Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:46, 19 августа 2022
 1226

Как Корочанская школа-интернат даёт путёвку в жизнь детям с нарушениями речи

«Нынешний год – последний для меня. Даже грустно как‑то. Покидаю любимую школу, в которой рос и воспитывался с третьего класса. Пришёл девятилетним мальчишкой. Совсем не «дружил» с шипящими и свистящими звуками…», — под пение голосистых попугаев в зимнем саду (излюбленном месте отдыха учеников Корочанской школы-интерната) рассказывает одиннадцатиклассник Даниил.

«Без мамы. Вдали от дома… Я никогда не чувствовал себя здесь одиноким, ненужным ребёнком. Вместе с учителями, логопедами и воспитателями учился заново говорить. Добрые. Понимающие. Умные. Трудолюбивые. Именно благодаря педагогам интернат стал вторым домом. Разве мог я раньше мечтать, что стану успешным в спорте и тем более буду играть в КВН?! («а как красиво Даня читает стихи…» — слышим комментарий директора!). Здесь мне всегда помогали найти силы, чтобы верить в себя, в то, что всё у меня получится», — отметил Данил.

Без капли сомнений, всё у него получится. Возмужавший юноша, некогда стесняющийся своей речи, уверен в себе. Без единой запинки отвечает на наши вопросы. Грамотно. Чётко. Как и все его ровесники из обычных школ, уже определился с будущей профессией.

«Обязательно расскажу, только чуть позже, когда поступлю, — пообещал Даня. — Не хочу сглазить!»

Таких историй с хеппи-эндом в Корочанской школе-интернате не счесть. Может, оттого когда‑то мама одной из девчушек, потерявшая надежду, что её дочь хоть когда‑то заговорит, услышав громкое «Мама!» и увидев улыбку на лице (казалось, она уже не улыбнётся никогда), окрестила школу «островком спасения». И этот «островок спасения» дал путёвку в жизнь будущим педагогам, врачам, сотрудникам органов внутренних дел… 
 

Как Корочанская школа-интернат даёт путёвку в жизнь детям с нарушениями речи - Изображение Фото: Владимир Юрченко

Речевая школа 

Учебный корпус Корочанской школы-интерната расположился в историческом (135-летнем!) здании – бывшей Александровской мужской гимназии. Высокие потолки, толстые стены, светлые большие классы, в которых сохранились печи… — здесь по сей день стараются сохранить былое величие. 

В 1919-м гимназию преобразовали в Корочанскую единую трудовую школу второй ступени, в 1923-м в здании разместился детский дом, в 1960-м – школа-интернат для детей из малообеспеченных семей, а 19 октября 1979-го — областная школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Сегодня в ней учатся, живут и исправляют речь 210 детей со всех уголков Белгородской области. 

«Каждый ребёнок, который приходит к нам в школу, нуждается в особой заботе, внимании и помощи, ведь от того, как развита речь, зависят его учебные способности: чтение, письмо, усвоение программного материала всех школьных дисциплин. И, конечно, все мы хорошо понимаем, от речи зависит его будущее, то, как сложится его жизнь», — говорит директор Корочанской школы-интерната Нина Сухова.

К сожалению, не все родители, чьи дети нуждаются в логопедической помощи, понимают это. Бывало немало случаев, когда родители били тревогу только когда их дети уже сами начинали понимать, что с ними что‑то не так, и, стыдясь своей речи, наотрез отказывались ходить в обычную школу. 

«Поэтому я никогда не устану повторять: залог успеха – ранняя диагностика и понимание родителей, что нужно как можно скорее обращаться за помощью. Конечно же, мы прилагаем все усилия, чтобы помочь каждому ребёнку, независимо от того, попал ли он к нам в начальных или средних классах. Но, поверьте, чем раньше ребёнок попадёт в руки специалиста — тем быстрее идёт исправление речи», — уверяет Нина Дмитриевна. 

Учимся играя 

Детей с нарушениями речи принимают по направлению областной психолого-медико-педагогической комиссии. По уставу берут ребят с шести лет. 

«Но если ребёнок совсем не говорит или произносит только отдельные звуки, тогда мы принимаем его с пяти — пяти с половиной лет. Детей определяем в подготовительные классы. Обычно они занимаются в них два года. Если спустя это время ребёнок показывает не очень хорошие результаты – определяем его в первый подготовительный класс. В таком случае в начальной школе он будет учиться не четыре года, а пять лет, — поясняет Нина Сухова.

Для малышей подготовительной группы разработали специальную комплексную программу реабилитации «Учимся играя». У детей особый режим: учебные занятия чередуются с лечебно-оздоровительными паузами, коррекционными занятиями и играми. 

«Каждый работник школы понимает, что дети с пяти-шести лет оторваны от семьи, поэтому мы стараемся создать такие условия, чтобы они чувствовали себя как дома. Конечно же, сложнее всего малышам. Плачут, как только родители уезжают. Поэтому, как только за мамами и папами закрываются двери, мы сразу придумываем им занятия. За играми забываются. Родители через время звонят: «Ну как там у вас? Всё хорошо?». «Отлично. Играем!». В нашей школе работают только те люди, кто искренне любит детей независимо от того, какие они, чьи и откуда. Без уважения личности и без любви к ребёнку результатов не получишь», — комментирует директор. 

Наверное, оттого в каждом кабинете школы мы то и дело слышали от педагогов похвалу в адрес детей (придаёт уверенности в своих силах!), а Нина Дмитриевна поскорее ранним утром спешит в свой второй дом, чтобы обойти школьные «владения» и разузнать у ребят перед занятиями, всё ли у них хорошо. Несмотря на разницу в возрасте, делятся с ней своими тревогами и переживаниями (даже плохая оценка может расстроить ребёнка), как с другом. 
 

Увидеть плюсы и возможности 

За пугающим словосочетанием «школа-интернат» кроются сплошные возможности для детей. В школе работают 56 педагогов (из них высшую категорию имеет 18 человек, первую – 27). Практически все учителя начальной школы — с логопедическим образованием. Отличная материальная база: 22 учебных класса с современным оборудованием, шесть логопедических кабинетов, комната психологической поддержки, вокальная студия, спортивные и игровые площадки. 

«В нашей школе учатся дети с тяжёлыми нарушениями речи. Тяжёлые? Это общее недоразвитие речи первого уровня, когда дети общаются только с помощью жестов или звукоподражаний. Общее недоразвитие второго уровня – когда есть зачатки речи, и общее недоразвитие третьего уровня – когда речь есть, но с нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, не сформирована грамматическая структура речи, связная речь… Если такие детки попадут в обычную школу, они очень быстро пополнят ряды неуспевающих учеников. Им нужен курс коррекции именно в специализированном учебном заведении, где есть необходимое оборудование (программно-аппаратные комплексы для коррекции устной и письменной речи, системы БОС, логопедические замки, аппараты «Монолог» для коррекции речи при заикании и многое другое – прим. авт.), а также квалифицированные специалисты: логопеды, психологи, воспитатели, учителя логоритмики…» — отмечает учитель-логопед школы Людмила Ищенко

На логопедических занятиях каждый ребёнок бывает 4–5 раз в неделю: индивидуальное длится 20 минут, подгрупповое — 25, групповое — 40. Помимо этого над речью детей постоянно работают воспитатели и учителя. Они знают речевые проблемы каждого ребёнка, поэтому подбирают подходящие именно ему задания. 

Правильное дыхание – правильная речь 

«У речевых детей нарушено дыхание» — не раз услышали мы в школе-интернате. Правильно говорить – целая наука. Но если у тебя нет речевых проблем, ты и не задумываешься об этих премудростях: вовремя набрать воздух, в нужный момент сделать паузу…

«Именно на правильном дыхании, на длительном выдохе строится плавная, красивая и грамотная речь», — пояснила учитель-логопед класса БОС-здоровье Елена Рахманина

БОС – это биологически-обратная связь. К телу подсоединяются датчики, которые замеряют пульс. По проводам, подключённым к специальному компьютеру, передаётся информация. С помощью сигналов (а на экране видны картинки, столбики и пульсограмма) дети могут понять, правильно ли они сделали вдох и выдох. Да – молодец! Нет – можно сразу же исправить свои недочёты.

«Плюс от таких занятий ещё и в том, что идёт общее укрепление здоровья, развивается психологическая база речи – память, внимание, мышление. Укрепляются бронхи, в результате дети болеют в два-три раза меньше ОРВИ, чем ребята неэкспериментальной группы», — говорит Елена Александровна. 

С малышами занимаются два раза в неделю, с ребятами постарше – один раз. 

Разговор о дыхании мы вновь продолжили в вокальной студии. Давно не секрет: разрешению речевых проблем помогает и пение.

«Во время пения развивается дыхание, голос, формируется чувство ритма и темпа. Тренируются внутренние мышцы гортани, языка. Дикция и артикуляция способствуют развитию правильной речи», — рассказывает учитель музыки и вокала Екатерина Василенко. 

И да – утверждение, что дети во время пения не заикаются – доказанный на школьной практике факт.
 

Второй дом 

И, конечно же, как без медицины? Школа может похвалиться лечебно-оздоровительным комплексом: физиотерапевтический кабинет (в нём даже есть массажная кровать и кресло!), зал лечебной физкультуры, кабинет электросна и даже стоматологический, где проводят профилактические осмотры, а при необходимости – и лечение. Чтобы научить ребят правильно ухаживать за своими зубами, проводят уроки гигиены. 

Казённым учреждением язык не поворачивается назвать школу-интернат. Вот санаторием – да! Даже спальные комнаты общежития – а их 16 – по‑домашнему уютные и светлые. Но не все ребята остаются ночевать в школе. Тех, кто живёт поближе (Короча, близлежащие сёла, несколько ребят из Белгорода), родители привозят как в обычную школу: отучился – и обратно домой. 

Не все ребята, живущие в интернате, уезжают на выходные. Кто‑то живёт в школе от каникул до каникул, кто‑то уезжает домой раз в месяц или пару недель. Кстати, детей-сирот сейчас в интернате нет, были раньше, но, к счастью, их усыновили. Дети собрались разные: у кого‑то один родитель, кто‑то из многодетной семьи, кто‑то из малообеспеченной.А кто‑то из удалённого уголка области. Без своего авто каждую неделю туда-сюда не наездишься. Так что порядка 30 детей всегда остаются на выходные. По словам директора, скучать им некогда. К примеру, с классными руководителями по субботам ходят на плавание. Ребята занимаются в районных спортивном комплексе, детском технопарке и доме детского творчества. 

А в школьных творческих объединениях – «Безопасное колесо», «Шахматы», «Планета добра» (ребята раз в месяц выпускают школьную газету), вокальной студии, кружках краеведения и туризма и других – задействована большая часть учеников (72 %).

«Мы стараемся помочь развить свои таланты каждому школьнику. Может, именно посещение кружков поможет кому‑то сделать свой дальнейший выбор: увлечён краеведением – попробуй в будущем стать историком (к слову, на сегодняшний день два выпускника учатся на историческом факультете), нравится брать интервью и писать – журналистом», — говорит заместитель директора по воспитательной части Снежана Вероненко.

Скучать не приходится 

На выставке достижений учеников с трудом умещаются все награды. Помимо районных и областных конкурсов, олимпиад и фестивалей, ребята не раз удостаивались всероссийских наград (конкурс «Адрес детства – Россия» (Москва), фестиваль детского творчества «Варенье» (Казань) и международных – конкурсы вокалистов «Кинотаврик» (Сочи) и «Парад легенд» (Юрмала), фестиваль «Москва встречает друзей».

«Наши дети выступали даже в Израиле и Болгарии», — с гордостью отмечает Нина Дмитриевна. 

А чтобы каждый мог себя проявить – не скупятся на школьные праздники и конкурсы: фестиваль солдатской песни, танцевальные марафоны, квесты… Что интересно — на Масленицу обязательно наряжаются, пекут блины, залезают на столб за подарками, устраивают традиционные бои подушками на бревне, а мальчишки соревнуются в поднятии гири. А в день рождения школы, который отмечают 19 октября, проходит инаугурация школьного президента (выбирают его раз в два-три года), а школьников в торжественной обстановке, с клятвами и подарками, принимают в детскую организацию «Патриот». Разве чем‑то отличается их жизнь от других школьников? Ничем! Разве только учатся в малокомплектных классах – не больше 12 человек, да и начинают уроки с дыхательных упражнений и артикуляционной гимнастики, а после идут на коррекционные занятия…
 

Хозяйки и мастера 

Все дети в Корочанской школе-интернате с сохранным интеллектом, так что проблем с их социализацией нет. Но чтобы лучше подготовиться ко взрослой жизни, участвуют в проекте «Уроки финансовой грамотности», а в рамках школьной программы на уроках технологии девчонки учатся швейному делу (могут они и приготовить несложные блюда: салаты, оладьи, блины…), а мальчишки в мастерских – столярному и слесарному. Ученики 10–11-х классов ещё и учатся в межшкольном учебном центре на водителей категории В. 

Одни ребята (к примеру, с заиканием), задерживаются в школе надолго, другие живут и учатся только в начальной школе или вообще — год-два.

«Если дети исправляют речь – мы выводим их из школы, они возвращаются домой и продолжают учёбу в обычных школах по месту жительства. Те же дети, у которых сложные речевые нарушения, могут остаться в школе до самого её окончания. У нас такая же программа, что и во всех школах, они также на общих основаниях сдают ОГЭ и ЕГЭ и получают аттестаты общегосударственного образца», — поясняет Нина Сухова. 

Школа держит высокую планку: баллы на ЕГЭ никогда не ниже областных, на уровне и даже выше. В 2017 году выпускница набрала 100 баллов на госэкзамене по русскому языку. На протяжении последних пяти лет школа каждый год выпускает одного-двух медалистов. И кто догадается, что они когда‑то были чуть-чуть «не такими, как все»?!
 


Корочанская школа-интернат. Всероссийский уровень 
2009 — вошла в энциклопедию «Лучшие люди России»
2009, 2013 – внесена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России»
2014 – вошла в состав 100 лучших школ России как лучшая школа-интернат, получила звание «Лучшее коррекционное образовательное учреждение» 
2015 – лауреат Всероссийского конкурса на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию «70 лет Великой Победы»
2016 – лауреат конкурса «100 лучших школ России», лауреат конкурса «Школа здоровья» в номинации «Образовательная организация – территория здоровья» 
2017, 2018 – «Лучшая образовательная организация, реализующая адаптивные образовательные программы» 
 

Ольга Муштаева

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 9 (12), 2020 г.
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×