Главные слова Ирины Отт
Почему на родительские собрания к старооскольской учительнице приходят целыми семьями
Ирина Отт с детства видела, что учительство – нелёгкий труд. И при этом мечтала стать педагогом. Как мама – учитель математики Тамара Андреевна, которая уходила в школу рано утром, а возвращалась поздно вечером – по телевизору как раз начиналась новостная программа «Время». Мама проработала учителем около 70 лет, до последнего своего дня.Сегодня Почётный работник общего образования РФ Ирина Борисовна Отт также приходит в школу — старооскольскую среднюю — с углубленным изучением отдельных предметов № 28 имени Алексея Угарова — едва ли не раньше всех и уходит, когда школьные коридоры совсем опустеют.
Всё будет хорошо
«Я счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом, продолжаю семейную династию, — говорит Ирина Отт. –Я люблю эту школу — её закончили мои сыновья, Илья и Марк. Здесь работала моя мама».
А ведь когда‑то путь в профессию начинался для неё со… слёз. В 1986 году, сразу после окончания Белгородского пединститута, она отправилась учить детей почти на край света – в маленький магаданский посёлок на берегу Охотского моря с названием Чайбуха. Попросилась туда сама, как говорится, по зову сердца.
«Мама мне советовала: «Не начинай работу с крика. Разговаривай с детьми спокойно, они к тебе привыкнут», — вспоминает Ирина Борисовна. – В Чайбухе дают мне группу — 14 малышей-шестилеток: чукчи, эвены, ительмены. Я начинаю спокойно говорить — а меня никто из детей не слышит. И вот я стою, молодая учительница, с глазами, полными слёз!»
На выходных она спешила на переговорный пункт, чтобы поделиться сокровенным с мамой:
«Соединят со Старым Осколом – я плачу в трубку, через весь Союз по проводам мои слёзы льются: «Мама, у меня, наверное, ничего не получится! Они меня не слышат». Мама успокаивает: «Ира, я ведь тебя знаю, и верю, что всё будет хорошо. Дети полюбят тебя».
После простых маминых слов словно крылья за спиной выросли. И полетели год за годом – с уроками, тетрадками, радостями и заботами. Каждый раз, возвращаясь из отпуска, Ирина Отт везла на Север кусочек юга — полную сумку белгородских каштанов: материал для поделок на уроках труда.
В 2000-м она вернулась в родной Старый Оскол, но магаданский период своей жизни вспоминает с большой теплотой.
Быть самим собой
Сегодня в у Ирины Отт 2-й «Б» класс, 34 ученика (прим. — на момент публикации материала в газете «Доброжелательная школа Белогорья»). Очень не просто найти время, чтобы подобрать ключик к каждому.
Но в первую очередь, считает Ирина Борисовна, педагогу нужно уважать личность в ребёнке. Тогда дети будут идти в школу с удовольствием. А ведь региональная стратегия «Доброжелательная школа» как раз и ставит такую задачу — создать в школе благоприятную атмосферу для каждого ученика.
«Думаю, мы всегда работали с позиции доброжелательности, особенно начальная школа, — высказывает своё мнение Ирина Борисовна. – Это проявляется во взаимоотношениях с детьми, с родителями, с коллегами. Стратегия даёт чёткое направление нашей работе».
Доброжелательность, убеждена Ирина Отт, строится прежде всего на доверии.
«С детьми нужно быть честными и искренними, — говорит она. — Они ведь мне доверяют, разве я могу их обмануть? С детьми я такая, какая есть на самом деле. Когда мне смешно, я смеюсь от души со всем классом, когда меня переполняют чувства, и я не могу сдержать слёзы — я плачу… Делюсь с ними своими переживаниями, своей радостью, и они отвечают мне тем же. Учитель всегда должен быть самим собой».
Урок достиг цели
Сегодня, когда педагогический стаж измеряется 33 годами и победами в различных профессиональных конкурсах (в том числе в муниципальном «Учителе года» в 2012 году), Ирина Отт точно может сказать, что не бывает одинаковых уроков.
«Помню, в посёлке Чайбуха я проводила открытый урок по математике, на котором присутствовала комиссия из Магадана, — улыбается педагог. — У меня был Кот Леопольд, сама его нарисовала. Он задавал мышатам задачи, а мы с ребятами помогали их решать. В завершение я зачитала письмо от Леопольда, адресованное мышатам «Ребята, давайте жить дружно!». Урок завершается, мне кажется, что всё прошло хорошо. И вдруг подходят дети: «Ирина Борисовна, вы нам письмо прочитали, теперь надо его мышатам в подвал отнести, ведь оно для них!» Я понимаю, что для детей всё это очень серьёзно. И вот мы вместе с ними и членом комиссии находим завхоза, берём ключ от подвала, спускаемся туда и оставляем письмо. Только в эту минуту я поняла, что урок закончен, и точку в нём поставили сами дети».
Но своя формула успешного урока у неё есть:
«Когда я смотрю в глаза детей и вижу, что они понимают, о чём я говорю на уроке, тогда я могу сказать себе: урок цели достиг».
А говорить на уроках учитель и ученики могут не только о задачках и частях речи. Но и о том, как пойдут навещать перед праздником ветеранов войны, какие песни и поделки для них приготовят. Или какие книжки возьмут для чтения в соседней библиотеке, куда ходят всем классом. Какие овощи возьмут с собой в зоопарк, чтобы покормить зверей. В какой знаменитый музей отправятся на виртуальную экскурсию по авторской программе внеурочной деятельности «Юный музеевед». Словом, совместные дела с таким неравнодушным учителем найдутся и в будни, и в выходные. День за днём, урок за уроком дети вместе с Ириной Борисовной находят ответы на самые важные в жизни вопросы.
«Каждый раз, прощаясь со своими выпускниками, я говорю им: всегда помните наши главные слова: доброта, милосердие, уважение», — говорит учитель.
Вторая мама
Тот открытый урок математики с Леопольдом особенно запомнился ещё и потому, что молодая учительница очень волновалась, готовясь к нему. Сейчас к Ирине Отт едут учиться коллеги со всей области – в рамках муниципальной и региональных стажировочных площадок. И она по‑прежнему волнуется. Наверное, потому что во всём любит порядок и к работе привыкла относиться ответственно. Ведь школа – это её жизнь. Какое счастье, когда семья – муж Анатолий Владиленович, сыновья Илья и Марк — понимают и поддерживают.
«Наверное, у учителя должен быть именно такой супруг – спокойный, внимательный, заботливый, — говорит Ирина Борисовна. – Мой муж, например, любит готовить, и вообще всё в доме держится на нём. Он мой помощник и опора».
Но как порой не хватает времени, чтобы побыть всем вместе!
«Они всегда в моём сердце – муж и сыновья, — признаётся Ирина Борисовна. — Я очень люблю школу, но каждую свободную минуту хочу просто посидеть рядом со своими мальчиками».
В далёком 1986-м все жители посёлка на берегу Охотского моря здоровались с молодой учительницей, почтительно кланяясь — настолько уважаемой была профессия.
Сегодня в Старом Осколе родители учеников так говорят об Ирине Отт:
«Мы спокойны за своих детей, потому что знаем, что рядом с ними их вторая мама».
На родительские собрания, бывает, к ней приходят целыми семьями. А значит, уважение к профессии в обществе основывается на уважении к конкретным педагогам. К таким, как учитель начальных классов Ирина Отт.
Нелля Калиева