Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18:00, 04 октября 2022
 311

Личным примером

Как в Шуховском лицее Белгорода повышают интерес к занятиям физической культуры

«Национальной ассоциации учителей физической культуры – быть!» – один из главных итогов II Всероссийского съезда учителей физкультуры, прошедшего в Москве в 2020 году. В состав избранной «тридцатки» координационного совета созданной ассоциации, которая займётся изучением лучших физкультпрактик регионов и тиражированием их в школах России, вошёл и учитель физкультуры Шуховского лицея Владимир Шеханин. «Удивился ли я, что меня выбрали? Ещё как!» — признаётся Владимир Анатольевич. «В 2019 году вам присвоили звание заслуженного учителя РФ. Кстати, в Белгороде лишь пятый среди учителей физкультуры, удостоенных высокого звания!» — парируем мы. «Наверное, как говорят, первую половину жизни ты работаешь на авторитет, а вторую он на тебя» — скромничает о своих достижениях почётный работник образования.

Садись! Пиши заявление! 

Если бы в детстве Владимиру Шеханину кто‑нибудь сказал «Вовка, ты станешь учителем!», рассмеялся бы в глаза шутнику. Какие учителя?! Только лётчик или военный! После восьмого класса даже отправился поступать в суворовское военное училище. Как сейчас помнит: по конкурсу прошёл, сдал нормативы. Готов был стричься да примерять форму суворовца, как вдруг без пяти минут будущего новобранца озадачил взводный: «Пойдём со мной, там по медкомиссии есть вопросы». «Кровь. Билирубин… – посыпались объяснения. – У нас учиться вы не сможете». После бессонной ночи в казарме вернулся домой, в родную 38-ю школу (нынешний Шуховский лицей). Увлечение спортом, в особенности спортивным ориентированием, стёрло некогда заботившие мечты о карьере военного. Поступил в Харьковский пединститут. А там – новые мечты: поскорее отучиться и устроиться в спортивную школу тренером. Но вот, получив диплом, решил проведать учителей родной школы. Заглянул и к директору Григорию Войтенко. Тот поинтересовался: «Как с работой?» «Да вот собираюсь устроиться тренером»… Едва успел договорить, как Григорий Петрович тут же: «Ты институт закончил? Диплом получил?» После коротких «Да!» с ходу продолжил: «Садись! Пиши заявление!». Дальше быстро: удивился – сел — написал. И вот уже 28 лет работает учителем физической культуры. Признаётся, не прогадал: «Работа в школе – мой образ жизни. Я так живу».

 

Личным примером - Изображение Фото: Александра Талалаева

Шуховские физкультинновации

Жизнь не стояла на месте. Во все сферы – педагогику, компьютерные технологии, искусство… — проникли инновации. Не осталась в стороне и физкультура. В «борьбе» за школьников, которых на каждом шагу поджидает уйма соблазнов, прямо скажем, не требующих особых усилий, учителя физкультуры всерьёз задумались, как подстегнуть интерес к своему предмету. 

«Конечно, здесь многое зависит от личности самого учителя, способного или не способного заинтересовать ребёнка. Мы давно поняли, что одними лишь традиционными устоявшимися видами программы по физкультуре, от которых мы итак никуда не денемся: лёгкой атлетикой, гимнастикой, спортивными и подвижными играми (волейбол, баскетбол, футбол) и лыжной подготовкой — увлечь надолго детей не получится. В Шуховском лицее мы стараемся включать в программу новые виды двигательной активности», — рассказывает Владимир Шеханин. 

Чем подогревают интерес школьников? В урочной форме это лапта, бадминтон и фитнес-аэробика, во внеурочной – шахматы, туризм, тэг-регби и настольный теннис, в системе допобразования – лапта, пулевая стрельба и давнишняя гордость лицея – спортивный клуб туризма и спортивного ориентирования «Ирбис».

Но обо всём по порядку…

Лапта. Пришла в лицей лет 20 назад. Спасибо местным властям, по инициативе которых решили внедрять некогда позабытые народные игры в систему образования. По наблюдениям педагогов, пожалуй, в школьной программе нет такой игры, в которую с одинаковым интересом вместе играли бы на уроках и мальчишки и девчонки разного возраста. Что удобно – играть можно как на улице, так в спортивном зале (мини-лапта). 

Бадминтон. Закупили оборудование и инвентарь для занятий, даже пригласили профессионального тренера. 

Личным примером - Изображение Фото: архив Владимира Шеханина

Фитнес-аэробика. Любимица лицеистов, в особенности – девушек 10–11-х классов.

«Наш преподаватель Елена Алексеевна Боровская, в прошлом мастер спорта по спортивной гимнастике, в прямом смысле загорелась фитнес-аэробикой: прошла курсы, поучаствовала в семинарах. Руководство выделило для занятий специально оборудованный кабинет с зеркалами, закупило необходимый инвентарь: степ-платформы, фитболы, гантели, резиновые амортизаторы, коврики, скакалки, и работа закипела. Так у девушек старших классов появилась дополнительная мотивация к урокам физкультуры – не выходя из школы, они могут заниматься фитнесом три раза в неделю. Для поддержания физической формы этого вполне достаточно. Причём они занимаются совсем бесплатно, а в фитнес-центре для посещения таких же занятий им бы пришлось приобрести абонемент», — говорит Владимир Шеханин. 

 

Шахматы. С подачи директора, большого любителя физкультуры в целом и шахмат в частности, появились и прижились задолго до признания их обязательным видом школьной программы. Организовали шахматный кружок, пригласили на работу тренера из спортивной школы, стали проводить мастер-классы и сеансы одновременной игры с ведущими шахматистами города. Потому, когда министерство просвещения обратило внимание на шахматы, в лицее в них уже играло большинство учеников. Шахматы стали и отличным подспорьем в организации занятий ребят с ограниченными возможностями здоровья. 

Личным примером - Изображение Фото: архив Владимира Шеханина

Настольный теннис. Обязательный вид в программе «Президентских спортивных игр» и игр школьных спортивных клубов. Посему в лицее, неоднократном участнике всероссийских финалов этих соревнований, к этому спорту отношение особое. К сожалению, из‑за ограниченности матбазы на уроках физкультуры нет возможности им заниматься. Зато с успехом прижился во внеурочке и секционной работе. 

Личным примером - Изображение Фото: Александра Талалаева

«Пользуются популярностью среди школьников также стрельба, тег-регби (детская разновидность взрослого регби с более упрощёнными правилами). Наш конёк и настоящая гордость — туризм и спортивное ориентирование. Клуб «Ирбис» возник в год основания школы, в 1980-м году. За всё время существования через него прошли несколько сотен мальчишек и девчонок. Ребята уже ходили в походы по Белгородской области, Крыму, Карпатам, Северному и Центральному Кавказу, Приэльбрусью. Клуб проводит ежегодный традиционный общешкольный турслёт, в котором участвуют ученики 5–11-х классов, их классные руководители и родители», — рассказывает Владимир Шеханин.

Туризм – школа жизни 

Сейчас, по словам Владимира Анатольевича, туризм «не тот». Настолько он стал зарегулирован бумагами, что порой педагоги ловят себя на мысли: «А стоит ли связываться с таким количеством согласований и обоснований, чтобы куда‑то вывезти детей?». И ладно бы только документооборот. Не впервой! Надо – соберут. В походе куда ни глядь – одни запреты и ограничения. 

«Как раньше было в походе? Мы учили детей обустраивать лагерь: ставить палатку, готовить еду на костре. А что теперь? Согласно регламентам детям должны не только в поход доставлять питьевую бутилированную воду, но и привозить уже готовую еду. Сами они её готовить не могут. Но это же нонсенс! В чём тогда смысл похода? Туризм всегда был школой жизни. И эту школу дети проходили именно в походе. А к чему мы идём? Ребёнок совершенно разучивается обслуживать сам себя, — сетует Владимир Шеханин. – Некоторые родители порой хотят уберечь детей от любой непривычной ситуации, в которой они могут оказаться. Как‑то мне позвонила родительница. Спрашивает: «Подскажите, пожалуйста, а биотуалеты в лесу будут?» Я поначалу опешил от такого вопроса, но быстро сориентировался и задал встречный вопрос: «Уважаемая …, скажите, вы в походы в детстве в школе ходили? Она: «Да, ходила!». Ответьте тогда: «У вас там биотуалеты были?». Она начинает, да вот, мол, вы понимаете… Конечно, мы любезно с ней поговорили, но нет. Нет! Я не понимаю…»

 

Движение! Только движение!

Как рассказал Владимир Шеханин, обсудили на съезде и популярные среди подростков и успевшие обзавестить так называемой «официальной спортивной пропиской» футбэг, черлидинг, петанк, фрисби, греплинг, паркур, пейнтбол и даже киберспорт. К слову, к последнему Владимир Анатольевич относится скептически. И небезосновательно.

«Я положительно отношусь ко всем видам двигательной активности, если ребёнку это нравится и он оздоравливается. Хочет заниматься паркуром? Пусть занимается! Ведь как говорят: если не можешь победить что‑то, то организуй и возглавь! Поэтому наша задача – найти профессиональных тренеров и инструкторов. Но я — ярый противник киберспорта, — говорит учитель. — В физической культуре что важно? Движение! А что в киберспорте? Одно лишь движение пальцами по клавиатуре. Как увлечь таких ребят физкультурой? Так же, как и остальных. Своим личным примером. Своей заинтересованностью предметом. Новыми видами двигательной активности. Когда человек горит своей работой, он зажигает людей вокруг. Главное – помнить: все мы разные. К каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. Кому‑то надо доброе слово сказать, кого‑то мотивировать результатами… Конечно, это дело не одного урока. Но оно того стоит. Ребёнок со временем попросту сам не захочет отсиживаться на скамейке!»

 

Личным примером - Изображение Фото: архив Владимира Шеханина

Ольга Муштаева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×