Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:00, 05 октября 2022
 274

КЛАССная работа

КЛАССная работа Фото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Как в профессии Валентины Гительман переплелись музыка и история

Она мечтала стать учительницей начальных классов, как её первая школьная мама. После – адвокатом. В шестом классе, завидев в гостях подружкино пианино, с недетской серьёзностью выдала маме: «Хочу учиться музыке!». А вечерами таскала из родительской библиотеки книжки про исторических деятелей. С годами то и дело меняющие детские мечты невероятнейшим образом переплелись между собой: дипломированный специалист, около двух лет проработавшая учителем музыки, вдруг поступила на истфак Белгородского госуниверситета. С 2011 года Валентина Гительман преподаёт историю и обществознание в Валуйской школе № 1.

Игра в школу

Маленькая Валя, ученица начальных классов 43-й Валуйской школы (ныне – 5-й), то и дело допоздна засиживалась на продлёнке. Зачем торопиться домой, когда здесь разрешают поиграть в настоящую школу?! Первая учительница Зоя Ивановна Ширикова разрешала ответственной малышке разложить учебные пособия, которые понадобятся на уроке, аккуратно вывести на доске «Классная работа» и самое волнительное – проверить тетрадки. Настоящие тетрадки одноклассников! Найти ошибки и даже поставить оценки. Правда, только карандашом.

«До сих пор помню, как Зоя Ивановна проверит сама одну тетрадку, а после даст нам её для примера. А мы сидим, старательно выводим карандашами. Это сейчас понимаешь, что, конечно же, она потом за нас всё перепроверяла сама. Но тогда детские эмоции было не передать словами, — вспоминает Валентина Гительман. – Дома моими учениками становились все и всё, что только попадалось под руку: игрушки, кот, собака, и даже цветок. Писала им примеры, придумывала задания. Всегда старалась, чтобы в домашней игре в школу обязательно была доска. В ход шла как стена дома, в котором жили, так и кусочек найденной фанеры. Главное – чтобы удобно было мелом на ней писать». 

По ускоренной программе 

Играть на пианино Валя начала в шестом классе. Пошла в гости к подружке. А там – инструмент с восхитительным звучанием. И подруга так лихо на нём играла, что Валя, вернувшись домой, мигом побежала к маме: «Мамочка, мамочка, хочу учиться в музыкальной школе!».

«Нууу, — на секунду замешкалась (видно, понимая, что шестикласснице предстоит учиться с ребятами намного младше) мама. – Пойдём, попробуем поступить!»

Шестиклассницу Валю взяли в первый класс музыкальной школы на отделение фортепиано.

«Да, я была самой взрослой. Поначалу мне было совсем неудобно. Но уже на следующий год обучения педагоги, поняв, что у меня получится, предложили сразу окончить второй и третий. Так и получилось, что у меня год шёл за два, поэтому я успела догнать своих сверстников и выпуститься вместе с ними», — рассказывает Валентина Гительман. 

После школы, не раздумывая, поступила в Валуйское педучилище (ныне — педколледж) на музыкальное отделение.

«Я просто поступала, не думая, что буду учителем, не преследуя никаких далеко идущих целей. Вообще мне кажется, профессия сама выбирает нас. Просто в жизни складываются обстоятельства таким образом, что ты остаёшься в ней», — говорит педагог. 

 

КЛАССная работа - Изображение Фото: Павел Колядин

Поговорим о Чайковском? 

Тем самым определяющим обстоятельством для Валентины Гительман стала первая практика. Ей ещё и 20-ти нет. Урок музыки. Класс в форме амфитеатра. Валентина Леонидовна, как назовут её уже через пять минут первые ученики, как и все практиканты, волнуется до дрожи в коленках. Заходит на свой первый урок, а там полный класс людей – пятиклашки, студенты, преподаватели. 

«Когда через пять минут волнение прошло, я поняла: я в своей стихии, на своём месте. Поняла, что ни в какой другой профессии я себя больше не могу представить», — вспоминает Валентина Леонидовна. 

На её первом уроке случилась забавная ситуация. Мальчик спросил: «Валентина Леонидовна, а почему вы говорите, что Чайковский – великий русский композитор, а на пластинке, которую нам ставили, всё написано на иностранном языке?»

«Чайковский – композитор, известный во всём мире. Его слушают везде. Эта пластинка выпущена зарубежными издателями», — ни секунды не раздумывая, ответила практикантка. 
 
Мальчика ответ устроил, а у неё вереницей в голове понеслось: «А правильно ли я ему сказала? А может, ещё нужно было что‑то добавить?» Выдохнула только после урока, когда методист похвалил. Мол, молодец, не растерялась. 

Незазорное «Не знаю»

Тогда начинающий педагог вынесла для себя немало важных уроков, которыми теперь сквозь призму опыта делится со своими молодыми коллегами. 

Первый – не смотри в конспект. 

«Я всегда советую молодёжи, не смотрите в конспект. Да, мы очень тщательно готовимся к уроку, расписываем, что, как и за чем идёт. Но нужно суметь так подготовиться, чтобы даже с первых дней в него не подглядывать. Он мешает ходу урока, общению с детьми, ставит между учителем и учениками стену, через которую сложно пробиться».

Второй – не бойся говорить «Я не знаю».

«Учителя – такие же люди, как и все. Да, у нас широкие знания, но и современные дети любят задать самые разные, порой каверзные, вопросы. И если в начале своей педагогической деятельности не знаешь на какой‑то ответ, нет ничего зазорного в том, что ты предложишь поискать его вместе с ребятами. Невозможно знать всё на свете».

Третий – чтобы тебя услышали, совсем не нужно переходить на крик. 

«Некоторые молодые педагоги ошибочно думают: чтобы их услышали, нужно громко говорить. Отнюдь! Громким голосом, тем более криком, современных детей не запугаешь. Может, они успокоятся на одну минуту, но не более. Ребёнок должен услышать педагога. А для того, чтобы он услышал, он должен уважать его и доверять. Как сделать, чтобы он доверял? Быть честным и справедливым учителем. И это самое сложное. Когда получишь доверие – главным станет не обмануть его.

Всегда, когда в школе возникала какая‑то сложная конфликтная ситуация, я сама себе задавала вопрос: «А как бы поступила моя первая учительница Зоя Ивановна?» Сразу вспоминаю её тихий, ровный, спокойный голос. Она бы невозмутимо, не повышая голос, поговорила с нами. Также терпеливо и спокойно я решаю вопросы со своими учениками, учу их уважительному отношению к другим учителям и одноклассникам. Не стоит забывать: учитель – пример для них».

КЛАССная работа - Изображение Фото: Павел Колядин

Мама, запевай!

Педагогический стаж Валентины Гительман – 21 год, из них треть преподавала музыку. На истфак Белгородского госуниверситета решила поступить, задумавшись о высшем образовании. Вспомнила неугасающую любовь к папиной библиотеке и слова завуча родной школы, сетующей на школьников: «Почему вы так плохо знаете свою историю? История же – это сказка!»

Своё первое музыкально-педагогическое образование не забывала никогда. Поставленный голос, умение выступать на публике (открытый урок? Сколько угодно!), а бонусом – завоёванное детское доверие. 

«Так получилось, что ребята из моего предыдущего выпуска пришли ко мне, учась уже в 10-м классе. Как‑то беседуя на одном из классных часов, я пропела им отрывок из песни, чем сразу вызвала у них интерес. На этой почве и сошлись. После, когда поехали на экскурсию в Прохоровку, мой класс сам предложил вместе по дороге спеть. И начали словами «Мама, запевай!»

Не скрывает, всегда понимала, музыка и история – два кардинально разных предмета. Потому, сменив музыку на историю и обществознание, никогда не боялась спросить совета у более опытных коллег. «Ты должна рассказывать так, чтобы ребёнку захотелось ещё раз почитать о том, о чём говоришь на уроке», — наставляли они. Сейчас победительница регионального этапа конкурса «Учитель года – 2016» и сама может поделиться своей формулой успешного урока. 

Формула успешного урока 

«Формула успешного урока? Пожалуй, смена видов деятельности. Хочешь, чтобы у тебя на уроке была дисциплина, и ребёнок не заскучал? Он должен быть всё время занят, он должен работать. Да, все дети разные, к каждому нужно найти свой подход. Для этого и нужно экспериментировать с разнообразными формами урока. К примеру, я могу показать фрагменты советских фильмов. Казалось бы, разница в поколениях, но ценности‑то остаются вечными. Ввожу самооценивание, дети сами себе ставят отметку за проделанную работу, видят свои достоинства и недостатки. Многим школьникам нравится форма беседы. Но не стоит забывать, есть дети, которые любят говорить, а есть те, кто больше слушает. Поэтому помимо беседы можно предложить им высказать свои мысли на бумаге. Только тогда ребёнок не уйдёт с урока «пустым», а задумается о том, что узнал», — делится Валентина Леонидовна.

Как и у любого преподавателя истории, есть у неё свои любимые периоды. В любимчиках – средние века. По мнению Валентины Леонидовны, одно из самых загадочных времён: источников мало, непонятных несостыковок много. 

«Особенно интересно подробно с детьми исследовать период. К примеру, взять «Повесть временных лет». Княгиня Ольга приехала в Царьград. Базилевс Константин увидел её, влюбился. А по подсчётам ей должно уже быть около 70 лет. Сразу вопрос: «А так ли это? Как вообще такое могло быть?» — поясняет педагог. 

Не навреди 

По мнению Валентины Леонидовны, заповедь «Не навреди» — не только врачей, учёных, но и учителей.

 «Очень важно, что я говорю как историк. Сейчас можно повстречать огромное количество интерпретаций исторических событий. Порой правду хотят подменить вымыслом. Поэтому я должна научить детей критически оценивать информацию, делать выводы, опираясь на факты», — говорит она.

«Учитель – человек, который любит учиться! И учится непрерывно!» — уверена Валентина Гительман. Наверное, потому сама с нуля научилась монтажу и ведёт в школе видеокружок «Взгляд через объектив». Потому не пропускает семинары, курсы, знакомится с опытом коллег и делится своим. Педагогические разработки размещает на своём учительском сайте.

Несколько лет назад активно занималась разработкой интеллект-карт. 

«Это особая подача материала, перегруженного информацией: датами, именами, событиями. В нём материал структурируется: выделяется обобщающее понятие, далее элементы первого уровня, затем в зависимости от сложности материала элементы второго, третьего и т. д. Для создания яркого ассоциативного ряда подбираются иллюстрации, графические объекты, между элементами карты устанавливаются логические связи. Можно построить весь урок на составлении интеллект-карты. Изученный материал уместится на одном листочке, дети без труда восстановят всю информацию, составив связный рассказ», — поясняет учитель. 

Ф – Финляндия и 8

Сейчас интеллект-карты для Валентины Леонидовны отошли немного на второй план. Педагог всерьёз заинтересовалась синектикой – методом, основанным на ассоциациях. Новшество поможет детям не зазубривать исторические даты наизусть, а запоминать, проводя ассоциации. 

«Нужно просто найти закономерность, похожесть. К примеру, Фридрихсгамский мир. Возьмём букву Ф – получим присоединение Финляндии. Дальше смотрим и запоминаем дату. Ф, если её перевернуть, похожа на цифру 8. Отсюда получаем дату начала войны – 1808 год», — уточняет Валентина Гительман. 

Девиз в работе Валентины Гительман – слова Николая Гоголя: «Чтобы воспитать другого, мы должны воспитать прежде всего себя» 

Ольга Муштаева

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 8, 2020 г.
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×