Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:10, 05 октября 2022
 Елена Мельникова 250

«Ты навсегда в моём сердце!» — говорит каждому своему выпускнику учитель Светлана Павлова

«Ты навсегда в моём сердце!» — говорит каждому своему выпускнику учитель Светлана ПавловаФото: архив БелИРО
  • Елена Мельникова
  • Статья
  • Елена Мельникова
  • Статья

«Учителями рождаются!» — уверена преподаватель истории и обществознания белгородского лицея № 32 Светлана Павлова. Если ты учителем «не родился», то работа в школе станет для тебя обузой и не будет приносить радости.

Уроки для кукол

Сама Светлана Валентиновна – отнюдь не из учительской семьи. Но, как сама говорит, учителем хотела быть всегда. «Заболела» этой профессией с первого класса. Едва пошла в школу, дома устраивала «уроки» для кукол, вела журнал, даже домашнее задание своим «ученицам» задавала. 

Эту любовь к педагогике она пронесла через все школьные годы, твёрдо зная, что после 10-го (тогда ещё средняя школа заканчивалась 10-м, а не 11-м классов) пойдёт учиться в пединститут. Вопрос был лишь в том, на учителя какого предмета пойти учиться? 

Впрочем, и на этот вопрос ответ нашёлся очень быстро.

«В белгородской школе № 10, где я училась, был музей 52-й Гвардейской стрелковой дивизии. И когда я училась в девятом классе, я была директором этого музея. А история как предмет мне нравилась всегда. Так что к выпускному классу уже решила: иду на истфак!» – рассказывает Светлана Валентиновна.

 

Светлана Павлова Светлана Павлова / Фото: Владимир Юрченко

«Эта школа дала мне крылья»

10-я школа, где в те годы директором была Евгения Ивановна Кириллова, стала для Светланы Павловой не просто вторым домом, где учителя относились к детям с уважением и пониманием. Но и сформировала её педагогическое мировоззрение. 

«Эта школа дала мне крылья. Она дала образец видения себя как учителя, — вспоминает наша героиня. – Для меня образцом учителя была мой классный руководитель Ида Наумовна Глушанкова. Она вела у нас русский язык и литературу. Она по‑особому относилась к детям. Например, никогда в жизни не повышала голос. Она с каждым учеником говорила так, будто перед ней стоит взрослый человек. Когда кто‑то плохо себя вёл, она шептала ему на ушко, как надо себя вести и в чём ученик был не прав. Никаких разборок и ругани при других людях!»

Уважение к детям – первая ступень к нормальным, доверительным отношениям между учениками и педагогами, уверена Светлана Павлова.

Завуч в 26 лет

Белгородский пединститут имени Михаила Ольминского (из него много лет спустя «вырос» Белгородский государственный университет) Светлана Валентиновна окончила с дипломом учителя истории и… английского языка. 

«В то время были нужны учителя, которые могли бы вести несколько предметов, особенно в маленьких сельских школах», — поясняет она.

И признаётся в любви пединституту, который стал для неё хорошей профессиональной школой. Настолько хорошей, что уже на пятом курсе она пришла работать в 36-ю школу Белгорода учителем истории, а когда ей исполнилось 26 лет, директор школы предложил ей должность своего заместителя.

«Наверное, если бы это было сейчас – я бы ни за что не согласилась. Но если бы я тогда не согласилась, я бы не получила прекрасную административную практику, опыт. Когда я стала завучем, моей дочери было всего два года…» — вспоминает Светлана Павлова.

Степень ответственности

В 2000 году она перешла в 32-й лицей Белгорода. Два года работала учителем. Потом директор лицея Николай Перестенко предложил ей должность завуча.

«Я видела, что на тот период у нас с Николаем Васильевичем совпадало видение развития лицея: потребности и нужды ученика были на первом месте. Потом три года и три месяца я была директором, пока Николай Васильевич уходил на работу в администрацию города. Он так и сказал: ты придержи мне место, я вернусь! А 2021 году я приняла решение вернуться к учительской работе», — продолжает Светлана Павлова. 

Находиться на руководящей работе – ответственно. Но, считает она, быть учителем – это не менее сложно и ответственно.

«У тебя есть связь с учениками, их потребность в тебе ещё сильна. Когда берёшь маленьких – пятый-шестой класс – то настолько становишься им нужным… Да и нагрузка у учителя совсем другая!» – говорит Павлова. 

И добавляет:

«Я поменяла должность, но не поменяла степень ответственности. Когда ты в школе, ты должен понимать, для чего ты находишься на той или иной должности».

Все дети – талантливы!

Да, Светлана Павлова уверена, что те или иные таланты есть абсолютно у всех детей. И вот такой парадокс: в школе эти таланты чаще «открываются», чем дома. Ну ведь правда: дома ребёнок не будет целыми днями декламировать стихи или заниматься исследовательской работой. А в школе он вынужден пробовать себя в самых разных амплуа – и задача учителя разглядеть, что у ребёнка получается лучше всего, какие качества и таланты нужно развивать дальше.

«Учителю самоутверждаться не нужно! У тебя цель – не показать, какой ты крутой, а поделиться своими знаниями. Создать такие условия, чтобы твой ученик тебя в чём‑то превзошёл, — говорит учитель Павлова. — Дети – все талантливы! Увидеть это в ребёнке – важно. Но, наверное, не всегда родители это замечают. Да и школа не всегда, к сожалению. Задача современной школы – обнаружить ту крупинку таланта, именно в школе есть условия для раскрытия талантов детей! А учитель должен много, очень много времени проводить со своими учениками. Вообще в школе работать очень интересно!»

«Звёздочка» Полина

У каждого учителя есть свои ученики – «звёздочки». Есть такие и у Светланы Валентиновны. 

В середине июля все региональные новостные ленты рассказали о выпускнице лицея № 32, медалистке Полине Баратовой: она стала участницей просветительской экспедиции «Ледокол открытий», в которую отправились 70 талантливых школьников из разных регионов России. Полина представляла Белгородскую область. Даже губернатор региона Вячеслав Гладков назвал список её достижений «впечатляющим». Ещё бы! Только в этом учебном году школьница стала победителем и призёром 27 (!) вузовских (!) олимпиад! А ещё выиграла всероссийский конкурс «Большая перемена» плюс победы и призовые места в других конкурсах и олимпиадах. 

Полине очень нравится учиться и узнавать всё новое. Это свойство характера разглядела в своей ученице-егозе Светлана Павлова когда Полина только пришла в её класс после начальной школы. 

«В этом году Полина сказала мне такую вещь: «Иногда я жалею, что в пятом классе переступила порог вашего кабинета. Вы мою жизнь разделили на «до» и «после»»… — рассказывает Светлана Валентиновна. — Я даже опешила: «Полина, это претензия или похвала?» «Похвала», — ответила она.

Эти слова дорогого стоят. 

Ученицу Светланы Павловой, выпускницу 32-го лицея Полину Баратову в экспедицию на Северный полюс проводил сам губернатор региона Вячеслав Гладков. Он вручил Полине флаг Белгородской области, чтобы потом этот символ региона, побывавший на самой крайней точке Северного полюса, стал экспонатом школьного музея.
«Ты навсегда в моём сердце!» — говорит каждому своему выпускнику учитель Светлана Павлова - Изображение Фото: пресс-служба губернатора и правительства Белгородской области

А Светлана Павлова рассказывает о других своих «звёздочках»:

«Среди моих учеников есть абсолютные историки, даже меня превосходящие по знаниям. Например, Яков Глубшев – с шестого класса он победитель и призёр олимпиад по истории… В 20-й школе Белгорода учителем истории работает моя ученица — учитель от Бога – Наталья Егоровна Золочевская. Директор Белгородского государственного художественного музея Татьяна Лукьянова – моя ученица, тоже закончила истфак. Много было интересных детей…»

«Ребёнок – учитель – родитель» — 

— именно такую связку считает нормальной и правильной Светлана Павлова. «Провалится» хоть одно звено – и эффективность работы школы в целом и учителя в частности будет уже не та.

«И не важно, это одарённый ребёнок или испытывающий какие‑то трудности в обучении, — уточняет Светлана Валентиновна. — Когда работаешь с творческими, одарёнными детьми, помощь родителей даже больше необходима. Да и вообще школа нужна не только чтобы учить, а чтобы дети могли проявить свои особенности, способности. Когда я была директором, мы проводили итоговые родительские собрания по параллелям. И все дети были награждены – кто за успехи в учёбе, кто за спорт, кто за творческие способности. И мы видели глаза родителей – многие сами удивлялись, что у их детей есть такие таланты! Связь между школой и семьёй должна быть обязательно. Но не на словах. Для этого должны использоваться все площадки и форматы. Эту связь надо воплощать в жизнь через общение, совместные акции и мероприятия. В нашем лицее была очень хорошая традиция – ежегодные турслёты. Сейчас их не проводят по объективным причинам. Но выпускники прошлых лет, говоря о лицее, вспоминают прежде всего наши турслёты…»

Когда Светлана Павлова провожает своих выпускников из школы, каждому говорит: «Ты остаёшься в моём сердце!»

И с началом учебного года начинает всё сначала…

Мысли вслух 

Светлана Павлова говорит:
О ЕГЭ

Никогда не было легко, ни до ЕГЭ, ни после. И я категорически за ЕГЭ! Да, сейчас этот экзамен очень сложный. Но, вопреки сложившемуся в обществе мнению, сейчас в школе нет никакого натаскивания. Для детей из обычных семей ЕГЭ открывает большие перспективы, возможность путь в лучшие вузы страны. И я совершенно не против ФГОС – если это принять, пропустить через себя

Кстати, в этом году нашем лицее пять стобалльников – два по литературе, по одному – по русскому языку, информатике и химии.

О репетиторстве

Я как практикующий учитель, не отрицаю репетиторство. Даже сама провожу занятия – но только не со «своими» детьми, с ними мы занимаемся в школе. Репетитор нужен, когда нужно освоить пропущенный материал или подготовиться к конкурсам, олимпиадам. Школа у нас массовая, а дети разные. Иногда нужна индивидуальная помощь. Но репетиторство не должно быть массовым явлением. Оно нужно чаще всего тем, кто стремится сдать ЕГЭ на 80+ баллов.

О бумажной нагрузке на учителей

Бумажная нагрузка? Тот учитель, который на самом деле не учитель – ему всё равно. А с отчётами любому учителю будет сложно, потому что одно из главных качеств учителя – это ответственность.

С другой стороны, у современного учителя сейчас есть свобода в выборе материала, методик. Есть Интернет. В 80-е годы мы часами сидели в областной библиотеке, просили, чтобы нам что‑то достали из архива. Интернета же не было! И я даже не могла себе представить, что можно было прийти на урок без плана-конспекта…

Елена Мельникова

 

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×