Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:05, 04 октября 2022
 Мария Куликовская, обучающаяся детского объединения «МедиаСпектр»  учреждения дополнительного образования «Белогорье» 233

Когда учитель – твой кумир!

Когда учитель – твой кумир!Фото: личный архив Ирины Карагодиной
  • Мария Куликовская, обучающаяся детского объединения «МедиаСпектр»  учреждения дополнительного образования «Белогорье»
  • Статья
  • Мария Куликовская, обучающаяся детского объединения «МедиаСпектр»  учреждения дополнительного образования «Белогорье»
  • Статья

Интервью накануне Дня учителя

День учителя – один из самых отмечаемых праздников в нашей стране. Наши преподаватели работают, не покладая рук, и каждый день вкладывают в нас частичку своей души, рассказывая то, что когда‑то учили сами. 5 октября ученики и их родители желают преподавателям здоровья, терпения, успехов в нелёгком труде, а также счастья и семейного благополучия.

Я хочу рассказать об учителе иностранного языка — Ирине Викторовне Карагодиной, которая работает в Центре образования № 1. Она работает в школе с 1984 года, а её стаж работы – 38 лет. Почти сорок лет своей жизни человек посвятил преподавательской деятельности – подумать только! Ирина Викторовна закончила белгородский педагогический институт, факультет иностранных языков. После преподавала немецкий и английский, а со временем перешла полностью на английский язык.

Накануне торжества я поговорила со своей учительницей о её карьере, преподавательских тонкостях и просто о жизни.
 

Когда учитель – твой кумир! - Изображение Фото: личный архив Ирины Карагодиной

— Вообще я всегда любила иностранные языки, даже тогда, когда ещё не учила их в школе. Правда! Тогда иностранные языки начинали учить только с пятого класса, и нам перед началом учебного года раздали учебники по немецкому языку. За лето я уже выучила алфавит, научилась читать какие‑то слова, ведь у меня папа хорошо говорит на немецком, и я не могла дождаться этого сентября, чтобы применить накопленные знания. Я, конечно, сначала расстроилась, когда узнала, что будет английский, ведь выходило, что все мои труды были напрасны. Сначала была мечта: выучить английский язык, быть стюардессой на международных линиях. А потом оказалось, что туда берут не только за отличное владение языком, а ещё и по строгим внешним характеристикам – прямо как в балете. И пошла в пединститут. 

— Что вас вдохновило заниматься преподавательской деятельностью?

— У меня были очень хорошие учителя в школе. Я сильно любила своего классного руководителя, Валентину Степановну – учителя русского языка и литературы. Для меня она была идеальной женщиной – примером для подражания. Помню даже, как в пятом классе, когда она заболела, мы с одноклассниками все решили её проведать. Ну, что сказать, ума тогда не было – к больному человеку с конфетами, – смеётся Ирина Викторовна. — Она открыла дверь, а перед ней толпа пятиклассников: «Здравствуйте, Валентина Степановна! Как вы себя чувствуете?». Понятное дело, ей пришлось нас пригласить и поить чаем, а так как нас было много, сервиза на всех не хватало, и ей пришлось ходить и мыть чашки, чтобы каждый угостился. И когда я вышла на кухню и увидела, что всё это она делает для нас своими руками – для меня это был шок. Эта святая женщина – и чашки моет! Я пришла домой и рассказала обо всём маме, а она сказала, что все хорошие хозяйки так делают. Но я никак не могла этого понять, ведь для меня она была не «все», а учителем.

— Можно ли сказать, что в какой‑то степени она была вашим кумиром?

— Да, она была моим кумиром. Я её очень уважала и любила. У неё и дочь была золотой медалисткой, а в то время получить такую награду стоило титанических трудов, потому мы на них смотрели, как на инопланетян! Также я любила учительницу английского языка, она мне помогала готовиться к поступлению. Занималась со мной почти каждый день после уроков. Вот так и получилось, что я стала учителем английского языка.

— Ирина Викторовна, я так поняла, что на ваше становление личности повлияли учителя?

— Очень. Ведь все мои преподаватели были очень хорошие и полностью отдавали себя работе – это, конечно же, вдохновляло. Я даже не знаю, какой учитель мог бы не подходить под это описание – все были такими. У нас всё было прекрасно, и школа – отличная. А ещё мы, дети, по‑другому относились к учёбе. Ведь особо‑то не было развлечений, как сейчас. Был дом, школа, секция, библиотека – и всё. Детские телепередачи показывали редко. А чем заниматься? Надо же было как‑то себя развлекать? Мы стояли в очереди в библиотеку, по нескольку недель ожидая ту или иную книгу.

— И так получалось, что много времени уделяли саморазвитию?

— Да. Мы читали книги, каждый ходил на какой‑нибудь спортивный или творческий кружок. Я, например, в 10–11 классах закончила курсы стенографии заочно. Мне высылали теорию, практические задания и контрольные работы. Ну, этим я уже начала заниматься от нечего делать.

— Ирина Викторовна, а скорочтением не увлекались?

— А его тогда не было. Но, если бы было, я б, конечно же, попробовала!

 — Я даже не знаю, чего вы не умеете – кажется, вам всё по силам!

 — Чего я не умею – консервировать! И не хочу даже учиться, это очень изнурительно. Не женское это дело!
 

Когда учитель – твой кумир! - Изображение Фото: личный архив Ирины Карагодиной

— Бывают ли трудности при взаимодействии с учениками, или вы нашли какую‑то методику, и всегда всё проходит гладко?

— Не всегда всё хорошо, возникает недопонимание. Ну, как в любой семье бывают конфликты. Просто надо их решать правильно, и ни на кого не обижаться, особенно на ребят. Дети могут быть разными, а мы должны быть на высоте. Кто пришли – мы тех и учим. Если бы они всё знали, зачем им тогда ходить в школу?

— Как вы считаете, какой самый эффективный вид деятельности, взаимодействия с учениками для наилучшего усвоения материала?

— После окончания учёбы я работала в сельской школе по распределению. Помимо английского языка преподавала ещё историю средних веков в седьмом классе, ОБЖ у девочек (уроки санитарии) в восьмом классе, физкультуру в четвёртом классе. Да! И по канату лазила, и через козла прыгала, и кувыркалась: всё, как положено, делала вместе с учениками. Единственное, что мне было не по силам – катание на лыжах. Потому я просила ребят научить меня саму этому спорту! Вот так у нас проходили уроки физкультуры. А также я преподавала рисование в четвёртом классе. То есть я приходила домой и садилась учить уроки на каждый день: открывала методички и готовилась. Всё учила сначала сама, а потом шла рассказывать детям. Ну а как по‑другому? 

Потому скажу, что для каждого предмета нужно готовиться по‑разному. Где‑то лучше совместная деятельность, а где‑то – уроки, которые полностью состоят из объяснения. Также необходима проверка знаний, а когда‑то полезна обычная беседа. Уроки не должны быть одинаковыми, ведь дети разные, и каждый с какого‑то урока возьмёт что‑то для себя. Да и кому‑то приятнее, когда учитель всё занятие объясняет, а другому больше нравится самостоятельное изучение материала. К каждому нужен индивидуальный подход и важно научиться разнообразию в преподнесении материала. 

— Ирина Викторовна, я знаю, что вы увлекаетесь рисованием. Расскажите про это увлечение.

— Я всегда любила рисовать. Когда я училась в школе, мои рисунки отсылали на различные конкурсы. Даже после того, как я выпустилась, мои работы ещё долго висели на общих выставках. А рисовать я начала благодаря нашему учителю изо. Она была профессионалом в своём деле, настолько любила своё занятие, что смогла привить это любовь и своим ученикам. Включала нам классическую музыку на уроках, показывала картины великих художников, мы эти работы обсуждали, а потом, после такой преамбулы следовала фраза: «Творите, дети» — и мы сидели, рисовали. Потом я долгое время не рисовала. Несколько лет спустя мне подарили картину по номерам на Новый год, но мне как‑то не захотелось ею заниматься, и она ещё долгое время пролежала нетронутой. На следующих новогодних праздниках я решила попробовать нарисовать её. А потом я ещё одну картину купила – вот так я погрузилась в это увлечение. 
Одна подруга прислала мастер-класс по написанию пейзажа. Я посмотрела видео и села рисовать. У меня получилось – и всё! Я поняла, что хочу этим заниматься. Я перешла на новый уровень: от раскрашивания к созданию своих шедевров. Начала покупать кисти, краски, смотреть множество мастер-классов. И вообще, я хочу сказать, что почти всему человек может научиться сам, ведь вся необходимая информация прямо под рукой – надо лишь захотеть. Сейчас есть все возможности для самообразования. 

Рисую я, когда мне всё надоедает. Работы много, и наступает такой момент, когда положение достигает точки кипения, и я очень сильно выматываюсь. И тогда я себе устраиваю день отдыха и занимаюсь только тем, чем хочу. Достаю краски, масло, перчатки. И время для меня останавливается, земля замедляет ход… Потом у меня появляется хорошее настроение, вдохновение, и я вновь начинаю работать в полную силу. 
 
Когда учитель – твой кумир! - Изображение Фото: личный архив Ирины Карагодиной

Также зашёл разговор о Дне переводчика, ведь я брала интервью у учителя в этот профессиональный праздник. А накануне мы с одноклассниками посетили мероприятие, посвящённое этой дате. В нашу областную научную библиотеку приехали гости из Китая, Колумбии, Латинской Америки и Узбекистана. Суть встречи заключалась в уютной беседе на свободную тему, чтобы попрактиковаться в употреблении иностранных языков. Но на самом деле атмосфера была не совсем комфортной. Скорее всего причиной послужил не сам языковой барьер, ведь собравшиеся люди в той или иной степени владеют языком. Просто боялись неправильно построить предложение или забыть какое‑то слово, не хотелось остаться непонятым. Я рассказала об этом Ирине Викторовне, на что она ответила:

— Вообще не надо было этого бояться. Я ещё понимаю детей, которые отвечают на оценку и страшатся ошибиться. А когда вы общаетесь с иностранцами, никогда не надо этого стесняться. Делайте сколько угодно ошибок, главное – говорить. Пытайтесь объяснить так, чтобы вас поняли, несмотря на грамматику. Ведь мы же понимаем людей, которые говорят по‑русски, но не являются носителями языка. Пусть они говорят с ошибками, но мы осознаём их положение и нас это не смущает. А бывает и такое, что приезжаешь за границу, разговариваешь красивым академическим, правильным языком – и то тебя не все понимают! А кто‑то объясняется обрывками фраз и жестами, и находят общий язык. Вот такой каламбур! Если есть возможность разговаривать с носителями языка, то не надо её упускать. 

— Что бы вы пожелали своим коллегам в новом учебном году?

— Любить свою работу. Заниматься любимым делом намного приятнее. А также больше внимания уделять детям, ведь мы стараемся ради их развития. А всё остальное приложится. 

Вот такая у меня замечательная учительница английского языка: высококомпетентна как преподаватель, и просто хороший и добрый человек!
 

Всем учителям хочу пожелать больше радости в жизни, чаще проводить время с семьёй, получать удовольствие от своей работы и уметь прислушиваться к себе, чтобы всегда быть на пике продуктивности. 

Мария Куликовская,
обучающаяся детского объединения «МедиаСпектр» 
учреждения дополнительного образования «Белогорье»

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×