Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:58, 09 октября 2022
 396

Это мы не проходили?

Это мы не проходили? Фото: архив БелИРО
  • Статья
  • Статья

Должен ли педагог соответствовать вызовам времени

Каждый день приносит нам новые вызовы. Отправляясь с утра на работу, никогда не знаешь, что же тебя ждёт сегодня. Нам каждый день приходится решать новые задачи.

Поколение интернета

Почему так происходит? Наверное, потому, что меняется мир, меняемся мы, меняется наше окружение. Это касается и технологий, и отношений между людьми. Это также относится и к культуре, в том числе массовой. Какие‑то вызовы проходят мимо нас практически незаметно. Опираясь на существующий уже у нас опыт, мы довольно быстро адаптируемся к новым условиям. В качестве примера можно привести выход новой версии операционной системы или приложения. Хотя и здесь далеко не все быстро овладевают навыками работы в новой системе.

Другие же вызовы для нас оказываются абсолютно новыми. Самый яркий на сегодняшний день пример — это работа в условиях ограничений в связи с новой коронавирусной инфекцией. Вспомните, как год назад мы столкнулись лицом к лицу с необходимостью перехода на дистанционный формат обучения. И первое время мы искренне надеялись, что это ненадолго, всего на неделю-две. Буквально за несколько дней, не имея ни опыта, ни практических, ни теоретических знаний, мы должны были с нуля разработать механизмы перевода образования в дистант, включая нормативно-правовую базу. Самим научиться работать на образовательных платформах, довести до сведения родителей, обучающихся, что и как мы будем делать.

Цифровизация нашей жизни превратила классическую проблему отцов и детей в конфликт «бумеров», «зумеров» и «миллениалов». А на передовой этого противостояния как всегда оказалась школа. Выросло новое поколение родителей, в школы и детские сады пришли новые дети. Это поколение интернета. Они уже не смотрят телевизор — они сидят в социальных сетях и мессенджерах, смотрят короткие видеоролики в Ютьюбе и ТикТоке. Они не ходят на концерты, они предпочитают «флешмобы», «челленджи» и «движи». Они не лучше и не хуже, они просто другие, воспитанные интернет-форумами и сетевыми блогерами, принимающие на веру всё, о чём пишут в комментариях к постам, и пересылающие фейки и различные (часто нелицеприятные) видео со смартфона на смартфон в геометрической прогрессии. И это ещё один вызов, к которому мы оказались не готовы. 

Мы пытаемся вовлечь детей и родителей в созидающую деятельность в соцсетях, организуем различные воспитывающие события, но я не могу сказать, что мы побеждаем в этой конкурентной борьбе с потоком откровенно низкопробного развлекательного контента.

Учитель – профессия «круглоуточная»

Ежедневный поток информации в электронной почте, в рабочих чатах тоже постоянно держит нас в тонусе. Огромный объём информации, который мы ежедневно перерабатываем, также является для нас вызовом, к которому мы далеко не всегда готовы. Работа в сложившихся условиях требует от нас иного подхода к планированию рабочего времени, организации труда, применения бережливых технологий.

И так каждый день. Ты уже вроде бы не молодой специалист. У тебя за спиной 20 лет стажа. Казалось бы, за столько лет должен привыкнуть ко всему и уметь выйти из любой ситуации. Но нет, не получается. Возьмём обычный рабочий день. Три своих урока, два занятия нужно посетить у коллег, проанализировать их, потом дойти до кабинета, ответить на миллион вопросов коллег и школьников, пока идёшь по коридору… Потом добраться до компьютера, прочитать письма в электронной почте, определить ответственных исполнителей, сообщить им об этом, ответить на звонки — в принципе, обычная рутина. 

Но тут в течение рабочего дня поступает звонок с вахты: пришла мама одной из учениц, эмоции переполняют, ей срочно нужен директор! Думаю, что же произошло? Понимаю, что лучше решить вопрос сразу на месте, чем заставлять даму ждать и лишний раз накручивать себя. Срочно вношу изменения в своё расписание, договариваюсь с учителем, у которого «окно», поменяться уроками и приглашаю родителя в кабинет. Выясняется: во время одного из уроков девочка, дочь посетительницы, наябедничала учителю, что её одноклассник пытается списывать из учебника правильные ответы. Этот мальчик в свою очередь говорит, что она тоже списывает (что оказывается правдой), попутно оскорбляет девочку и получает то же самое оскорбление в ответ. Учитель делает замечание обоим, возвращает класс в рабочий режим и даёт возмутителям спокойствия новое задание. Казалось бы, рядовая ситуация, не произошло ничего сверхъестественного.

Но девочка затаила обиду и решила отомстить всем. Зная о вспыльчивом характере мамы, она на перемене звонит ей, рыдая в трубку и расписывая в красках свои душевные травмы. Мама бросает всё, отпрашивается с работы и мчится в школу, чтобы наказать всех! Ей и в голову не пришло позвонить классному руководителю! Виноваты все! Никто не работает! Ситуация осложняется тем, что конфликт произошёл в пятом классе, ещё не налажены тесные взаимоотношения между новым классным руководителем и родителями. Начало года — нет пока взаимопонимания и доверия друг к другу.

В течение урока мы пытаемся успокоить маму, рассматриваем ситуацию с разных сторон. В итоге расстаёмся пусть не друзьями, но, по крайней мере, и не врагами, договорившись работать над разрешением конфликтов сообща, включая разум, а не эмоции.

Другая ситуация: школьник в социальной сети оставил неприличный комментарий под фотографией двух девочек. Это произошло в выходной день. Но всем известно, что учитель — профессия круглосуточная, поэтому мы не могли остаться в стороне и сразу же отреагировали. Позвонили родителям, запись со стены во «ВКонтакте» тут же была удалена. В понедельник, вернувшись на занятия, провели беседу со школьником, рассмотрели ситуацию со всех сторон. В том числе разобрали орфографические и пунктуационные ошибки в этом злополучном комментарии, куда без этого… Как говорится, извинения принесены, виновные наказаны, о конфликте в потоке повседневных дел забыли.

Всплыл этот эпизод через три недели. В личных сообщениях в ВК получаю письмо от мамы одной из учениц, в котором она присылает скриншот фотографии девочек с тем самым комментарием. Оказывается, она была не в курсе ситуации, а какой‑то доброжелатель сделал скриншот экрана и отправил маме через три недели. Приношу свои извинения маме, говорю, что в курсе ситуации, что виновный уже наказан, запись в интернете удалена, но, вероятно, сохранились скриншоты, которые путешествуют по телефонам. И, к сожалению, я не представляю, что с этим можно сделать. Говорю, что мы максимально оперативно отреагировали и в течение двух часов с момента появления комментария приняли все меры к его удалению. Маму не поставили в известность, чтобы не расстраивать её, не усугублять конфликт и просто не привлекать лишнего внимания к данной ситуации.

Как оказалось, мы были не правы. Пришлось снова возвращаться к этому конфликту, договариваться о времени встречи с родителями обеих сторон, привлекать участкового и инспектора по делам несовершеннолетних, поскольку на этом настаивала пострадавшая сторона. Надеюсь, в этой ситуации сделали выводы все: дети поняли, что не стоит писать лишнего в соцсетях, родители осознали, что нужно следить за активностью своих детей в интернете, мы, педагоги, обрели новый опыт в разрешении подобных конфликтов.

Готовых рецептов нет

Прошло время, когда учитель был единственным источником знаний, когда к его мнению прислушивались, когда с ним считались. В какой‑то момент получилось так, что в обществе к педагогам стали относиться иначе. Общаясь с родителями и учениками, ты должен в каждый момент взвешивать каждое своё слово, свой поступок.

Над нами всё время дамокловым мечом висит: «Ты же педагог! Ты должен найти подход!» Но педагогическая деятельность не имеет готовых рецептов. У нас нет и не может быть чётких инструкций, как повести себя в той или иной ситуации. Мы вынуждены каждый день изобретать всё новые и новые «рецепты». И это тоже ежедневный вызов, с которым сталкивается каждый из нас.

Меняется подход к обучению и воспитанию, что в свою очередь требует постоянного обновления методов и приёмов работы. Наши традиционные лекции и беседы уже давно сменились проектной деятельностью, интерактивными формами работы. Занимаясь с детьми, общаясь с коллегами, ты понимаешь, что помимо базы, имеющейся у тебя после педагогического вуза, многое из того, с чем ты сталкиваешься в повседневной деятельности, ты освоил сам методом проб и ошибок, учась у других, читая литературу, посещая занятия коллег, курсы повышения квалификации и ежедневно принимая те или иные решения.

Но, несмотря на всё новые и новые вызовы, мы по‑прежнему любим свою профессию. Ведь именно они — эти вызовы — являются движущей силой развития личности как педагога, так и школьника.

Владислав Васильков, 
директор образовательного комплекса «Озёрки» имени М. И. Бесхмельницына Старооскольского городского округа

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 3, 2021 г.
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×