Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:55, 23 августа 2022
 314

Право быть равными

Право быть равнымиОборудование для развития мелкой моторикиФото: Павел Колядин
  • Статья

Почему в Новооскольской школе-интернате ребятам хорошо так же, как дома?

«Тяжёлыми» здесь называют не тех детей, которые плохо себя ведут. А ребят с особенностями развития. Потому что из‑за нарушения физического и психического здоровья им трудно жить обычной жизнью. И учиться в обычной школе. Многие из них не могут даже сами помыться, приготовить еду, выйти на прогулку… Помочь таким ребятам могут только в специализированных учреждениях. Но не все родители понимают, что ребёнку там будет лучше…

Интернат – это не страшно

Есть ещё учителя, которые пугают детей, поступающих после девятого класса в ссузы, страшным словом «ПТУ». Хотя уже давно пора бы уяснить, что современные колледжи и техникумы – это высокотехнологичные учебные заведения, где конкурс бывает по 5–10 человек не место и выпускники получают востребованные специальности. Вот и среди родителей «особенных» детей немало таких, у которых слово «интернат» ассоциируется с серыми крашеными стенами, застиранным постельным бельём, железной панцирной кроватью и невкусной едой из каш и макарон. И злобными воспитателями, которые срывают свои жизненные неурядицы на больных детях. Ну по крайней мере в книжках многие интернаты описаны именно так. Страшно было бы отдавать детей в такое заведение? Конечно! А в последние годы появилась новая тенденция: всеми силами стараться отдать «особенных» детей в обычные школы. Нет проблемы, если у ребёнка сохранный интеллект и болезнь не мешает ему учиться в обычной школе. И не мешать учиться другим ребятам. 

А если мешает?

А если всё‑таки попытаться понять, что в специальной школе «особенный» ребёнок получит не только знания, но, главное, больше внимания и заботы?

Почему мы пишем об этом так подробно?

Потому что такая проблема есть. И решение есть. Учреждения и специалисты есть. Теперь нужно, чтобы это поняли сами родители «особенных» детей.

… Забегу немного вперёд. Завершая экскурсию по Новооскольской школе-интернату его директор Татьяна Захарова спросила:

— Ну, как вам тут у нас?

— На четыре звезды тянет! – честно ответила я.

Татьяна Андреевна только грустно улыбнулась: «Мы же хотим, чтобы дети чувствовали себя здесь как дома. И даже лучше, чем дома!»
 

Найти особенности 

«Особенными» сейчас принято называть чуть ли не всех детей, которые отличаются от остальных. Новооскольская школа-интернат принимает, социализирует и учит только таких. И у каждого – особенность своя. Даже если у ребят одинаковые диагнозы. А потому к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. И классы здесь малочисленные – до 15 человек. А для детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями – не более чем на пять человек. Педагог практически с каждым ребёнком работает индивидуально. 

Сейчас (на конец 2020 года) в интернате живут 134 ребёнка из 18 районов области. У 24 воспитанников нет родителей либо они лишены родительских прав. 85 мальчишек и девчонок с инвалидностью разной степени. Все дети – с интеллектуальными нарушениями, с разной степенью умственной отсталости. И у многих помимо этого ещё и другие заболевания.

«С детьми с синдромом Дауна мы работаем давно и у нас очень хороший опыт социализации таких ребят. Но теперь в нашу школу интегрировались дети с совсем другими диагнозами. Сейчас у нас 11 детей с расстройством аутистического спектра — десять школьников и один воспитанник детсада. Это большая проблема. И с каждым годом таких детей всё больше», — сетует Татьяна Захарова.

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это не синоним умственной отсталости. Часто такие дети успешно учатся в обычных школах или в ресурсных классах общеобразовательных школ. Интернат же принимает детей с РАС, у которых диагностировали интеллектуальные нарушения. 

«У нас есть спецкласс для детей с РАС с тяжёлой степенью умственной отсталости. Это самые «тяжёлые» дети, они не умеют ничего делать и не могут научиться этому сами. С ними работают пять тьюторов – они прошли курсы повышения квалификации у специалистов по прикладному анализу поведения. Да и вообще мы следим за новинками в этой сфере, курсами, семинарами. Потому что информация о работе с такими детьми – разрозненная и дорогостоящая. Но, как говорил Сухомлинский, «Учитель живёт, пока он учится», — заключает Татьяна Андреевна.

Многие «тяжёлые» дети не смогут изучить программу средней школы, поступить в вуз. Поэтому педагоги школы-интерната ищут у ребят другие особенности – творческие, спортивные и т. д. И уж в этой сфере воспитанники проявляют себя с удовольствием: рисуют, поют и танцуют, занимаются спортом, участвуют в экологических и волонтёрских акциях. Педагоги интерната – креативные и творческие люди. Знают, как и чем можно увлечь ребят. И считают, что главное — показать детям, что они тоже могут жить активной и насыщенной жизнью.

Главное – социализация

Слово «социализация» — слишком серьёзное, безликое, официальное. Но означает оно очень многое. Фактически – всю жизнь ребят в школе-интернате. Многие «особенные» дети совсем по‑другому воспринимают окружающий мир, других людей, события, которые с ними происходят. Часто даже общаются по‑другому. С одной стороны, они очень ранимые и чувствительные, с другой – не способны адекватно оценить свои действия, могут невольно сделать кому‑то больно, даже самих себя поранить. Но ведь не может человек всю жизнь жить в четырёх стенах!

Большинство ребят в интернате вполне способны себя обслуживать, только их надо этому научить. В обычной школе не учат, как пользоваться микроволновкой и стиральной машиной, как заправлять постель и делать уборку. Эти бытовые премудрости обычные дети постигают дома под руководством родителей. А о том, какие трудности с социализацией испытывают «особенные» дети, знают только те, кто с этими детьми общается и кто их учит.

«Есть у нас дети из семей, где, скажем так, неблагополучные родители. Где нет ни стиральной машины, ни компьютера. Порой даже мобильного телефона нет. Мы их учим, как обращаться с бытовыми приборами, готовить еду, стирать, гладить. Потому что больше никто их этому не научит. Недавно мы получили мобильный компьютерный класс, ведь с седьмого класса у детей уже информатика, а многие из них дома компьютера в глаза не видели», — рассказывает директор школы-интерната.

Живут воспитанники в уютных комнатах, где есть душ, туалет, бытовые приборы. Личные вещи и одежду ребята хранят в специальных комнатах со шкафчиками. Интерьер комнат и коридоров больше напоминает уютную гостиницу, чем казённое учреждение. Да и вообще, о том, что это специализированное заведение, напоминает лишь пандус и табличка у крыльца. 

А подростки из предвыпускных классов по очереди живут в адаптационной квартире – есть в интернате такое помещение, полностью оборудованное, как обычная квартира. Так они привыкают к обстановке, которая будет окружать их после выпуска из интерната. Попасть в эту комнату социально-бытовой адаптации мечтает каждый воспитанник интерната. Название у неё – да, скучное и официальное. На самом деле старшеклассники учатся здесь самостоятельности. 

В комнате живут по двое. Как правило, неделю, потом «жильцы» меняются. Здесь у ребят есть плита, микроволновка, стиральная машина. Воспитанники сами себе готовят любимые блюда (помимо того, что, как и все остальные, получают пятиразовое питание), стирают свои вещи, убирают, учат уроки. Сами, без помощи воспитателей.

Первый этаж – «царство» самых маленьких жителей интерната – дошкольников и учеников начальной школы. Здесь же расположены кабинеты специалистов, учебные классы для детей с РАС. Все кабинеты оснащены по всем современным требованиям: аппаратурой, методическими пособиями, есть зоны отдыха для детей. В каждом учебном классе — душевая и туалет, что особенно важно для детей с ДЦП. 

В необычном классе — комнате социально-бытовой ориентировки – не только учебные столы и стулья, но и газовая плита, разделочные столы, микроволновки, посуда…

На уроках социально-бытовой ориентировки детей учат готовить, объясняют, как правильно себя вести с окружающими, зачем нужно мыться, как надевать одежду и обувь, пользоваться телефоном и бытовыми приборами, делать покупки в магазине, — в общем, как жить в обычном мире.

Нашли в интернате место и для комнаты именинника с большим столом и стульями: когда у кого‑то из ребят День рождения, он приглашает друзей на чаепитие. Торт, угощение, веселье – всё как дома.

Хотя, говорит Татьяна Захарова, как бы хорошо детям здесь не было, они очень скучают по родителям и по дому, некоторым папы и мамы часто приезжают в гости, к другим – реже. К кому‑то вообще не приезжают… А раз специфика любого интерната в том, что дети здесь живут круглосуточно, а то и круглогодично, педагоги по сути стали для них вторыми мамами. Они чувствуют настроение ребят, понимают, когда кто‑то хочет побыть один, а кому‑то, наоборот, нужно «разговориться»

Проблемы

У школы-интерната нет проблем с оборудованием и специалистами. По программе «Доступная среда» получено много коррекционного оборудования. Главная проблема – невозможность в некоторых случаях как можно раньше заниматься с ребёнком. Когда родители слишком поздно обращаются за помощью. Или из учреждений для детей-сирот слишком поздно направляют сюда малышей с отклонениями. Разные могут быть причины, но Татьяна Захарова очень-очень просит родителей: если врачи обнаружили у ребёнка отклонения в развитии, нужно как можно быстрее обратиться к специалистам, которые умеют работать с такими детьми. И подскажут, могут ли папы и мамы сами заниматься с ребёнком дома или малышу какое‑то время нужно провести в специализированной школе-интернате. Только в таких учреждениях есть все комнаты и кабинеты, необходимые для адаптации ребят к обычной жизни. Здесь дети живут и учатся бесплатно. С бесплатным пятиразовым питанием. В хороших бытовых условиях и в окружении грамотных и очень-очень добрых педагогов.

Чтобы попасть в Новооскольскую школу-интернат, нужно предоставить:

  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии
  • ксерокопию свидетельства о рождении или паспорта ребёнка
  • ксерокопию СНИЛС и медицинского полиса
  • заявление от родителей или законных представителей
  • личное дело и выписку текущих оценок, если ребёнок учится в общеобразовательной школе
  • справку о регистрации по месту жительства
  • ксерокопии паспортов родителей
  • медицинские документы (список можно найти на сайте 

Елена Мельникова

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 9 (12), 2020 г.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×