Азбука. Каллиграфия. Чернила
Благодаря появлению азбуки увеличилось число грамотных людей, стали писать книги.
«Все науки начинаются с азбуки. Как только её придумали – открылся огромный мир», – объяснила название программы заведующая сектором музейно-образовательной работы Наталия Михейченко.
Ребятам рассказали историю возникновения славянской письменности. Им предложили прочитать славянские буквы, а затем сравнить с современным алфавитом. Поскольку в его основе лежит старинная азбука — Кириллица, большинство несильно изменились. Но 10 букв исчезли, потому что некоторые оказались ненужными для современного языка. Проводя реформу азбуки, Пётр Ⅰ сам определил и вычеркнул ненужные. Исчезли и интересные названия букв.
«Раньше на письме над буквами ставили знак титло, когда она обозначала цифру», ‒ рассказала ребятам Наталия Михейченко, а затем предложила определить несколько цифр.
В результате пришедшие на занятие школьники научились читать и расшифровывать старинные буквы и цифры, что было довольно несложно, потому что в помощь им выдали карточки.
Переписывание книги ‒ долгий и трудоёмкий процесс, занимавший до нескольких лет. Всего одна ошибка — и приходилось начинать заново. Эта работа требовала терпения, аккуратности и наличия свободного времени.
«Монахи, у которых был отличный почерк, владели грамотой, им доверяли переписывание книг. Они были прекрасными художниками, сами оформляли книги. Это было их послушание», – сообщила работник музея.
На примере принесённой книги Наталия Александровна показала, как выглядела заставка (миниатюра), вензеля, буквица. Для буквицы чаще всего использовали красный цвет:
«Поэтому учителя говорят пишем с красной строки», – улыбнулась она.
Книги обшивали кожей, дорогими материалами, оформляли золотом, драгоценными камнями, поэтому они были очень дорогими.
«Раньше говорили прочитать книгу от доски до доски, потому что книга была деревянной», – отметила Михейченко.
На примере всё той же книги ребятам продемонстрировали, как могло выглядеть украшение переплёта: угольники, миниатюры и застёжки. Над последними особенно старались, потому что выставляли книги обрезом.
«Всем монахам полагалось закрывать книги. Даже угрожали проклятием. Книги берегли и строго следили, чтобы все застёжки были закрыты. И красота, и защита для книги», – сообщила Наталия Александровна.
Самая интересная часть ‒ показ писчих принадлежностей. Для письма обязательно нужно было иметь перо, чернила (тогда их продавали в аптеках), чернильницу, нож для затачивания пера и перочистку. Поскольку бумага продавалась не разлинованной, а писать красиво хотелось, часто пользовались доской с интересным названием – тирекса. К ней прижимали листок и получали ровные линии. Нелишним было иметь и пресс-папье, которое незаменимо, когда требовалось быстро подсушить чернила.
Писчие принадлежности различались по своему внешнему виду, стоимости, удобству. Например, ребятам продемонстрировали целых три вида чернильниц: простую, непроливайку и очень изящную из стекла. Но несмотря на такое разнообразие, неизменным был следующий факт: для письма требовалось целых семь предметов.
«А сейчас берём ручку и просто пишем», – заметила Михейченко.
Заметно упростил задачу переход к перьевой ручке, написать несколько строк на память которой предложили ребятам в конце занятия. Однако это оказалось не так легко, как думали юные гости. Нужно было правильно держать ручку, что не у всех сразу получалось.
Ребята поделились впечатлениями о прошедшем занятии:
«Узнала названия предметов для правописания. Понравилось. Писать было несложно», – Арина.
«Прикольно. Больше всего понравилось рисовать. Узнал, какие были прикольные книжки», ‒ Коля.
«Мероприятие понравилось. Больше всего ‒ алфавит. Узнала много нового и интересного. Хотелось бы чаще посещать такие мероприятия», ‒ Маша.
«Я узнала, откуда взялось название красная строка», ‒ Аня.
«Мне понравилось это мероприятие. Я даже узнал много нового. Я раньше изучал это всё. Мне понравилось, когда мы изучали предметы для письма. Писать было не сложно, я раньше уже пробовал перьевой ручкой писать», ‒ Артём.

Арина Лебедева