Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14:05, 05 октября 2022
 260

Один – за всех, и все – за одного

Один – за всех, и все – за одногоФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Почему подполковник Сергей Рабыко сравнивает себя с известным сказочным героем

«Кто? Учитель ОБЖ? Я? Да какой же из меня преподаватель?!» — усмехнулся бы подполковник Сергей Рабыко ещё 19 лет назад. Не поверил бы, что придёт в школу, и в молодости, и тем более в детстве, когда в голове вертелось лишь одно «служба-служба-служба». Сейчас, гордо рассказывая о кадетах 45-й школы Белгорода, не сдерживает восхищения: «Не поверите, я уже с ребятами столько всего увидел, сколько за всю службу в армии не видывал… Кажется, мы уже исколесили всю Москву, обошли все музеи Санкт-Петербурга. И это я ещё не говорю о других городах…»

Офицер – и точка! 

Сергей Рабыко родом из Белоруссии. Родился в 1957 году в Буховке, районном центре Могилёвской области, в семье офицера. Ровно через неделю отца перевели к новому месту службы. Переехали в Польшу. С тех пор и начали колесить по свету: два года в Польше, после – Гродно (Западная Беларусь), где и пошёл в первый класс. Проучился лишь месяц – и семья первоклашки вновь начала собирать чемоданы. На этот раз в Германию. Отец Сергея нигде особо не засиживался, его то и дело переводили из городка в городок. Вот и получилось: за семь лет службы в Германии старший лейтенант Николай Рабыко дослужился до подполковника, а Сергей сменил шесть школ. Благо, в военных городках, при которых работали школы, учились на русском. Хотя языкового барьера, когда выходили в город, никогда не было. Ребята, как губка, впитывали иностранную речь. С местными изъяснялись на смешанном русско-немецком. Окончил учёбу уже в Тернополе, что на Западной Украине. 

«Вся жизнь прошла в военных городках. А это – военные площадки, солдатские клубы, возможность собирать/разбирать автоматы, постоянные спортивные соревнования… Да, вечные коммунальные квартиры – жизнь не для каждого. Но мы находили в ней столько веселья: множество друзей, игры в лото и домино, совместные праздники и огоньки», – вспоминает детство Сергей Николаевич. 

И, конечно же, святое святых всех ребят – бесконечные «войнушки». Ребятам вволю было где порезвиться: ещё с войны остались старые окопы. А из растущего рядом репейника смышлёные мальчишки мастерски делали погоны. Без воинских званий игра не игра.

Как‑то первоклашке отец – начальник артиллерийского вооружения дивизии – принёс настоящий револьвер. Пришёл домой и серьёзно так сказал: «Держи. Дарю!». Довольный мальчишка мигом спрятал находку под подушку (смеётся: совсем как в кино), а наутро… отцовский подарок исчез. Понятное дело – отец забрал, всё‑таки настоящее оружие – не игрушки. Но сколько радости, сколько ответственности, сколько гордости, сколько детских мечт «Хочу быть как папа!». 

«С самого детства мы с экскурсиями объездили всю Германию. Посещали музеи, памятные места, связанные с героизмом наших воинов. Бывали в Бухенвальде, где видели зверства фашизма, – рассказывает Сергей Рабыко. – Потому никогда не задумывался, не стоял не перепутье «Кем быть?». Кажется, выбор был всегда однозначен. Будто с самого рождения в голове было прошито: офицер, быть военным. Все пацаны мечтали тогда быть героями. Вот и я продолжил династию артиллеристов (отец, два родных брата, я) и поступил в 1975 году в Хмельницкое высшее артиллерийское командное училище».

 

 

Один – за всех, и все – за одного - Изображение Фото: архив Сергея Рабыко

Добро пожаловать в учителя! 

1979 год. Хмельницкое окончено. Куда же направят служить? Волей судьбы вновь оказался в знакомой с детства Германии. После был Ташкент. Конец марта. Жара. Трава выгорела. На рынках пруд пруди клубники размером с абрикосы – первые впечатления до сих пор не стёрты из памяти.

Туркмения, Уральский военный округ… – только обживались на одном месте, срывались в другое. Дослужился до подполковника. В отставку ушёл в 2001-м. Получив жилищный сертификат, задумались с женой, куда же отправиться жить. Условие одно – жильё можно купить в России. Подумали: его родители живут в Белоруссии, жены – в Украине. Прикинули: «Может, выберем что‑то посередине?» Посмотрели карту, послушали советы друзей. И уже в октябре 2001-го приехали в Белгород. Поселились рядом с 45-й школой, куда вскоре Сергей Николаевич пошёл устраивать дочь-семиклассницу. Лене школа приглянулась, а Сергей Николаевич, к своему удивлению, получил судьбоносное предложение.

«Пришли, я вкратце рассказал, откуда приехали, где служил, как решил перебраться в Белгород. Директор посмотрела, послушала и вдруг как предложит: «Сергей Николаевич, не хотите прийти преподавать к нам в школу?», – вспоминает подполковник. 

Признаётся, опешил поначалу. Что-что, а подобного разговора совсем не ожидал. Справившись с секундной растерянностью, тут же выдал «Не готов я ещё…» — и давай придумывать небезосновательные отговорки.

«Никогда не думал, что буду преподавать в школе. Вообще не видел себя в роли учителя», – делится Сергей Рабыко. 

А директор Людмила Бугаёва, будто с первого взгляда поняв — «ценный пришёл к нам кадр», деловито произнесла:

 — С 1 декабря у нас зарплата увеличивается. Подумайте!

— Хорошо! Если что – подойду.

На том и ушёл. Но ненадолго. Посмотрел-посмотрел вакансии, поискал работу, но так и не нашёл занятие по душе. Вспомнил предложение Людмилы Ивановны. 

«Подумал. Школа, дети… Да, бесспорно, новое для меня. Но не сказать, что совершенно незнакомое и другое. Вся армейская служба по сути – это та же учёба, разве только в школе предстоит обучать детей. С годами работы с кадетами убедился: обучение – невероятнейший процесс. У тебя на глазах люди вырастают. Берёшь ребёнка и наблюдаешь, как из года в год он меняется. Растёт и физически, и умственно. Учитель — будто папа Карло. Потихоньку выстругиваешь-выстругиваешь и оп – у тебя получился Буратино!»

 

Один – за всех, и все – за одного - Изображение Фото: архив Сергея Рабыко

Так в свои 44 года подполковник обзавёлся ещё одним званием, на сей раз школьным – «учитель ОБЖ». Смеётся: на свой первый урок подготовился прямо как молодая учительница. Продумал все детали занятия. Ребята восприняли с интересом.

«Раньше я проводил занятия с солдатами, офицерами. Так что работа перед аудиторией мне не страшна. Наверное, это уже профессиональное. Главное – хорошо владеть материалом. Дальше — как в армии. Командиру не важно, сколько перед ним человек, он может командовать и взводом, и ротой, и батальоном, и даже полком», – уверен Рабыко.

Конечно же, в школе-первопроходце кадетского движения Сергей Николаевич сразу начал заниматься с кадетами. Всерьёз взялись за строевую подготовку, хромала она поначалу у ребят. Кадеты схватывали всё на лету, и уже в феврале 2002 года выиграли областной конкурс. 

Кадетское братство 

В 2007-м, год, когда Белгороду присвоили почётное звание «Город воинской славы», кадеты 45-й школы отправились в Новороссийск на Всероссийский слёт «Мы – патриоты России». Как сейчас помнит, 53 команды из разных уголков России, но удача впервые улыбнулась белгородцам. Заняли первое место!

«Из Новороссийска нас сразу повезли в Москву на приём в Министерство обороны. Нас принимали в МЧС, Министерстве просвещения, РУДН… Когда вернулись, собрались с директором, завучами и начали думать: «А что делать дальше?». Решили, возьмём сначала 10-е классы, потом 9-е, и так постепенно будем добавлять по одному кадетскому классу», – вспоминает Сергей Рабыко. 

Так в школе появились устав и положение о кадетском движении, форме, присвоении воинских кадетских званий – кадет, старший кадет, младший сержант, младший вице-сержант, вице-сержант, старший вице-сержант. Самое первое звание – кадет – присваивается сразу после принятия в торжественной обстановке кадетской присяги. Чтобы присвоили другие, придётся потрудиться: учиться на 4 и 5, проявить себя в общественной жизни (кадетские балы, концерты, конкурсы, олимпиады, слёты, соревнования), показать себя дисциплинированным командиром отделения.
 

 

Один – за всех, и все – за одного - Изображение Фото: архив Сергея Рабыко

 В 2012-м в школе создали кадетское братство.

«Сформировали штабы «Учёба», «Дисциплина», «Спорт»… Из каждого класса отобрали по одному представителю в каждый штаб, выбрали председателей. Один штаб отвечает за выпуск боевых листков и стенгазет, второй – за дисциплину (форма одежды, опоздания), третьи – за учёбой смотрят, четвёртые – за спортивной жизнью… Создали своего рода ученическое самоуправление. А когда есть ядро, с кадетами легко работать. Они сами приходят и спрашивают: «Что нам надо сделать?» Нам остаётся лишь показывать, направлять, где‑то поправлять», – говорит Сергей Рабыко. 

По мнению Сергея Николаевича, не стоит бояться разрешать детям брать на себя ответственность. Так из отличившихся старшеклассников в школе каждый год выбирают кадетов-наставников (в основном 2–3 человека), закрепляют их за пятиклашками или начальной школой. Ребята разучивают строевые приёмы без оружия, песни, учатся выпускать боевой листок. 

«Когда с детьми занимаются такие же дети, только постарше, они меньше стесняются, быстрее учатся всему, ведь говорят на одном языке. Нам остаётся помочь отточить их мастерство», – отмечает преподаватель.

Победа и только победа 

Сентябрь 2015. Белоруссия. Кадеты стали абсолютными победителями гражданско-патриотической смены учащихся Союзного государства «За честь Отчизны». Март 2018. Москва. Белгородским кадетам нет равных на XV Всероссийском кадетском сборе. Показали лучшие результаты в прохождении торжественным маршем, смотре строя и песни, подтягивании на перекладине и метании гранаты.

«Мы очень редко становимся призёрами конкурсов, сборов и слётов, в основном – победителями. Как‑то спросили, сколько кубков мы уже завоевали? Получилось более двухсот. Каждый ребёнок может посмотреть, где, когда и за что мы их получили. Когда младшие смотрят на награды старших — начинают гордиться, хотят быть похожими на них. Я им напоминаю, любой авторитет и победа – кропотливый труд», – рассказывает Сергей Рабыко. 

Даже те, кто уверен в своих силах, обычно волнуются. Особенно в первый раз. Бывает, отправятся на соревнования кадеты, а там, куда ни глянь, – сотни ребят со всех уголков России. Все спортивные, подтянутые. Ещё бы! Элита съезжается. «О, Белгород!», «45-я школа», «Здравствуйте, Сергей Николаевич!»… – раздаётся то там, то тут. Белгородских кадет знают. Да ещё и Сергей Николаевич по‑боевому ободрит: 

«Волнуетесь? Ну что вы? Хватит! Ребята до вас всегда побеждали, и вы победите! Мальчишки на пару голов выше? И пусть! Достойные соперники. Не смотрите на них. Смотрите на то, какие вы сильные и умные!».

Человек с большой буквы 

«Возложение цветов к памятникам, поднятие государственного флага, заступление на пост № 1 (на 9 мая и 5 августа), всероссийские и международные слёты кадетских классов, школы безопасности… Давно заметил, если ребята активно участвуют в общественной жизни города или ездят на соревнования, они становятся совершенно другими: им стыдно даже тройки получать. Чувство гордости усиливают усидчивость и старательность», – делится наблюдениями Сергей Рабыко. 

По мнению подполковника, кадетское движение помогает воспитать человека с большой буквы:

«Почему‑то у многих гражданских людей всё представление о кадетском движении сводится к одному лишь метанию гранат и разборке автоматов. От некоторых вообще можно услышать: «Да чему дети там научатся в кадетском классе? Маршировать?». Кадетское движение – это движение воспитания. Мы воспитываем нашу молодёжь уважать старших, знать и чтить традиции и историю своего родного края, помогать младшим, быть порядочными. Если ребёнок слаб, болен, никто никогда не будет заставлять его метать гранаты, участвовать в туристических походах и прочих конкурсах. Самое главное – чтобы он не чувствовал себя одиноко. Кадетское движение сплачивает ребят, они чувствуют себя частью команды, в которой один за всех, а все за одного. Совсем не обязательно, что в будущем они станут спасателями или военными. Не важно, какую профессию выберут. Главное – то, какими они станут людьми!».

 

 

Один – за всех, и все – за одного - Изображение Фото: архив Сергея Рабыко

Послушай меня!

С первых дней новоиспечённый учитель ОБЖ нашёл общий язык с ребятами. 

«Никогда нельзя общаться с детьми свысока, оскорблять, повышать на них голос. Человек, уверенный в себе, всегда говорит тихо. Думаете, почему некоторые переходят на высокий тон? Так неуверенный в себе человек пытается сказать: «Послушай меня, послушай же!». А его всё равно никто не слушает. Слушают того, кто говорит умные вещи, и говорит их тихо», – убеждён Рабыко. 

По мнению Сергея Николаевича, даже самые отпетые школьники прислушаются к педагогу, если тот заслужит их уважение. Как? Быть во всём примером: в стиле, разговоре. Показать, что ты профессионал своего дела. 

«Ты должен отлично знать материал и при этом, общаясь с ребёнком, никогда не забывать: у педагогов больше знаний. Он может кивать, внимательно на тебя смотреть, старательно всё записывать. А потом, к примеру, употребив в своей речи слово «кумач», спросишь его: «А ты знаешь, что значит?», и слышишь в ответ протяжное «не-е-ет». Толк от такого занятия? То, что тебе кажется элементарным, не всегда понятно ребёнку. Нужно пояснять им каждое незнакомое слово», – советует Рабыко. 

А если педагог будет делать работу с желанием, его настроение и другие подхватят: 

«Всегда говорил и говорю: каждое дело делай хорошо, не спускай его на «лишь бы сделать и забыть». Надо провести урок? Проведи хорошо! Нужно детей отвезти на экскурсию? Отвези! И даже если вдруг по какой‑то причине тебе чего‑то не хочется, ни в коем случае не показывай виду детям. Ты сам выбрал свою профессию, тебя никто не заставлял. Как‑то, идя по городу, увидел учителя. Идёт со школьниками куда‑то недовольный, бубнит себе что‑то под нос. А за ним дети тянутся хвостиком с такими же поникшими головами. Конечно, это единичный случай. Но настроение педагога и детей – общее настроение. Жить нужно с интересом, тогда и дети им заразятся!». 

Ольга Муштаева

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 4, 2020 г.

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×