Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:32, 24 июня 2022
 314

Тянет послушать улицу…

Тянет послушать улицу…
  • Статья
  • Статья

Мысли и рассуждения по поводу «Что такое экзамены и для чего они нужны?»

За окном звонкоголосый, цветущий, поющий долгожданный май. Щебечут птицы. Младшие школьники веселятся, с нетерпением считают дни до окончания учебного года.

Мы, десятиклассники, пока предвкушаем переводные экзамены, а вот у выпускников школы начинается самая сложная пора жизни — сдача государственных экзаменов и выбор дальнейшего профессионального пути. Оттого им немного грустно, ведь позади остались беззаботные школьные годы. Много интересного было за эти одиннадцать школьных лет. Уроки, перемены, внеклассные мероприятия, желание прогулять… Но это всё уже для них в прошлом. 

Май … Я всегда наслаждаюсь этим чувством, а ещё — солнце, тепло, запах сирени, черёмухи, трели последнего школьного звонка, и главное – свобода!.. 

Добираться до школы в этот день я предпочитаю пешком, это около тридцати минут неспешным темпом, но отличная возможность взбодриться и вовремя прийти на торжественную линейку Последнего школьного звонка и завершающие уроки года. Если полагаться на общественный транспорт, больше шансов опоздать, автобус может быть переполнен и придётся ждать следующий, а время уйдёт. 

Когда идёшь в школу, замечаешь, как просыпается город. Весной рано встаёт солнце, и в кронах деревьев весело поют птицы. На улицах шумят машины, открываются магазинчики с ароматной выпечкой, в парк на утреннюю прогулку идут старики, на противоположной стороне улицы у кого‑то бодрая пробежка перед работой. Лилово-розовый оттенок, отражающийся в окнах домов, символизирует начало нового дня, новой жизни. Какая она будет, эта новая, пока никому ещё неизвестная жизнь для всех наших выпускников? 

Прохожие невольно останавливаются и, глядя на этих молодых красивых юношей и девушек, смело и уверенно шагающих в школу на торжество, невольно думают, что именно сейчас, когда осталось считанное число дней до выпуска, только сейчас эти молодые люди начинают понимать и осмысливать всё происходившее с ними за последние одиннадцать лет.

Я вслушиваюсь в полифонию голосов этих уже в возрасте и умудрённых жизнью людей, встретившихся мне на пути. На моё удивление, каждый из них говорил прежде всего о значимости школы, об учителях… Только прислушайтесь, о чём гудит улица:

«Школа – важная ступень в жизни любого человека, начиная от маленького до старенького. Её проходят все».

«А ведь правду говорят: «Школа – это маленькая жизнь»… 

«Я бы добавила: «Школа – это мини-модель взрослого общества. В ней всё то же самое: обиды и радости, успехи и разочарования. В школе человек учится жить: приучается к порядку, становится дисциплинированным, организованным, привыкает нести ответственность за свои поступки…»

Услышав всё это, невольно задумалась над таким вопросом: «А какую роль сыграла наша школа в моей жизни и в жизни выпускников?»

Она научила нас не бояться трудностей, смело идти на них, преодолевать. Ибо нет другого средства добиться успеха в жизни, как бороться с неудачами, не расстраиваясь и не огорчаясь, идти вперёд. Целеустремлённость – очень нужное в жизни качество, и прививает его именно школа. На воспитание этого свойства направлена система оценок. Ведь хорошая оценка очень важная мотивация для ученика. Получив хорошую оценку, каждый ученик радуется, испытывает удовлетворение, начинает знать себе цену и гордится собой. По крайней мере, такие чувства испытывала я, получив пятёрку или четвёрку. Но больше всего меня радовало то, что я приобретала прочные, хорошие знания. И давала мне их именно школа. Ведь без мудрых и терпеливых учителей даже гений не смог бы постичь ни грамматику, ни математику, ни любую из наук. Большое спасибо всем учителям за то, что они освещали нам, ученикам, этот трудный путь к знаниям! Так вдохните же поглубже этот незабываемый аромат школы!..

Мои размышления были прерваны переводом разговора в другое русло. Что же ещё волнует людей? Это ЕГЭ.

Что думают о ЕГЭ школьники, выпускники и их родители, учителя? Наверняка, мнения разойдутся. Давайте все вместе постараемся вникнуть в суть разговора его величества народа:

«Единый государственный экзамен. Три слова. Что за ними? С одной стороны, независимая оценка знаний, исключение коррупции, уравнивание шансов учеников крупных городов и периферии при поступлении. С другой, подмена ценностей школы. Основная задача учеников теперь — хорошо сдать ЕГЭ. Поэтому старшеклассников натаскивают на определённый результат, не обращая внимания на реальное качество и глубину их знаний».
 
«Экзамены… Сколько тревог и переживаний вызывают они! Каждый год и выпускники, и родители, и учителя с волнением ждут ответы на вопросы: изменятся ли КИМы, в какой форме будет проходить экзамен, сколько будет заданий… И вообще нужны ли они, экзамены?»

«Считаю, что экзамены в школе — это серьёзнейшее испытание — необходимы. Как ещё мы сможем узнать, кто самый грамотный, самый эрудированный. Человеку необходимо знать, что он в чём‑то самый-самый. Именно экзамены помогут нам найти творческих людей, способных трудиться, добиваться своих целей, а в конечном итоге и приносить пользу!»

Пожалуй, не найдётся такого человека, которому в жизни никогда не приходилось бы сталкиваться с трудностями, предрешающими его дальнейшее существование. Подобные трудности всегда привносят в нашу жизнь опыт, предоставляют шанс на деле проверить собственные силы, испытать волю. Одним из таких препятствий являются экзамены, которые ученики сдают по окончании выпускных классов. Но что же из себя представляют сами экзамены и действительно ли стоит бояться их, подобно чистейшему злу? 

Ещё за долгое время до сдачи экзаменов учителя начинают активно вбивать в головы своих воспитанников мысль о том, что от исхода данного испытания зависит очень многое и чрезвычайно важно подойти к вопросу его преодоления со всей возможной серьёзностью. Конечно, трудно сказать что‑то против правдивости этого суждения, однако очень часто именно такое ярое нагнетание вызывает у учеников страх или же самую настоящую панику перед сдачей экзаменов. Как же подойти к решению проблемы, отыскав золотую середину между боязнью необходимого испытания, которого не удастся избежать, и пониманием того, что это необходимо самому ученику?

Прежде всего стоит помнить, что при неудачном исходе всегда можно воспользоваться возможностью пересдачи через год, через два… Жизнь не окончится, если вы не сможете набрать желаемое число баллов, заработать удовлетворительную оценку. Стоит воспринимать неудачу как вызов самому себе и в следующий раз приложить больше усилий для достижения поставленной цели. И, обретя новое стремление, идти к нему через любые преграды, преодолевая собственные страхи и неуверенность. Также важно понимать, что экзамены — это отличный шанс проверить, насколько ты действительно хорош в том или ином предмете. Не стоит бояться совершать ошибки, ведь, как известно, именно на них мы обычно учимся, а значит, спустя многие трудности наконец понимаем, что страшиться их было вовсе ни к чему. 

Ещё одна важная сторона этой проблемы — значение экзаменов на фоне жизни в целом, когда это кажущееся самым трудным испытание является лишь «пробой пера» в дальнейшем существовании, наполненном многими гораздо значимыми препятствиями. Так, экзамены — возможность слегка приоткрыть завесу тайны, понять, чего стоит ожидать в будущем и как к этому будущему можно подготовиться. Здесь очень важно укрепиться в знании того, что экзамены — не итог всей прошедшей жизни, а лишь рубеж поистине нового и наиболее сложного и противоречивого бытия. Подводя итог, хочу ещё раз подчеркнуть важность сдачи экзаменов, которые, несомненно, играют важную роль в процессе становления взрослой личности. Но, вместе с этим, необходимо осознавать, что при всей их необходимости они не являются показателем человеческой образованности, ибо её, как таковую, образуют множество различных факторов.

Послушав всё это, хочу лишь добавить: «Экзамены… С каким багажом вступаешь ты на эту дорогу? Что имеешь? Готов к чему?»

Думаю, что здесь то и уместны первые серьёзные испытания в виде экзаменов. Тебе необходимо реально оценить себя, определить уровень своих знаний, особенно тех, которые будут важны для дальнейшей учёбы. Впрочем, не важно, кто ты за порогом школы – будущий студент или рабочий со школьным аттестатом. Знания нужны всем: либо ты человек, либо… Экзамен позволит тебе систематизировать эти знания и выявить «белые пятна». В процессе подготовки к предстоящим испытаниям ты учишься оперативно пользоваться литературой, выделять главное, анализировать. Как всё это пригодится потом! Уметь видеть свои плюсы и минусы, ликвидировать пробелы в чём либо – не это ли черты будущего руководителя холдинга или стратегия нового политического деятеля?!

Экзамены – это всего лишь одно из жизненных испытаний, которое ученикам необходимо пройти. И в какой бы форме ни проводились экзамены, к ним надо серьёзно готовиться на протяжении всех лет обучения в школе или в другом учебном заведении, тогда не будешь испытывать психологический дискомфорт во время их сдачи. Ведь на экзамене учащиеся ограничены во времени, от них требуется умение думать «на ходу», и делать это надо должным образом с первого раза, что, в свою очередь, позволяет достичь пика своей работоспособности. Успешная сдача экзаменов не только показывает заметный прогресс, достигнутый в определённой области, но и заставляет учащихся стремиться к большему.

И в заключение… Что хочется сказать в адрес родителей? Экзамен – это всегда испытание для человека. Школьный экзамен – испытание для ребёнка. Именно тогда мы, дети, остро чувствуем поддержку и участие самых близких нам людей – наших родителей. Это важно. Это нужно. Нужно нам. Важно чувствовать, что родители воспринимают тебя любым: любят и верят в тебя. 

Что дают родителям экзамены их ребёнка? Очевидно, что по результатам экзамена родители судят об уровне его знаний. Но это ещё не все. По тому, как мама и папа реагируют на новость об оценке, они могут сделать вывод о том, правильный ли у них стиль воспитания, не грозит ли им потерять доверие своих детей. 

Экзамен – это всегда испытание для ребёнка. Вопрос в том, помогают ли родители пройти своим детям это испытание достойно, умеют ли они правильно настроить ребёнка, спокойно среагировать на результат? Реакция родителей на успехи и неудачи своего ребёнка в школе – как лакмусовая бумажка. Она позволяет ответить на важный вопрос: «Всегда ли я являюсь для своих детей примером спокойствия и справедливости? В любой ли ситуации можно рассчитывать на мою поддержку и участие?» 

Для ребёнка очень важно чувствовать, что родители принимают его любым. В ситуациях с экзаменами у родителей есть возможность на деле показать детям свою безоценочную любовь.

Экзамен для учителя. Хороший учитель волнуется на экзамене не меньше своих учеников. Для него результаты экзамена – это оценка его работы, ответ на вопрос: «Что я смог донести до своих подопечных? Научил ли я их всему, что знаю сам?» Если учителю кажется, что в классе никто не знает предмет хорошо, значит, нужно пересмотреть свои методы обучения и критерии оценки.

Экзамены в школе часто вызывают у подростков панику и страх, ведь так хочется сдать предмет на хорошую оценку. Тем самым порадовать родителей. Для того, чтобы получить хорошую оценку, надо потрудиться. Не все понимают, что не стоит надеяться на удачу, надо ответственно относиться к учебному процессу, тренировать в себе обязательность.

И я была очень счастлива, когда услышала оценочные слова своего папы по поводу ЕГЭ:

«ЕГЭ, дочка, не страшно, мы с тобой. Помни, что ЕГЭ благодаря своей прозрачности ставит всех в равные условия. Даёт шанс поступить в столичные вузы талантливым выпускникам из провинции. И ехать через всю страну для этого не нужно! Можно подать документы сразу в несколько учебных заведений. А это значит, что шансы на поступление увеличиваются. Система аттестации в форме ЕГЭ имеет полное право быть. Отправляя тебя на ЕГЭ, перед дверью скажу: смело шагай вперёд, за этой дверью открывается твоя дорога в будущее. Пусть оно будет успешным!»

Карина Ахметшина, десятиклассница школы № 41 г. Белгорода

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×