Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:56, 19 сентября 2022
 516

Все на «Балушку» — каждый получит свою игрушку

Все на «Балушку» — каждый получит свою игрушку Фото: Ольга Муштаева
  • Статья
  • Статья

В Яковлевском горокруге прошёл фестиваль традиционной русской игрушки «Балушка»

Организатор фестиваля – Дом ремёсел Яковлевского горокруга – провёл праздник с говорящим названием (балушка – игрушка, вещица, сделанная для забавы, игры или потехи) во второй раз. В 2021-м году участников и гостей фестиваля собрали на свежем воздухе – в парке «Маршалково», в 2022 году решили особый акцент сделать на мастер-классах по народному творчеству, оттого пригласили всех в Центр культурного развития «Звёздный» г. Строитель.

Купцы, кустари, игрища…

На фестивале работало несколько интерактивных площадок. Так, на площадке «Купцы» можно было приобрести сувенирную продукцию, изделия ручной работы и домашней утвари, а также авторские аксессуары. На площадке «Кустари» с народными мастерами и сотрудниками Домов ремёсел — сделать традиционные игрушки из различных материалов: соломы, верёвочек, лоскутков и ниток, глины, шерсти и даже обычных цветов и яблок. На площадке «Краснословы» для самых маленьких ребят работала изба-читальня, можно было посмотреть кукольные спектакли, а на площадке «Игрища» — поиграть в русские народные игры и запустить кубарик – разновидность волчка, который приводится в движение при помощи специального «кнутика» или верёвочки. 
 

«На фестивале мы решили поиграть с ребятами в игры крестьянских детей. Кстати, в некоторые из них современные дети играют и сейчас. Одна из самых популярных – закидушка. Есть чашечка на ножке, а на верёвочке привязан шарик. Главная задача – забросить этот шарик в чашечку. Ещё одна очень простая игра (ведь для того чтобы в неё сыграть, нужна просто палочка) — «Калечина-малечина». Нужно поставить на ладонь небольшую палочку, после чего произнести фразу «Калечина-малечина, сколько часов до вечера?» и отпустить руку. Теперь главное — удержать равновесие палочки. Сразу же начинается счёт: один, два, три, четыре… И так до тех пор, пока она не упадёт. Побеждает тот, у кого выходит больше часов до вечера. Игра очень полезная. Она развивает координацию у детей, балансир, настойчивость», — рассказала младший научный сотрудник отдела развития Белгородского музея народной культуры Зинаида Медведкова.


Поиграли ребята с Зинаидой Викторовной и в богородские игрушки – «Мужик и медведь», «Кузнецы», «Курочка», «Белочка» (она ударяет молотком по лесному ореху), которые легко приводятся в движение. Сыграли и в «Бирюльки». Крестьянские бирюльки – это 32 тонких веточки, которые высыпали в кучу. Нужно было поочерёдно вытаскивать их, при этом не затронув другие. Господские бирюльки – выточенные из дерева 32 небольших фигурки: геометрические или элементы домашней утвари. Из кучки таких игрушек нужно было вытащить пальцами или же специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. Для того, чтобы «подловить» их, в мелких деталях делали ушки либо отверстия. 

«У крючка была деревянная ручка, а он сам был металлический, сделан из струны балалайки», — отметила Зинаида Медведкова.

«Бабки» и «Лодыжки» 

Во все времена были популярны среди ребятни свистульки из глины и дерева.

«Во многом то, что из чего изготавливали игрушку, зависело от того, каким ремеслом в семье занимались родители. Если отец занимался гончарным промыслом, то и игрушек было больше из глины. Но абсолютно у всех были тканевые игрушки: куколки, птички, ангелочки… Дети уже к четырём-пяти годам умели их делать сами», — пояснила сотрудник музея.

Больше всего мальчишкам и девчонкам понравилась игра в «Бабки» и «Лодыжки». Соревновалась ребятня в ловкости выбивания и бросания косточек – надкопытных суставов домашних животных (коров, овец, коз), которые оставались после варки холодца.

«Когда насобиралось пять таких суставчиков, можно было играть в «Лодыжки». Нужно было подбросить вверх одну лодыжку, как их тогда называли, и, пока она летит в воздухе, ты должен подкинуть вторую, при этом успеть поймать первую на тыльную сторону ладони, потом подбросить третью, а в этот момент словить вторую. Одновременно в воздухе могло находиться от трёх до четырёх лодыжек», — пояснила Зинаида Медведкова.

А вот в другую распространённую дворовую игру — «Бабки» — любил играть великий полководец Александр Суворов. Нужны были биток и уже упомянутые косточки суставных частей. Богатые семьи могли попросить выковать биток (он был похож на плоскую лепёшку) кузнеца, семьи победнее брали суставную кость и заливали в неё олово или свинец, чтобы сделать тяжелее. Ребята делились на команды, выкладывали в линию кости и выбивали их.

«По историческим данным на Руси в неё начали играть ещё в 6–8 веках», — уверяет Зинаида Викторовна. 

Безликие куколки 

Куколки, которыми играли наши прабабушки и прадедушки, были весьма незамысловатыми, в отличие от современных. Делали их из всего, что только находилось под рукой: соломы, тонких веточек деревьев, небольших остатков ткани… Обрядовые мастерили, чтобы использовать в обрядах — земледельческих, свадебных, праздничных… Куклы-обереги крутили и мотали, чтобы они защищали своих хозяев, а игровые – ребятне на забаву. Были такие тряпичные куколки похожи тем, что при их изготовлении никогда не использовали нитки и иголки. Все детали куколки скручивали и закрепляли между собой нитками. Также никогда не прорисовывали им личико. Да-да! Оставляли светлыми и безликими. Никаких привычных нам сейчас глаз, носа, рта. А всё потому, что были уверены наши предки: только безликая кукла не может навредить людям. По старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесёт ни ребёнку, ни взрослому человеку вреда».

Многообразия тряпичных куколок было просто не счесть: кукла-дружок («зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки), пеленашка (маленькую куколку клали младенцу в колыбель, чтобы она защищала его от злых духов), куклы-закрутки, кубышка-травница (наполненная душистыми лекарственными травами), неразлучники (обереги, охраняющие семейные пары) и многие другие.
 

«Десятиручка» и «Ракета» 

Внимание многих ребят на фестивале привлекла кукла-десятиручка. Как не сложно догадаться из названия, у этой куколки не две, а целых десять рук! Придумали именно такую куколку наши предки совсем неспроста. Издревле на Руси у женщины каждый день было дел невпроворот. Надо было и шить, и вязать, и прясть, и ткать, и вышивать, и за огородом со скотиной следить. Да ещё и воды в дом наноси, постирай, поубирай, печь растопи, еду приготовь, за детьми пригляди… Для того, чтобы все дела в доме у хозяйки спорились, и дарили многоручку женщинам (или же они сами их мастерили). Верили занятые хозяйки, что с таким оберегом у них все дела в доме будут спориться, то есть делаться быстро и легко. 

«Десятиручка – кукла осеннего календаря, делалась она как оберег для того, чтобы оказывать помощь в хозяйстве молодым супругам. Считается, что каждая рука помогала по‑своему: одна с животными управляться, другая по кухне хлопотать, ещё одна по огороду…», — рассказала заведующая Домом культуры села Смородино Яковлевского горокруга Людмила Сошина
 

По словам Людмилы Николаевны, у десятиручки есть «старшая сестра» — шестиручка. Называется она Филипповка, так как принято было делать её или дарить на Филиппов день (он отмечается в конце ноября). Делали её уже зрелые женщины. Голову шестирукого оберега (чтобы всё успевать) покрывали платком.

Приглянулся ребятне и мастер-класс руководителя кружка «Русская народная кукла» Дома ремёсел Яковлевского горокруга Антонины Мартыновой. За считанные минуты из разноцветных лоскутков ребятня мастерила игрушку «Ракета».

«Издревле это была одна из любимых забав детворы! Сейчас эту игрушку мы называем ракетой, а вообще она – закидушка. Мы делаем хвостик, которым можно размахивать. А когда подбрасываем вверх и она летит, у неё красиво развивается хвост», — пояснила Антонина Вячеславовна.

По её словам, сделать детскую забаву проще простого. Всего‑то нужны ненужные кусочки ткани. Из них нужно свернуть небольшой шарик, поверх него наложить самых красивых лоскуточков. Последний «штрих» — собрать их в кучу и завязать хвост.
 

«Большая переменка» на «Балушке» 

Поучаствовала в фестивале русской игрушки и редакция «Большой переменки». Мы предложили ребятам собрать пазлы с главным героем журнала – Лёвушкой, рассказали о краеведческих играх («Дайте две», «На самом деле», «Моя Россия», «День Победы») и книгах («Они – живые», «Белгородские древности», «Белгородская черта», «Моя Белгородчина: Великая Отечественная война»), которые выпускает издательский дом «Мир Белогорья».

Ольга Муштаева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×