Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:00, 03 октября 2022
 Ольга Муштаева 222

Достучаться до детей

Достучаться до детей Фото: Вадим Заблоцкий
  • Ольга Муштаева
  • Статья
  • Ольга Муштаева
  • Статья

Почему педагогу важно найти ключик к каждому ученику и постараться стать ему другом

4 октября 2021 года. Преддверие празднования Дня учителя. Белгородская государственная филармония. По старой доброй традиции вновь наградят лучших педагогов. И первой на сцену глава региона приглашает… учителя истории и обществознания Чернянской школы № 4 Ольгу Безденежных. Педагогу, посвятившему профессии вот уже почти 28 лет, присвоили почётное звание «Заслуженный учитель РФ». В голове Ольги Сергеевны вереницей проносится недавний разговор с мамой: «Мне заслуженного дают!» Не успела договорить, как голос задрожал, слёзы из глаз. «Ну ты чего плачешь?!» — успокоил мамин голос. «Это всё слёзы, слёзы радости, — протянула в ответ. – Это же такой кредит доверия!». А про себя подумала: «Двойной кредит доверия!». Двойной? Первый – звание, второй – новая должность: вчерашний замдиректора – сегодняшний директор большой школьной семьи из 36 педагогов и 339 учеников…

 «Я всегда под вашим оком!» 

Учительство для Ольги Безденежных – не дело случая. Да, в семье не было учителей-педагогов. Но были куклы-ученики, дверь сарайчика, на котором маленькая Оля старательно выводила материал для своих игрушечных подопечных. А в школе — захватывающие дух история и обществознание. Ох, как же любила юная Оля вступить в полемику. 

«История и обществознание предполагают, что дети должны говорить, выражать своё мнение, анализировать те события, которые происходят вокруг», — уверена и по сей день Ольга Безденежных.

Итак, на одной чаше весов – история, на другой – русский язык и литература. «Какой предмет? Ну какой предмет выбрать?» — никак не могла определиться Оля. Историю? Не зная историю своего народа, историю своей семьи, мы превращаемся в Иванов, не помнящих своего родства. Литературу? Ну как устоять перед уроками учителя русского языка и литературы Раисы Александровны Потаповой?! Влюбила в свои предметы, да так, что каждый стишок, каждый отрывок, заданный выучить наизусть, Оля знала назубок. Победили… история и обществознание.

«Обществознание – это что? Это всё, что нас окружает: экономика, политика, право… Я всегда хотела понять, почему именно так происходит, объяснить, каковы предпосылки и последствия. Но и уверять, что литература, обществознание и история разные предметы, не совсем корректно. На самом деле всё очень взаимосвязано, ведь литературу невозможно изучать, не зная историю», — отмечает Ольга Безденежных.

Оттого на её уроках умело переплелись любимые со школьной скамьи история и литература. Бывает, в самом начале урока процитирует отрывок из произведений или стихи поэтов и писателей, отражавших в своём творчестве историю страны. Как говорится, вспоминай – вкрапливай в урок – призывай к анализу. Ребята тут же замолкают, заслышав слова великих.

«Кажется даже, что и урок совсем с другим настроением идёт. Так что литература осталась со мной до сих пор», — уверяет директор Чернянской школы.

Говорит, ей несказанно повезло: на её жизненном пути ей повстречались удивительнейшие педагоги, которые и предопределили её путь.

«В школе до сих пор работает мой первый учитель Надежда Петровна Архипова, мой классный руководитель Нелли Николаевна Сметанина. Говорю: «Господи, я всегда под вашим оком!». А сколько о подводных камнях нашей профессии мне рассказала Ольга Анатольевна Кривенко. Система наставничества всегда была хорошо развита в нашей школе», — рассказывает Ольга Безденежных.

 

И тогда урок получится… 

Итак, Ольга Сергеевна окончила Белгородский государственный университет. Несколько месяцев проработала руководителем кружка в доме пионеров, после — год в школе № 3 Чернянки, а с 1997-го пришла в 4-ю учителем истории и обществознания. И тут же взяла классное руководство.

«Я очень люблю детей. Признаюсь, считаю их больше не своими учениками, а своими друзьями», — делится Ольга Сергеевна.

Оттого, вступив в должность директора, оставила свою отдушину – уроки. Конечно, поменьше часов взяла. Но совсем без них никуда. Порой за суетой административных дел ловит себя на мысли: «Скучаю по своему кабинету, по детям».

«Работа без детей – это не наша работа. А дети – это урок. Когда ты считаешь, что урок получился? Не когда ты распланировала себе всё, поэтапно всё выстроила, дошла до конечной точки и такая счастливая выдохнула, мол, всё успели. Нет! Посмотри на детей. Они сидят со скучными глазами, либо вообще в их глазах читается: «А что это вообще такое было?». Всё! Считай урока не было. Урок состоялся лишь тогда, когда ты увидел обратную связь, когда ты увидел, что дети на тебя смотрят с глазами восхищения», — уверена Ольга Безденежных.

Как‑то в конце урока Ольги Сергеевны школьники зааплодировали:

«Я даже не знаю, почему. Мне казалось, всё идёт, как обычно…»

Скромничает. Опытный педагог то и дело привносит в свои уроки разные изюминки. Как‑то, года три назад, решила апробировать сингапурскую методику, предполагающую большую активность детей: то они выстраиваются во внешний и внутренний круги, то передвигаются по нему, переходя из одной части в другую, то аплодируют друг другу, то задают вопросы… Казалось бы, ничего сверхъестественного, а детям понравилось.

 

Достучаться до детей - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

Как заинтересовать детей? 

ПЕРВОЕ. Понимать, что они сейчас другие. 

«Это поколение, которое требует от нас, от учителей, не старой схемы: учитель объясняет – дети сидят и слушают. Надо быть готовыми к тому, что они будут с нами говорить, будут с нами спорить. Я, например, даже иногда сама провоцирую их. Говорю: «Ребята, знаете, мне кажется, что должно быть так, но я почему‑то сомневаюсь, давайте подумаем вместе…, — говорит Ольга Безденежных. – Детям нравится, когда мы слушаем их мнение и прислушиваемся к ним».

А школьники, видя, что к их мнению прислушиваются, и сами подбрасывают темы для обсуждения. Как‑то пришли на урок и сразу с порога: «Ольга Сергеевна, а вы видели новую экранизацию фильма про Зою Космодемьянскую? Вот нам кажется…» 

Обсудили. Вспомнили факты и примеры из истории. 

Ну а если вдруг зададут какой‑то каверзный вопрос, в котором нужно покопаться, не бояться попросить отсрочку. Мол, я сейчас вам с ходу не могу ответить, мне надо изучить тему глубже. 

«Чего стесняться? Педагог – такой же человек. Но он подробно изучит волнующий детей вопрос, и следующий урок начнёт именно с него», — говорит Ольга Сергеевна. 

ВТОРОЕ. Вводить активные формы и методы обучения. 

Согласитесь, сидеть за партой, сложив руки, и внимательно слушать педагога – наскучит даже самому терпеливому ученику. На помощь приходят методики – уже упомянутая сингапурская, развивающее обучение, проблемное обучение… Проводят на уроках и дебаты. Отличное подспорье, чтобы не просто дать детям возможность грамотно высказать своё мнение, но и научиться быть толерантными, аргументировано преподносить свою точку зрения. Но венцом всего был и будет индивидуальный подход. 

«Педагогу нужно видеть, что Пете, к примеру, нужно дать одно задание, а Васе – другое, а Маша сегодня вообще не в настроении и, если я дам ей определённое задание, а она с ним не справится, её самооценка станет ниже. Поэтому, может, Маше сегодня сказать: «А тебе вот творческое задание!», и она его сделает. К сожалению, порой за бумажностью и заботами мы забываем, ради чего мы всё делаем. Отчёты были и будут всегда, а дети они здесь и сейчас. Они – самое главное. И поверьте, дети это чувствуют», — уверена директор. 

ТРЕТЬЕ. Использовать примеры из собственной жизни. 

Ольга Сергеевна убеждена: педагоги должны научить детей не для того, чтобы просто научить, а для того, чтобы полученные знания им в жизни пригодились. Потому частенько приводит в пример поучительные случаи из собственной жизни.

«Как‑то на уроке финансовой грамотности я зашла в класс к детям и говорю: «Вы знаете, ребята, я чуть было не стала жертвой мошенников». А что? Я такой же человек, как и все, не застрахована ни от какой ситуации. Да, у меня богатый жизненный опыт, но даже несмотря на это, я чуть было не попалась на их уловки. «Это важно?» — спрашиваю. «Конечно!» — отвечают дети. «Тогда слушайте, я вам сейчас столько всего расскажу, чтобы этого избежать», — вспоминает Ольга Безденежных. 

Казалось бы, мелочь. А нет! Урок сразу пошёл по‑другому. Ребята, зная, что это не вымышленная история из учебника, тут же включились в разговор: «А вот у моих родителей было…», «А помнится, моей бабушке позвонили…». 

 

Человек-общественник 

Председатель участковой избирательной комиссии. Член Всероссийского экспертного педагогического совета. В 2019 году была занесена на районную Доску почёта. Трижды победитель в конкурсном отборе лучших учителей на получение денежного поощрения в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Почётный работник общего образования. Награждена почётной грамотой Министерства просвещения. Победитель конкурса «Школа» Рыбаков Фонда… Продолжать можно до бесконечности. 

«Наверное… просто не могу быть в стороне и отсиживаться, — комментирует Ольга Сергеевна, к которой давно прижилось «человек-общественник». — Чувствую, если остановлюсь – всё, меня затянет трясина. Поэтому только вперёд, только дальше!

Награды. Звания. Достижения. Да, приятно. 

«Но честно вам скажу, важнее для меня другое – любовь детей, — уверяет директор. – Когда перешла на административную работу, пришлось уменьшить количество преподаваемых часов, мои дети перешли к другому преподавателю. Как‑то раз он заболел, пришлось подменить его. И каково же было моё удивление, когда дети, даже те, которые не были особо заинтересованы в предмете, встретили меня радужным: «Ольга Сергеевна, ура! Мы думали, что всё, вы не будете у нас больше вести уроки! Нет лучшей награды, как осознавать то, что дети любят твой предмет, твой стиль преподавания. Я смогла достучаться до них!»

Школьные традиции

По мнению Ольги Сергеевны, в школе, за что бы ты ни взялся, всё нужно делать с душой. Иначе она просто станет обычной площадкой для передачи знаний. Оттого придумали немало традиций. 

Коммунарские сборы. Каждое лето идут в поход на две ночи. Чтобы далеко не ходить, можно разбить лагерь прямо на местном стадионе, возле речки. Палатки, полевая каша, прощальный костёр… — одно загляденье. Жалко только, пандемия немного внесла свои коррективы. Но ребятня, воодушевлённая походным опытом предыдущих лет, прибегала и наперебой спрашивала: «Ольга Сергеевна, ну мы же пойдём в поход?». «Как будет можно – так сразу!».

Праздник «За верность профессии». Поднимать статус учителя нужно начинать со своего коллектива», — решили в школе и придумали проводить в декабре или июне праздник-чествование педагогов. Тем более, что каждого есть за что похвалить: одного — за результативную подготовку к конкурсу, второго — за кропотливый труд на уроке, третьего – за хорошо организованную волонтёрскую работу, а у четвёртого как раз юбилейная дата преподавания… Вскоре расширили список чествуемых: не забывают сказать «спасибо» сотрудникам, которые моют классы и коридоры; поварам, которые кормят; гардеробщицам, что следят за одеждой…

Ну а 9 Мая по традиции идут в строю «Бессмертного полка», на украшенном школьном автобусе (конечно же, с победной музыкой!) едут поздравлять ветеранов. К слову, практически у всех сотрудников и учеников есть солдатская форма. А ещё устраивают конкурсы казачьей песни, ритмической гимнастики, проводят лыжню зимой, а осенью — кроссы, устраивают праздники с бабушками и дедушками, школьные ярмарки…

«Коллективные творческие дела сближают», — уверена Ольга Безденежных. 

 

Достучаться до детей - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

Главное – не… 

У Ольги Сергеевны немало табу.

Ни в коем случае не ставь себя выше других. 

Если требуешь от других, сначала спроси с себя в пять раз больше. Говоришь учителям: «Урок должен быть результативным, творческим, насыщенным»? Сначала проведи сам такой, а потом спрашивай с других. Так, в школе долгое время проводят фестиваль «Открытый урок». Неважно, кто ты – учитель, завуч, директор – каждый показывает своё мастерство. 

«Директор идёт на урок не для того, чтобы поругать педагога. Он идёт, чтобы посмотреть, а нужно ли ему оказать какую‑то методическую помощь. Для любого руководителя важно создать сильный педагогический коллектив, а он не получится по дуновению, его надо именно создавать», — говорит Ольга Безденежных.

К слову, коллектив Чернянской школы № 4 сейчас как раз обновляется: только за последние годы пришло семь молодых специалистов. И главное – им помочь: 

«Директор — человек, который должен стоять всё время на защите своих учителей. Он должен видеть, где и в чём ему нужно помочь. Помочь, если тот вдруг начал выгорать, постараться понять, почему так произошло. Возможно, где‑то хватит слов поддержки. Возможно, нужно будет дать педагогу небольшую передышку».

Вот уже 28 лет почти прошло, а Ольга Сергеевна как сейчас помнит себя, новоиспечённую учительницу: с одной стороны – немного растерянная, с другой – такая амбициозная. Мол, я же учитель, сейчас я вам всем покажу, как надо тут работать. Но… как‑то на урок пришла завуч. Урок истории. 7-й класс. И всё бы хорошо, но спрашивает детей молоденькая Ольга Сергеевна, усевшись за стол. Столько лет прошло, а после того случая, никогда больше на уроке не присела: ни когда спрашивает, ни когда объясняет. Бывает, приходят коллеги на её урок. Фотографируют, чтобы новость на школьный сайт выставить. А тут – беда: кадров хороших по пальцам счесть. «Ольга Сергеевна, ну как вас хорошо сфотографировать, вас же просто невозможно поймать в кадре?» — сетуют они. А Ольга Сергеевна лишь улыбается: «Прежде, чем присесть на уроке – надо хорошенечко побегать». 

Не дели детей на хороших и плохих. 

Сколько людей, столько и мнений. Для Иванова ты кажешься хорошим, а Петров будет направо и налево рассказывать, какой ты плохой. Всё относительно. Потому, делить детей на плохих и хороших, а тем более выделять любимчиков – просто антипедагогично. Для педагога все должны быть одинаковыми. Тем более, что дети – тонкие психологи. Только зашёл в класс – а они уже по глазам видят всё, понимают и чувствуют. 

Недопустимо, чтобы ребёнок тихо отсиделся на уроке.

«Отсидеться на уроке? Я считаю это преступлением. Почему? Представьте себе картину: это как будто бы больной пришёл к доктору, а он думает: «Я даже не знаю, как вылечить его». И говорит: «Идите, ваша болезнь неизлечима!». Этими словами ты просто убил человека. Учитель должен знать, как достучаться до детей. Мы же педагоги, нас учили этому. А если ты чего‑то не понимаешь, недополучил – есть самообразование. Подумай, может, тебе нужно записаться на какие‑то курсы. На самом деле, а почему нет? Сейчас столько курсов повышения квалификации. Или же почитай более опытных коллег-педагогов, таких, как, к примеру, Макаренко. Он как раз рассказывает, как можно достучаться до самых разных категорий детей и суметь сделать так, чтобы они стали настоящими людьми. Ведь функция школы и образования в целом – не только обучение, мы должны выпустить настоящего воспитанного человека», — размышляет Ольга Безденежных. 

Не получается у школьника в чём‑то одном? Заинтересуй его другим. Может, он и сидит на уроке, насупившись, лишь от того, что, как бы ни старался, ничего не понимает. Ну не могут же все быть физиками, к примеру. Не даётся ему – и всё тут.

«Но это вовсе не значит, что нужно ставить на нём крест, — размышляет Ольга Сергеевна. – Подумай, что ему может понравиться, что у него может получиться. Был у нас как‑то мальчишка балованный, а мы его раз – и в КВН позвали. А он взял и раскрылся. Причём – особо‑то и усилий не прилагал, просто взял и сыграл себя же самого на сцене. А мы ему так ненавязчиво после говорим: «Смотри, ты в команде КВН. Надо держать теперь марку!» Поспокойнее стал на уроках, стараться начал. Поэтому я всегда говорю детям: «Не получилось здесь — не переживайте, получится в другом, мы обязательно найдём, в чём». 

У каждого ребёнка есть потенциал, надо просто найти его. Педагог должен постараться создать ситуацию успеха для него. 

 

Достучаться до детей - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

Один день из жизни директора…

День начнётся вовсе не в 07:30, когда пересечёшь порог школы. Намного раньше. Уже с 7 часов классные руководители начнут писать, кто и по какой причине не придёт в школу. А после вереница дел (что интересно – никогда не предугадаешь, каких именно): безопасность, организация питания, санитарно-эпидемиологическая обстановка… Как вдруг завхоз придёт: «Ольга Сергеевна, надо срочно трубу менять», или «Непорядок: свет перегорел». Только разберёшься с бытовыми вопросами, подоспеют родители: «Почему моему сыну поставили четвёрку, он знает на пять?», или школьник подойдёт: «Мне кажется, на меня учитель не очень хорошо смотрит». Ну а заканчивается… Домочадцы уже привыкли: вечер – это не вечер, пока примерно к 23:00 телефон не замолкнет. Но этот вовсе не значит, что ночью не раздастся звонок. 

«Сложно? Не буду скрывать, да. Жалела ли я когда‑нибудь о своём выборе? Ни минуту!»– уверяет Ольга Безденежных.

Вечером возьмёт томик Валентина Пикуля «Нечистая сила» (хоть пару страниц – а должна прочитать!), ну а на выходных постарается выбраться в лес или на дачу. Наберётся на природе сил и можно снова в школу – дерзать! 

Ольга Муштаева

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 7, 2021 г. 

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×