Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:17, 25 февраля 2022
 227

Инновационная площадка

Инновационная площадкаФото: архив Белгородского института развития образования
  • Статья
  • Статья

Как в Песчанской школе Ивнянского района развивается система наставничества

Для развития образовательного учреждения как социального института необходимо сформировать гибкую и эффективную педагогическую среду. На решение этой задачи направлены региональные инновационные площадки, в том числе по развитию наставничества.

Наставничество позволяет соединить непрерывное профессиональное развитие с идеями персонификации и комплексным подходом к каждому работнику образования. Система наставничества ориентирована на реализацию федерального проекта «Современная школа», а в системе дополнительного образования – на реализацию федерального проекта «Успех каждого ребёнка».

В 2021 году в Песчанской школе Ивнянского района открылась региональная инновационная площадка (РИП) «Наставничество — эффективный ресурс развития профессиональных компетенций педагога».

На вопрос о том, что дало учебному заведению создание инновационной площадки, директор школы Владимир Азаров отвечает:

«Традиционные технологии современной школы не всегда позволяют достичь весомых результатов и показателей качества знаний. Сложно старыми способами подготовить школьника к жизни в быстро меняющемся мире. Нужно формировать не только «ученика знающего», но и «человека действующего. В этой связи возрастают требования к личности учителя, к его профессиональной подготовке, к педагогическому мастерству и способности участвовать в инновационной и опытно-экспериментальной деятельности. Понимаем, что инновационная деятельность – это не только возможность профессионального роста учителя, но и создание условий для раскрытия потенциала учащихся».

Инновационная площадка - Изображение Фото: архив Белгородского института развития образования

«РИП в нашей школе функционирует в течение года. За это время мы разработали программу развития «Наставничество – эффективный ресурс развития профессиональных компетенций педагога», «дорожную карту» внедрения целевой модели наставничества и план работы региональной инновационной площадки на 2021-й год. Провели стартовый мониторинг профессиональных затруднений педагогов и образовательных дефицитов обучающихся. В течение второго полугодия 2020–2021-го учебного года мы посещали уроки и занятия по работе с детьми, имеющими образовательные дефициты и затруднения в профессиональном самоопределении. Так сказать, готовились к запуску программы. Сегодня можно гордиться тем, что подготовлены условия для запуска программы наставничества. Сформированы базы наставляемых и наставников, причём наставники уже прошли обучение, сформированы пары и группы, разработаны планы работы наставников по формам наставничества «ученик – ученик»; «учитель – учитель»; «учитель – ученик». Кроме того, разработан управленческий механизм и определён информационно-технический ресурс инновационной программы ; разработан механизм осуществления персонифицированного учета участников программы. На основании внутреннего мониторинга разработаны индивидуальные планы работы с наставляемыми», — рассказывает заместитель директора Светлана Глушко.

Реализация индивидуальных планов в Песчанской школе началась в сентябре 2021-го года. Перед наставниками поставлена задача: собрать методический материал сопровождения программы, который будет представлен в муниципальном сборнике «Дневник наставника». В школе обеспечили условия для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов.

Инновационная площадка - Изображение Фото: архив Белгородского института развития образования

«Опыт реализации инновационного проекта был представлен на школьном и муниципальном уровнях. Для педагогических работников провели установочные семинары по вопросу внедрения методологии наставничества и шефства. Состоялся также аналогичный семинар для обучающихся и их родителей по вопросу внедрения методологии наставничества и шефства, участники образовательных отношений познакомились с эффективными моделями наставничества», — отмечает научный руководитель РИП, заведующая центром сопровождения деятельности общеобразовательных организаций Белгородского института развития образования Жанна Яхтанигова.

Кроме того, в провели семинар для участников образовательных отношений «Большая перемена»; проектную сессию «Наставничество в образовании: современная практика»; диагностику профессионального выгорания педагогических работников; открытый урок по педагогическому мастерству «Это профессионально!»; муниципальный мастер-класс «Менторинг — успешное вхождение в профессию»; муниципальную деловую игру «Наставник-онлайн»; квест «Выбери наставника»; тренинг-семинар «Эффективный наставник»; муниципальный семинар «Наставничество, как форма самоанализа педагога – наставника». Коллектив школы подошёл творчески к решению поставленной задачи, применяет самые различные методы и технологии, что свидетельствует о профессионализме управленческой команды.

 «Работать с творческими людьми легко! У нас инициативная, креативная команда, ставящая перед собой реальные цели и упорно добивающаяся результата!» – утверждает муниципальный куратор, начальник отдела методического сопровождения по внедрению инновационных технологий и реализации проектов Центра развития и оценки качества образования, член творческой группы РИП на базе Песчанской школы Ольга Павленко.

Ольга Александровна высоко оценивает значение региональных инновационных площадок для решения задач, стоящих перед системой образования. Это, прежде всего, отработка механизмов управления качеством образования на уровне образовательной организации.

«РИП позволяет внедрять новые образовательные технологии, программы и стандарты. Благодаря его функционированию повышается эффективность методического сопровождения непрерывного образования педагогов и обучающихся с повышенной мотивацией к учёбе, одарённых детей, детей с ОВЗ. Решаются вопросы психолого-педагогического сопровождения школьников для успешного прохождения оценочных процедур (ГИА, ВПР, PISA, TIMS и др.) и отработки профориентационной модели «Детский сад – школа – ССУЗ – ВУЗ — работодатель», — добавляет Ольга Павленко.

Как куратор Песчанской школы Ольга Александровна инициировала её участие в конкурсе «Школа года», на муниципальном уровне школа стала победителем и приняла участие в региональном этапе. Об эффективности деятельности РИП свидетельствует тот факт, что в региональном конкурсе «Лучшая система управления» опыт Песчанской школы был отмечен призовым местом.

«В нашей творческой группе я — методист и психолог: как методист помогаю изучить и разобраться в отработке инновационных процессов, а как психолог создаю ситуацию успеха, даю возможность педагогам поверить в свои силы», — говорит Ольга Александровна.

Жанна Яхтанигова уверена, что к важнейшим результатам деятельности региональной инновационной площадки можно отнести формирование и развитие кадрового потенциала Песчанской школы.

«Уникальность системы наставничества заключается в том, что она носит точечный, индивидуализированный и персонализированный характер, ориентирована на конкретного педагога и призвана решать в первую очередь его личностные, профессиональные и социальные проблемы. При этом мы имеем гибкую структуру учёта особенностей преодоления затруднений наставляемого и интенсивность решения тех или иных запросов. Так, например, наставник и наставляемый самостоятельно решают, сколько времени потратить на изучение тех или иных вопросов и насколько глубоко. Реализация целевой модели наставничества педагогических работников имеет свою специфику в образовательных организациях общего, среднего профессионального и дополнительного образования», — отмечает Жанна Мухарбиевна.

По мнению участников проекта, перспективы дальнейшей работы связаны с изданием учебно-методических пособий, и в целом с повышением публикационной и методической активности, поскольку будет накоплен определенный опыт, которым можно и нужно делиться. В планах — создание целостной научно-методической системы, которая обеспечит оптимальные психолого-педагогические условия для профессионального развития педагогов и социализацию обучающихся. Предполагается разработка исследовательской программы диагностики уровня профессионального развития педагогов, а также показателей эффективности сопровождения этого процесса.

Виктория Чайка

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 1 (22), 2022 год
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×