Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:42, 10 октября 2022
 227

В Белгородском музее народной культуры работает выставка поясов

В Белгородском музее народной культуры работает выставка поясовФото: Ольга Муштаева
  • Новость
  • Новость

В экспозиции выставки «Тайны старинного ремесла. Ткачество поясов» представлена фондовая коллекция поясов по различным способам изготовления — на ткацком стане, на бёрдышках и дощечках, а также витые и плетёные.

Как рассказала младший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Белгородского музея народной культуры Лия Бобошко, в традиционных культурах пояс был обязательной деталью как женской и мужской, так и детской одежды. 

«В средневековой Руси поясу придавалось особое значение. Он обозначал силу, крепость, власть и готовность к служению. Если заглянуть в «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля, то можно узнать, что слово «пояс» происходит от слов «поять, обнять». Пояс как бы обнимает человеческое тело. Пояс, поясок, подпояска, покромка, тесёмочка, кушак, опоясочка – «необходимая принадлежность русской одежды, и ходить без опояски по рубахе считают грехом» — отмечал Владимир Даль», — пояснила Лия Бобошко.

По словам Лии Николаевны, пояса были обрядовыми, праздничными и бытовыми. Они носились поверх одежды. Отличали их цветовое решение и ширина: бытовые были порядка одного-полутора сантиметров, праздничные – два-три сантиметра. Праздничные пояса были более яркими и нарядными. А вот широкие пояса назывались кушаками. Ими опоясывали тулупы и шубы. 

Пояса несли в себе не только бытовую функцию, то есть чтобы подпоясывать ими широкую одежду. Считались они ещё и оберегом.

«Это подтверждается народной мудростью: «Носи рубаху с крестом и поясом и ничего тебе не деется». Отношение к поясу было отражением нравственности, принятых в обществе норм поведения. Считалось, что круг, кольцо, пояс всегда защищали человека от недобрых сил, были охраной», — отметила Лия Бобошко.

Как рассказала Ольга Козлова, заведующая сектором хранения отдела фондов Белгородского музея народной культуры, до наших дней сохранилось и используется такое выражение, как распоясался. В современном мире оно означает, что человек плохо себя ведёт. 

«И раньше это тоже было чертой нехорошего поведения. Распоясывали мужчин, это считалось самым жёстким наказанием в древности. Это значило, что за какой‑то проступок община села лишала мужчину пояса. И чтобы вернуть себе право носить его (а пояс считался главным оберегом у человека: он защищал живот, самую незащищённую часть человеческого тела) – ему нужно было совершить очень много праведных, благородных поступков, чтобы получить разрешение общины. Поэтому, когда видели распоясанного человека, понимали, что он совершил нехороший поступок», — пояснила Ольга Николаевна. 

На выставке можно увидеть не только разнообразие поясов, но и множества способов их изготовления. В нашем регионе существовали практически все виды поясов: тканые на станах, бёрдышках и дощечках, а также витые и плетёные.
 

Виды тканья Виды тканья

«Технология изготовления отличалась многообразием приёмов, а также оригинальными инструментами. Материалом для изготовления поясов (кушаков) служили пенька и шерсть, окрашенные в жёлтый, красный и другие цвета», — отмечает Лия Николаевна.

«Что интересно – мало того, что использовали в домашних условиях сделанные своими руками нити, шерстяные – из шерсти, они ещё и сами их окрашивали натуральными красками, которые брали из самой природы. К примеру, листья разных растений и деревьев, кору вываривали…», — дополняет рассказ коллеги Ольга Козлова. 

Так, например, зелёный цвет нитям помогали придать стебли и листья зверобоя и крапивы, кора рябины, кора, ветки и листья тополя, листья щавеля; голубого цвета удавалось добиться с помощью лепестков василька, ягод ежевики, листьев гречихи, коры ясеня, стеблей и листьев шалфея; чёрный цвет получался в результате использования ягод воронца, корней таволги, листьев толокнянки, листьев и стеблей подбела и сока травы зюзник…
 

Крашение тканей Крашение тканей

Ткали пояса в основном русские крестьянки, на стане или дощечках. К слову, тканье на дощечках и бёрдышках – самый древний вид ткачества, отличавшийся большой трудоёмкостью и требующий огромного мастерства. Искусная мастерица могла работать на 12 дощечках и изготовлять пояса до 10 сантиметров шириной. 

«Кроме того, в некоторых сёлах Белгородчины занимались и вязанием кушаков. Данный способ изготовления такого типа поясов известен в украинских сёлах. Украшали пояса «мохрами» (кистями), которые делали из гаруса или бисера. Чтобы показать себя, кончики праздничных поясов украшали бахромой, шерстяными нитями, бисером, бубончиками всевозможными. В народном костюме, особенно Белгородско-Воронежского региона, наблюдается большое разнообразие поясов. Встречаются широкие пояса – гладкие или тканые в широкую полосу, а также узкие – тканые из чёрных шерстяных нитей с богато орнаментированными лопастями на концах в виде прямоугольника, квадрата, трапеции, которые свивают по сторонам передника или спадают поверх понёвы», — рассказала Лия Бобошко.

Посетить выставку «Тайны старинного ремесла. Ткачество поясов» можно до 20 ноября. 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×