Это мы не проходили?
Поколение интернета
Почему так происходит? Наверное, потому, что меняется мир, меняемся мы, меняется наше окружение. Это касается и технологий, и отношений между людьми. Это также относится и к культуре, в том числе массовой. Какие‑то вызовы проходят мимо нас практически незаметно. Опираясь на существующий уже у нас опыт, мы довольно быстро адаптируемся к новым условиям. В качестве примера можно привести выход новой версии операционной системы или приложения. Хотя и здесь далеко не все быстро овладевают навыками работы в новой системе.
Другие же вызовы для нас оказываются абсолютно новыми. Самый яркий на сегодняшний день пример — это работа в условиях ограничений в связи с новой коронавирусной инфекцией. Вспомните, как год назад мы столкнулись лицом к лицу с необходимостью перехода на дистанционный формат обучения. И первое время мы искренне надеялись, что это ненадолго, всего на неделю-две. Буквально за несколько дней, не имея ни опыта, ни практических, ни теоретических знаний, мы должны были с нуля разработать механизмы перевода образования в дистант, включая нормативно-правовую базу. Самим научиться работать на образовательных платформах, довести до сведения родителей, обучающихся, что и как мы будем делать.
Цифровизация нашей жизни превратила классическую проблему отцов и детей в конфликт «бумеров», «зумеров» и «миллениалов». А на передовой этого противостояния как всегда оказалась школа. Выросло новое поколение родителей, в школы и детские сады пришли новые дети. Это поколение интернета. Они уже не смотрят телевизор — они сидят в социальных сетях и мессенджерах, смотрят короткие видеоролики в Ютьюбе и ТикТоке. Они не ходят на концерты, они предпочитают «флешмобы», «челленджи» и «движи». Они не лучше и не хуже, они просто другие, воспитанные интернет-форумами и сетевыми блогерами, принимающие на веру всё, о чём пишут в комментариях к постам, и пересылающие фейки и различные (часто нелицеприятные) видео со смартфона на смартфон в геометрической прогрессии. И это ещё один вызов, к которому мы оказались не готовы.
Мы пытаемся вовлечь детей и родителей в созидающую деятельность в соцсетях, организуем различные воспитывающие события, но я не могу сказать, что мы побеждаем в этой конкурентной борьбе с потоком откровенно низкопробного развлекательного контента.
Учитель – профессия «круглоуточная»
Ежедневный поток информации в электронной почте, в рабочих чатах тоже постоянно держит нас в тонусе. Огромный объём информации, который мы ежедневно перерабатываем, также является для нас вызовом, к которому мы далеко не всегда готовы. Работа в сложившихся условиях требует от нас иного подхода к планированию рабочего времени, организации труда, применения бережливых технологий.
И так каждый день. Ты уже вроде бы не молодой специалист. У тебя за спиной 20 лет стажа. Казалось бы, за столько лет должен привыкнуть ко всему и уметь выйти из любой ситуации. Но нет, не получается. Возьмём обычный рабочий день. Три своих урока, два занятия нужно посетить у коллег, проанализировать их, потом дойти до кабинета, ответить на миллион вопросов коллег и школьников, пока идёшь по коридору… Потом добраться до компьютера, прочитать письма в электронной почте, определить ответственных исполнителей, сообщить им об этом, ответить на звонки — в принципе, обычная рутина.
Но тут в течение рабочего дня поступает звонок с вахты: пришла мама одной из учениц, эмоции переполняют, ей срочно нужен директор! Думаю, что же произошло? Понимаю, что лучше решить вопрос сразу на месте, чем заставлять даму ждать и лишний раз накручивать себя. Срочно вношу изменения в своё расписание, договариваюсь с учителем, у которого «окно», поменяться уроками и приглашаю родителя в кабинет. Выясняется: во время одного из уроков девочка, дочь посетительницы, наябедничала учителю, что её одноклассник пытается списывать из учебника правильные ответы. Этот мальчик в свою очередь говорит, что она тоже списывает (что оказывается правдой), попутно оскорбляет девочку и получает то же самое оскорбление в ответ. Учитель делает замечание обоим, возвращает класс в рабочий режим и даёт возмутителям спокойствия новое задание. Казалось бы, рядовая ситуация, не произошло ничего сверхъестественного.
Но девочка затаила обиду и решила отомстить всем. Зная о вспыльчивом характере мамы, она на перемене звонит ей, рыдая в трубку и расписывая в красках свои душевные травмы. Мама бросает всё, отпрашивается с работы и мчится в школу, чтобы наказать всех! Ей и в голову не пришло позвонить классному руководителю! Виноваты все! Никто не работает! Ситуация осложняется тем, что конфликт произошёл в пятом классе, ещё не налажены тесные взаимоотношения между новым классным руководителем и родителями. Начало года — нет пока взаимопонимания и доверия друг к другу.
В течение урока мы пытаемся успокоить маму, рассматриваем ситуацию с разных сторон. В итоге расстаёмся пусть не друзьями, но, по крайней мере, и не врагами, договорившись работать над разрешением конфликтов сообща, включая разум, а не эмоции.
Другая ситуация: школьник в социальной сети оставил неприличный комментарий под фотографией двух девочек. Это произошло в выходной день. Но всем известно, что учитель — профессия круглосуточная, поэтому мы не могли остаться в стороне и сразу же отреагировали. Позвонили родителям, запись со стены во «ВКонтакте» тут же была удалена. В понедельник, вернувшись на занятия, провели беседу со школьником, рассмотрели ситуацию со всех сторон. В том числе разобрали орфографические и пунктуационные ошибки в этом злополучном комментарии, куда без этого… Как говорится, извинения принесены, виновные наказаны, о конфликте в потоке повседневных дел забыли.
Всплыл этот эпизод через три недели. В личных сообщениях в ВК получаю письмо от мамы одной из учениц, в котором она присылает скриншот фотографии девочек с тем самым комментарием. Оказывается, она была не в курсе ситуации, а какой‑то доброжелатель сделал скриншот экрана и отправил маме через три недели. Приношу свои извинения маме, говорю, что в курсе ситуации, что виновный уже наказан, запись в интернете удалена, но, вероятно, сохранились скриншоты, которые путешествуют по телефонам. И, к сожалению, я не представляю, что с этим можно сделать. Говорю, что мы максимально оперативно отреагировали и в течение двух часов с момента появления комментария приняли все меры к его удалению. Маму не поставили в известность, чтобы не расстраивать её, не усугублять конфликт и просто не привлекать лишнего внимания к данной ситуации.
Как оказалось, мы были не правы. Пришлось снова возвращаться к этому конфликту, договариваться о времени встречи с родителями обеих сторон, привлекать участкового и инспектора по делам несовершеннолетних, поскольку на этом настаивала пострадавшая сторона. Надеюсь, в этой ситуации сделали выводы все: дети поняли, что не стоит писать лишнего в соцсетях, родители осознали, что нужно следить за активностью своих детей в интернете, мы, педагоги, обрели новый опыт в разрешении подобных конфликтов.
Готовых рецептов нет
Над нами всё время дамокловым мечом висит: «Ты же педагог! Ты должен найти подход!» Но педагогическая деятельность не имеет готовых рецептов. У нас нет и не может быть чётких инструкций, как повести себя в той или иной ситуации. Мы вынуждены каждый день изобретать всё новые и новые «рецепты». И это тоже ежедневный вызов, с которым сталкивается каждый из нас.
Меняется подход к обучению и воспитанию, что в свою очередь требует постоянного обновления методов и приёмов работы. Наши традиционные лекции и беседы уже давно сменились проектной деятельностью, интерактивными формами работы. Занимаясь с детьми, общаясь с коллегами, ты понимаешь, что помимо базы, имеющейся у тебя после педагогического вуза, многое из того, с чем ты сталкиваешься в повседневной деятельности, ты освоил сам методом проб и ошибок, учась у других, читая литературу, посещая занятия коллег, курсы повышения квалификации и ежедневно принимая те или иные решения.
Но, несмотря на всё новые и новые вызовы, мы по‑прежнему любим свою профессию. Ведь именно они — эти вызовы — являются движущей силой развития личности как педагога, так и школьника.
Владислав Васильков,
директор образовательного комплекса «Озёрки» имени М. И. Бесхмельницына Старооскольского городского округа