Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:51, 06 марта 2022
 233

Пространство возможностей

Пространство возможностейВ изостудии валуйской школы № 4
  • Статья
  • Статья

Доброжелательные адреса Валуйского городского округа

На территории Валуйского городского округа в рамках региональной стратегии «Доброжелательная школа» реализованы несколько веерных муниципальных проектов. Один из самых значимых — «Формирование доброжелательного пространства в образовательных организациях Валуйского городского округа». Каждое образовательное учреждение округа подготовило свой проект. И в каждом есть свои изюминки.

Тир, технопарк и зелёные рекреации

Например, в валуйской школе № 1 считают, что главной ценностью современной школы должны быть не отвлечённые знания, а знания, которые можно применить на практике. С 1 сентября 2020 года здесь запустили программу развития «Доброжелательная школа – пространство возможностей». Она предусматривает предоставление максимально широкого поля возможностей для всех учащихся независимо от их способностей.

Школа работает по модели школы полного дня. Для каждого ученика разработали индивидуальную образовательную траекторию, в которую включили общее и дополнительное образование. Все письменные домашние задания дети выполняли в школе, для этого выделялось время на самоподготовку. Для дополнительной работы со школьниками проводили неаудиторные занятия, на которых каждый ученик мог доработать учебный материал, подготовиться к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, разработать проект. Работали консультационные пункты по подготовке выпускников 9–11 классов к государственной итоговой аттестации. График консультаций составили на основе запросов детей.

Школа уверенно меняет образовательную инфраструктуру. В рамках проекта «Проектный менеджмент в архитектуре образовательного пространства школы» созданы современные условия и для учёбы и для внеурочной деятельности.

В холле школы разместили многофункциональные информационные стенды. Они выполнены в необычной форме и удобны в использовании. Грамотно оформленные стенды — огромная помощь в организации работы учителей и администрации школы в воспитании детей.

Стенды в школе № 1 г. Валуйки Стенды в школе № 1 г. Валуйки

Озеленение рекреаций и классов благотворно влияет на умственную и физическую активность детей. Правильно подобранные и расположенные в помещении растения создают экологически и психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение детей, придают классам и рекреациям своеобразный колорит, создают уют. А для большего комфорта в зелёных уголках разместили банкетки и удобные диваны.

Рекреационные зоны в школе № 1 г. Валуйки Рекреационные зоны в школе № 1 г. Валуйки

Комплексное решение дизайна школы позволяет организовать гармоничное образовательное пространство. Школьники, переходя из одной зоны в другую, будь то учебный кабинет, столовая, рекреация или библиотека чувствуют себя одинаково комфортно и уверенно везде. Это значительно повышает эффективность образовательного и воспитательного процессов.

На базе библиотечно-информационного центра школы создан интеллект-клуб «Вершина разума» для любознательных и творческих ребят. Этот важный центр общения школьников помогает ребятам расти интеллектуально, стимулирует творческую активность, инициативность и формирует позитивное отношение к жизни.

Пространство библиотеки светлое, широкое, ведь именно в такой обстановке появляется желание развиваться и познавать. Этому помогает и оформление интерьера. Стенды школьной библиотеки оформлены оригинально, на них много познавательной информации.

Ребята очень любят бывать в школьном тире. Тренировки по стрельбе проходят в рамках внеурочной деятельности и помогают формировать у учащихся социально-профессиональную ориентацию, готовность к службе в армии. Создание тира – один из проектов школьной программы развития.

Ещё один интересный проект — «Создание школьного технопарка «Перспектива». Он нужен для того, чтобы увлечь ребят проектной и экспериментальной деятельностью, для развития технического творчества школьников. Здесь действуют лаборатории робототехники и конструирования, механики, электроники, 3D–моделирования, инженерной биологии, химии, экологии.

Технопарк в школе № 1 г. Валуйки Технопарк в школе № 1 г. Валуйки

Школьный технопарк позволяет создать эффективную систему профориентации, популяризировать среди школьников и их родителей востребованные инженерные и технические специальности. И, конечно, помогает выявить «техно-звездочек» среди учеников в сетевом взаимодействии образовательных учреждений города. 

Еще один важнейший элемент современной инфраструктуры – создание цифровой образовательной среды. Для решения проблемы взаимоотношений «цифровые ученики и нецифровые учителя» создали школьный медиацентр «МедиаДикт».

В  медиацентре школы № 1 г. Валуйки В медиацентре школы № 1 г. Валуйки

Здесь сложился свой уклад школьной жизни. Дети учатся принимать положительные жизненные ценности, творить добро. В школе созданы волонтёрские отряды, система наставничества, кадетский класс и отряд юнармейцев. Большое внимание уделяется формированию здорового образа жизни, физическому развитию и экологической культуре ребят. Проходит много мероприятий, предусматривающих социальную вовлеченность школьников в общественную жизнь округа и региона. 

Ландшафтный дизайн и новые технологии 

В школе № 2 с углублённым изучением отдельных предметов тоже главный акцент делают на создании учебно-воспитательного пространства. Педагоги понимают, что только в хороших условиях можно развить в ребёнке высокие личностные качества. Поэтому уже много лет первоочередная задача школы — создание доброжелательной среды не только внутри здания, но и на территории учебного заведения.

Ландшафтное проектирование школьной территории — это интереснейший и увлекательный процесс, в котором в роли дизайнеров могут выступать учителя, ученики, родители, социальные партнёры.

В 2019-м году школа заняла первое место в областном смотре-конкурсе на лучшее благоустройство территорий образовательных организаций. Это уже не первая победа школы в таком конкурсе. Секрет успеха – в постоянном, тщательном уходе за каждым уголком прилегающей территории, грамотное озеленение и талантливое декорирование. Географическая и спортивная площадки, этнографический уголок, беседки для отдыха имеют изюминку в оформлении и отлично вписываются в окружающий пейзаж, при этом неся функциональную нагрузку. Ведь школа – это, прежде всего, образовательное учреждение, и главное в ней – развитие детей и получение знаний.

Ландшафтный дизайн на территории школы № 2 г. Валуйки Ландшафтный дизайн на территории школы № 2 г. Валуйки

Садовые скульптуры, цветники, вертикальное озеленение, роспись канализационных люков органично сочетаются с современным 3D-моделированием. Пять лет назад, впервые участвуя в областном смотре-конкурсе на лучшее благоустройство территории, школа впервые провела конкурс проектов ландшафтного благоустройства среди учеников, родителей и учителей. Один из участников конкурса – ученик 11-го класса, выполнил свой проект с применением информационных технологий трёхмерного моделирования. Сейчас бывший ученик – уже выпускник факультета информационных технологий БГТУ им. В. Г. Шухова. Элементы его разработки начали реализовываться в 2014-м году, а идея дизайн-проекта легла в основу долгосрочной программы ландшафтного благоустройства территории. Здесь тоже активно используются информационные технологии. Например, для создания трёхмерной модели виртуального пришкольного участка и отдельных ландшафтных элементов. С помощью таких технологий выполнены элементы ландшафтного благоустройства «Зелёный класс», спортивно-игровой комплекс «Паук» и «Бабочка».

Во дворе школы № 2 г. Валуйки Во дворе школы № 2 г. Валуйки

Коллектив школы не останавливается на достигнутом и хочет создать такую образовательную среду, которая позволит и в дальнейшем строить новую современную школу, растить в ней выпускника будущего, умеющего использовать новые технологии в различных сферах деятельности, в том числе и ландшафтном проектировании.

Принимать и уважать каждого ребёнка 

В школе № 4 создана безопасная, здоровая и благожелательная среда обучения, воспитания и общения, где каждого ученика принимают и уважают независимо от того, каких успехов он достиг. В школе — трепетное отношение к уроку, а виды внеурочной деятельности развиваются по разным направлениям: спортивно-оздоровительным, духовно-нравственным, социальным, общеинтеллектуальным и общекультурным. В школе работают Центр духовного просвещения во Имя Святителя Иоанна Златоуста, информационный центр «Школьная газета «Школа+» и центр «Видеотворчество», кружки «Этикет», «Нравственные основы семейной жизни», «Активисты школьного музея».

Творческие способности ребята развивают в театральном, хоровом, хореографическом и художественном кружках. Есть выбор и у любителей спорта: для ребят открыты секции самбо, бокса, баскетбола, волейбола, футбола, лёгкой атлетики, гимнастики, лапты, туризма, шахмат и шашек. Воспитывать патриотизм, гражданское сознание, верность Отечеству, чувство любви к Родине помогают патриотические клубы и объединения, отряды «Юнармия», кадетский класс.

Школа после уроков — это мир творчества, время проявления и раскрытия талантов. Она становится для ученика вторым домом, а внеурочная деятельность превращается в полноценное пространство воспитания и образования.

Тренировки по боксу в школе № 4 г. Валуйки Тренировки по боксу в школе № 4 г. Валуйки

Доброжелательный дом для дошколят 

На улице Калинина широко раскинул свои владения сказочный дом добра и детского смеха – детский сад № 4. Каждый день более трёхсот маленьких валуйчан посещают эту сказку. Почему сказку, спросите вы? Потому что масштабы здания детского сада и размещение развивающих игровых зон в холлах, отдельных помещениях и на территории позволяют расширить границы образовательной среды, наполнить её элементами доброжелательного пространства, превратив повседневную жизнь дошколят в сказку.

В детском саду № 4 г. Валуйки В детском саду № 4 г. Валуйки

Переступив порог детского сада, сразу видишь, что здесь в полной мере реализуется региональный проект «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области» («Дети в приоритете»)». В холлах достаточно пространства для свободного передвижения детей и разных видов детской деятельности. В поддержку национального проекта «Демография» на первом этаже детского созданы условия для комфортной адаптации и образования детей раннего возраста. На стенах в зоне игры и общения для младших дошкольников расположены красочные тактильные развивающие панели. Каждая из них стимулирует познавательные процессы, сенсорное восприятие и развитие мелкой моторики рук детей.

Доброжелательная среда в детском саду безопасна, эмоциональна, эстетична, насыщена произведениями изобразительного, музыкального искусства, информацией о выдающихся жителях города Валуйки и Белгородчины. Для развития у детей восприятия и понимания произведений искусства создано коворкинг-пространство, которое включает в себя оборудованную картинную галерею и детский интерактивный театр «Ларец со сказками». Здесь педагоги прививают детям патриотические и нравственные ценности через народную мудрость и сказочную мораль. Театр, где оживают рисунки и игрушки, превращаясь в сказки, оказывает неповторимое эмоциональное воздействие на дошкольника. Для эстетического воспитания оборудована арт-гостиная «Вообразилия». А вокально-инструментальная студия «Виртуоз» ищет маленьких звёздочек и помогает им раскрыть таланты.

Целый этаж детского сада посвящён патриотическому рекреационному образовательному пространству. Открывает его краеведческий музей «Академия исторических наук», в котором есть этнографическая, военно-историческая экспозиции и экспозиция народно-прикладного искусства. В холле оборудованы красочные образовательные рекреации «Родное Белогорье», «Южный Форпост Отечества» и экспозиция «Аллея славы», которая знакомит детей с героями-земляками. В коридоре детского сада ярким оформлением привлекает образовательный центр «Космическая галактика». Занимаясь в этом центре, педагоги формируют у дошкольников первичные представления о нашей планете и солнечной системе в целом.

В соответствии с моделью детствосберегающего пространства среда детского сада насыщена доброжелательными элементами: постерами творческих успехов и личных достижений каждого ребёнка, уголками уединения и уюта, зонами релаксации и циклами мобильных выставок – непременно с региональным компонентом!

В этом детском саду есть даже IT-клуб для малышей! Он называется «Калинка». А в центре «STEM-Помогатор» ребята получают азы математического и инженерного образования, что очень важно для раннего погружения в профессию. Технологии инженерного творчества через LEGO-конструирование и робототехнику развивают интерес к техническим дисциплинам.
Инженерное образование малышей начинается с конструирования Инженерное образование малышей начинается с конструирования

Есть в детском саду социально-коммуникативное и речевое образовательное пространство — лингва-центр Friendly English, где дети приобретают элементарные коммуникативные навыки общения на английском языке. А также литературный центр «В гостях у сказки», детская библиотека с интерактивным читальным залом «Мудрая сова».

А какой здесь спортивный комплекс! Два спортивных зала, бассейн, зона спортивных игр (для волейбола, футбола и баскетбола) и несколько спортплощадок! Есть даже тренажёрный центр с детскими тренажёрами, мягкими модулями, гимнастическими ковриками и другим инвентарём для лечебной физкультуры.

Родители малышей помогли оборудовать комнату семейного туристического клуба «Рюкзачок». Теперь это место планирования семейного здоровьеориентированного досуга. По холлам и коридорам детского сада можно ходить часами: образовательные и игровые зоны интересны не только детям, но и взрослым!

Образовательное пространство «Ребёнок и безопасность» формирует у детей элементарные представления о безопасном поведении в быту, на дороге, в природе. В оформлении рекреаций использованы материалы по безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, безопасности в природе. Есть здесь и тематическая площадка «Учим правила дорожного движения».

Можно с уверенностью сказать, что в этом детском саду развивающая предметно-пространственная среда позволила в рамках обновления содержания дошкольного образования обеспечить построение вариативного, доброжелательного и развивающего образования, где дети сами могут выбирать материалы, виды активности, общения, где у них есть свобода выражения чувств и мыслей. Развивающая среда детского сада стала не только развивающей, но и развивающейся.

Добрые сказки в «Мастерской мультфильмов»

Есть в Валуйках место, где создаются добрые сказки… Студия мультипликации, которая работает в Валуйском доме детского творчества, — одно из современных направлений технического творчества детей.

Ребята с удовольствием включились в проект по созданию студии мультипликации. Для мальчишек и девчонок провели мастер-классы по созданию декораций и персонажей, работе в программе для аниматоров. Дети познакомились с разными техниками создания мультфильмов — stop-motion анимацией, перекладкой, кукольной и смешанной анимацией.

Даже самый короткий мультфильм требовал от участников студии длительной подготовки. Сначала ребята придумывали сюжет и распределяли роли, готовили персонажей. Следующий этап — установка декораций и покадровая съёмка. Заключительная часть работы — озвучивание, выбор музыки, создание титров и монтаж. Мультфильм готов!

Первой экранизировали русскую народную сказку «Колобок». Использовали технику перекладки. Аниматоры брали нарисованных на бумаге персонажей и перемещали их в каждом кадре.

Во втором мультфильме ребята попробовали технику кукольной анимации. За основу мультфильма взяли сказку Татьяны Кирюшатовой «Кто в избе важнее всех?».

Третий мультфильм — «Приключение Маши и Вити» — стал самым трудоёмким в создании. И самым продолжительным. В основе сценария мультфильма — правила дорожного движения. Для создания героев и декораций юные аниматоры использовали конструктор LEGO.

Студия мультипликации в валуйском Доме детского творчества Студия мультипликации в валуйском Доме детского творчества

Участвуя в работе анимационной студии дети не только научились создавать мультфильмы, но и попробовали себя в роли художника, оператора, режиссёра, звукорежиссёра, актёра.

Педагоги, отмечают, что эта деятельность может быть использована не только для профориентации ребят, но и для психологической реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; для формирования доброжелательного и проектного мышления, способности создавать целостный художественный образ средствами разных видов искусства.

Материалы подготовили специалисты образовательных учреждений Валуйского городского округа

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 5 (8), 2020 г.

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×