном направлении – это не просто ознакомление учащихся с перспективами исследовательской деятельности, а вовлечение их в оную таким образом, чтобы эта деятельность стала важнейшей потребностью. Полагаем, что продуманная и систематическая работа в этом направлении — это проявление безусловного развития любой образовательной организации и важнейшее слагаемое нашего успеха.
 

Чтобы остался добрый след…

Проекты и акции, мероприятия и конкурсы, в которых принимает участие любая школа, могут быть полезными и не очень, бюджетными и чрезвычайно затратными, от которых остаётся неизгладимый след в душе ребёнка и… от которых ничего не остаётся…

Мы стремимся к тому, чтобы этот «добрый след» в душе ребёнка оставался всегда…

Так, например, каждый год 27 января, в день трагической дуэли Пушкина, в нашей гимназии совершенно особая атмосфера… В этот день мы не пишем сценариев, не проводим совещаний, не раздаём поручений, потому что всё это бренно… На первом этаже перед портретом Пушкина стоят зажжённая свеча и микрофон. И целый день любой гимназист или учитель может наизусть читать любимые строки из бессмертных сочинений «Солнца русской поэзии»…

Полагаем, подобное отношение к нашей русской культуре, к нашей общей истории — это безусловное слагаемое нашего общего успеха посредством совершенствования форм обучения и воспитания.

Общеизвестно, что важнейший фактор любого прогнозируемого успеха – это мотивация. Мы стараемся уделять этому фактору должное внимание. Например, первые итоги муниципального этапа предметных олимпиад мы подводим в форме «Чаепития у директора». Это мероприятие превратилось у нас в хорошую и добрую традицию…
Как правило, это последний день второй четверти, впереди каникулы, Новый год, у всех хорошее настроение… Учителя благодарят своих самых успешных и трудолюбивых учеников, дарят им памятные подарки и сувениры. Происходит обмен мнениями в тёплой, дружественной обстановке. Младшие гимназисты готовят вокальные и хореографические номера, в школьной столовой пекут фирменные пироги. У этого мероприятия есть ещё одно название… Помните, у Пушкина в «Песни о Вещем Олеге»: «Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они…»?
 

А в последний день третьей четверти (в конце марта) у нас традиционно происходит День гимназии, важнейшая составляющая которого — как раз официальная церемония чествования победителей и призёров предметных олимпиад.

Здесь всё серьёзно: приглашение на сцену, вручение медалей, каждому награждаемому посвящаются отдельный слайд презентации, тёплые слова благодарности и признательности, в зал приглашают гордых за своих чад родителей. 

Вышеизложенные рассуждения, на наш взгляд, были бы не завершёнными, если особо не подчеркнуть, что в вопросах современного управления инновационным общеобразовательным учреждением, как и в любой другой основополагающей деятельности, принципиально важно не останавливаться на достигнутом, а находиться в постоянном творческом поиске, неустанно побуждая своих коллег к непрерывному профессиональному совершенствованию, удивляя своих учеников добротой и справедливостью, восхищая и неустанно совершенствуя педагогическое пространство современной России (см. эпиграф). 
 
«Фирменный» подход - Изображение Фото: архив гимназии № 6 г. Губкина

Сергей Вольваков, 
директор гимназии № 6 г. Губкина    

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 3, 2022 г.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×