«Ты навсегда в моём сердце!» — говорит каждому своему выпускнику учитель Светлана Павлова
Уроки для кукол
Сама Светлана Валентиновна – отнюдь не из учительской семьи. Но, как сама говорит, учителем хотела быть всегда. «Заболела» этой профессией с первого класса. Едва пошла в школу, дома устраивала «уроки» для кукол, вела журнал, даже домашнее задание своим «ученицам» задавала.
Эту любовь к педагогике она пронесла через все школьные годы, твёрдо зная, что после 10-го (тогда ещё средняя школа заканчивалась 10-м, а не 11-м классов) пойдёт учиться в пединститут. Вопрос был лишь в том, на учителя какого предмета пойти учиться?
Впрочем, и на этот вопрос ответ нашёлся очень быстро.
«В белгородской школе № 10, где я училась, был музей 52-й Гвардейской стрелковой дивизии. И когда я училась в девятом классе, я была директором этого музея. А история как предмет мне нравилась всегда. Так что к выпускному классу уже решила: иду на истфак!» – рассказывает Светлана Валентиновна.
«Эта школа дала мне крылья»
10-я школа, где в те годы директором была Евгения Ивановна Кириллова, стала для Светланы Павловой не просто вторым домом, где учителя относились к детям с уважением и пониманием. Но и сформировала её педагогическое мировоззрение.
«Эта школа дала мне крылья. Она дала образец видения себя как учителя, — вспоминает наша героиня. – Для меня образцом учителя была мой классный руководитель Ида Наумовна Глушанкова. Она вела у нас русский язык и литературу. Она по‑особому относилась к детям. Например, никогда в жизни не повышала голос. Она с каждым учеником говорила так, будто перед ней стоит взрослый человек. Когда кто‑то плохо себя вёл, она шептала ему на ушко, как надо себя вести и в чём ученик был не прав. Никаких разборок и ругани при других людях!»
Уважение к детям – первая ступень к нормальным, доверительным отношениям между учениками и педагогами, уверена Светлана Павлова.
Завуч в 26 лет
Белгородский пединститут имени Михаила Ольминского (из него много лет спустя «вырос» Белгородский государственный университет) Светлана Валентиновна окончила с дипломом учителя истории и… английского языка.
«В то время были нужны учителя, которые могли бы вести несколько предметов, особенно в маленьких сельских школах», — поясняет она.
И признаётся в любви пединституту, который стал для неё хорошей профессиональной школой. Настолько хорошей, что уже на пятом курсе она пришла работать в 36-ю школу Белгорода учителем истории, а когда ей исполнилось 26 лет, директор школы предложил ей должность своего заместителя.
«Наверное, если бы это было сейчас – я бы ни за что не согласилась. Но если бы я тогда не согласилась, я бы не получила прекрасную административную практику, опыт. Когда я стала завучем, моей дочери было всего два года…» — вспоминает Светлана Павлова.
Степень ответственности
В 2000 году она перешла в 32-й лицей Белгорода. Два года работала учителем. Потом директор лицея Николай Перестенко предложил ей должность завуча.
«Я видела, что на тот период у нас с Николаем Васильевичем совпадало видение развития лицея: потребности и нужды ученика были на первом месте. Потом три года и три месяца я была директором, пока Николай Васильевич уходил на работу в администрацию города. Он так и сказал: ты придержи мне место, я вернусь! А 2021 году я приняла решение вернуться к учительской работе», — продолжает Светлана Павлова.
Находиться на руководящей работе – ответственно. Но, считает она, быть учителем – это не менее сложно и ответственно.
«У тебя есть связь с учениками, их потребность в тебе ещё сильна. Когда берёшь маленьких – пятый-шестой класс – то настолько становишься им нужным… Да и нагрузка у учителя совсем другая!» – говорит Павлова.
И добавляет:
«Я поменяла должность, но не поменяла степень ответственности. Когда ты в школе, ты должен понимать, для чего ты находишься на той или иной должности».
Все дети – талантливы!
Да, Светлана Павлова уверена, что те или иные таланты есть абсолютно у всех детей. И вот такой парадокс: в школе эти таланты чаще «открываются», чем дома. Ну ведь правда: дома ребёнок не будет целыми днями декламировать стихи или заниматься исследовательской работой. А в школе он вынужден пробовать себя в самых разных амплуа – и задача учителя разглядеть, что у ребёнка получается лучше всего, какие качества и таланты нужно развивать дальше.
«Учителю самоутверждаться не нужно! У тебя цель – не показать, какой ты крутой, а поделиться своими знаниями. Создать такие условия, чтобы твой ученик тебя в чём‑то превзошёл, — говорит учитель Павлова. — Дети – все талантливы! Увидеть это в ребёнке – важно. Но, наверное, не всегда родители это замечают. Да и школа не всегда, к сожалению. Задача современной школы – обнаружить ту крупинку таланта, именно в школе есть условия для раскрытия талантов детей! А учитель должен много, очень много времени проводить со своими учениками. Вообще в школе работать очень интересно!»
«Звёздочка» Полина
У каждого учителя есть свои ученики – «звёздочки». Есть такие и у Светланы Валентиновны.
В середине июля все региональные новостные ленты рассказали о выпускнице лицея № 32, медалистке Полине Баратовой: она стала участницей просветительской экспедиции «Ледокол открытий», в которую отправились 70 талантливых школьников из разных регионов России. Полина представляла Белгородскую область. Даже губернатор региона Вячеслав Гладков назвал список её достижений «впечатляющим». Ещё бы! Только в этом учебном году школьница стала победителем и призёром 27 (!) вузовских (!) олимпиад! А ещё выиграла всероссийский конкурс «Большая перемена» плюс победы и призовые места в других конкурсах и олимпиадах.
Полине очень нравится учиться и узнавать всё новое. Это свойство характера разглядела в своей ученице-егозе Светлана Павлова когда Полина только пришла в её класс после начальной школы.
«В этом году Полина сказала мне такую вещь: «Иногда я жалею, что в пятом классе переступила порог вашего кабинета. Вы мою жизнь разделили на «до» и «после»»… — рассказывает Светлана Валентиновна. — Я даже опешила: «Полина, это претензия или похвала?» «Похвала», — ответила она.
Эти слова дорогого стоят.
А Светлана Павлова рассказывает о других своих «звёздочках»:
«Среди моих учеников есть абсолютные историки, даже меня превосходящие по знаниям. Например, Яков Глубшев – с шестого класса он победитель и призёр олимпиад по истории… В 20-й школе Белгорода учителем истории работает моя ученица — учитель от Бога – Наталья Егоровна Золочевская. Директор Белгородского государственного художественного музея Татьяна Лукьянова – моя ученица, тоже закончила истфак. Много было интересных детей…»
«Ребёнок – учитель – родитель» —
— именно такую связку считает нормальной и правильной Светлана Павлова. «Провалится» хоть одно звено – и эффективность работы школы в целом и учителя в частности будет уже не та.
«И не важно, это одарённый ребёнок или испытывающий какие‑то трудности в обучении, — уточняет Светлана Валентиновна. — Когда работаешь с творческими, одарёнными детьми, помощь родителей даже больше необходима. Да и вообще школа нужна не только чтобы учить, а чтобы дети могли проявить свои особенности, способности. Когда я была директором, мы проводили итоговые родительские собрания по параллелям. И все дети были награждены – кто за успехи в учёбе, кто за спорт, кто за творческие способности. И мы видели глаза родителей – многие сами удивлялись, что у их детей есть такие таланты! Связь между школой и семьёй должна быть обязательно. Но не на словах. Для этого должны использоваться все площадки и форматы. Эту связь надо воплощать в жизнь через общение, совместные акции и мероприятия. В нашем лицее была очень хорошая традиция – ежегодные турслёты. Сейчас их не проводят по объективным причинам. Но выпускники прошлых лет, говоря о лицее, вспоминают прежде всего наши турслёты…»
Когда Светлана Павлова провожает своих выпускников из школы, каждому говорит: «Ты остаёшься в моём сердце!»
И с началом учебного года начинает всё сначала…
Мысли вслух
Светлана Павлова говорит:
О ЕГЭ
Никогда не было легко, ни до ЕГЭ, ни после. И я категорически за ЕГЭ! Да, сейчас этот экзамен очень сложный. Но, вопреки сложившемуся в обществе мнению, сейчас в школе нет никакого натаскивания. Для детей из обычных семей ЕГЭ открывает большие перспективы, возможность путь в лучшие вузы страны. И я совершенно не против ФГОС – если это принять, пропустить через себя
Кстати, в этом году нашем лицее пять стобалльников – два по литературе, по одному – по русскому языку, информатике и химии.
О репетиторстве
Я как практикующий учитель, не отрицаю репетиторство. Даже сама провожу занятия – но только не со «своими» детьми, с ними мы занимаемся в школе. Репетитор нужен, когда нужно освоить пропущенный материал или подготовиться к конкурсам, олимпиадам. Школа у нас массовая, а дети разные. Иногда нужна индивидуальная помощь. Но репетиторство не должно быть массовым явлением. Оно нужно чаще всего тем, кто стремится сдать ЕГЭ на 80+ баллов.
О бумажной нагрузке на учителей
Бумажная нагрузка? Тот учитель, который на самом деле не учитель – ему всё равно. А с отчётами любому учителю будет сложно, потому что одно из главных качеств учителя – это ответственность.
С другой стороны, у современного учителя сейчас есть свобода в выборе материала, методик. Есть Интернет. В 80-е годы мы часами сидели в областной библиотеке, просили, чтобы нам что‑то достали из архива. Интернета же не было! И я даже не могла себе представить, что можно было прийти на урок без плана-конспекта…
Елена Талалаева