Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:41, 14 января 2022
 Виктория Горяйнова 66

Инновации в школах и детских садах

Инновации в школах и детских садахТатьяна ОстапенкоФото: личный архив
  • Виктория Горяйнова
  • Статья

В конце 2020 года в Москве прошли два важных для сферы образования события — VI Всероссийский Съезд работников дошкольного образования и Всероссийский Съезд классных руководителей.

О региональной инновационной площадке «Ресурсный центр по организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении» рассказала заведующая детского сада № 15 г. Белгорода Ирина Астафьева. А на съезде классных руководителей опыт Белгородской области представляла заведующая лабораторией кафедры дополнительного образования и воспитательных технологий БелИРО Татьяна Остапенко. Мы поговорили с ними об итогах съездов и о новых проектах, которые будут реализованы в ближайшее время.

Ирина АстафьеваИрина Астафьева / Фото: личный архив

Для «особенных» дошкольников

В Белгородской области уже несколько лет работает региональная инновационная площадка для психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. Чтобы такие дети могли получить качественное образование, нужно эффективное взаимодействие не только школы и родителей. Необходимо непрерывное профессиональное образования педагогов, психолого-педагогическое просвещение родителей, поиск и внедрение эффективных методик работы с детьми, участие в сопровождении детей специалистов смежных областей. Поэтому работа ресурсного центра по организации инклюзивного образования в детских садах очень важна. Центр помогает не только родителям, но и государственным и негосударственным образовательным организациям, участвует в разработке и реализации образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Положительные результаты достигнуты по разным направлениям: разработано методическое пособие, в образовательный процесс внедрены инновационные развивающие, в том числе дидактические методики, повысилась компетентность педагогов, – рассказала Ирина Астафьева. — Для достижения положительных результатов инновационного проекта мы разработали модель деятельности ресурсного центра по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования. Он работает в нескольких направлениях: «Дети в приоритете», «3С: социализация, сопровождение, созидание» и «Ответственное родительство».

Ирина Игоревна рассказала, что в рамках проекта разработано методическое пособие «Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования», в котором приведены конкретные примеры технологий сопровождения инклюзивного процесса. В приложениях есть примеры документации специалистов сопровождения, структура индивидуальной образовательной программы, система планирования образовательного процесса для педагогов дошкольных учреждений, картотеки дидактических игр, а также тематика консультаций для родителей и законных представителей.

Чтобы создать инновационную развивающую предметно-пространственную среду для детей с ОВЗ, в образовательный процесс внедрены инновационные развивающие, в том числе диагностические методики. Для мониторинга уровня развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов используется программное обеспечение «Логопедическое обследование» В.М. Акименко, которое позволяет фиксировать, сохранять и анализировать полученные данные, формировать протокол обследования, выявлять индивидуальную динамику развития ребёнка. По результатам обследования проводится автоматизированное заполнение речевой карты ребёнка.

«В коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами используются современные инновационные развивающие средства: интерактивный пол и стол, развивающее-коррекционные комплексы с видеобиоуправлением «Тимокко», «Игры с Тимом», «Возьми и сделай», интерактивный стол для рисования песком, интерактивная доска, технология «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича, дидактический набор «Дары Фребеля». Использование развивающих методик помогает разнообразить образовательный процесс, обеспечить игровую, познавательную и творческую активность детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а корректирует недостатки в развитии», — поясняет Ирина Астафьева.

После запуска проекта поддержки педагогов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями компетентность педагогов повысилась. Они могут консультироваться и получать методическую помощь по разным направлениям работы, в том числе в разработке адаптированных образовательных программ, составлении индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, в демонстрации практических приёмов работы с детьми, имеющими различные нарушения в развитии.

Важно, что такая форма взаимодействия эффективна при использовании дистанционных форм обучения и онлайн-консультирования, так как даёт возможность прогнозировать потребность и формировать общий заказ по возникающей проблеме у нескольких организаций сразу.

Педагоги, работающие на ресурсной площадке, делятся опытом на муниципальных и региональных научно-практических конференциях, семинарах. Педагоги и воспитанники детского сада не раз становились победителями и призерами муниципальных и региональных конкурсов.

«Очень важна работа с родителями, установление с ними отношений сотрудничества и взаимопонимания, — говорит Ирина Игоревна. — Для активизации участия родителей в образовательный процесс включаются современные активные, в том числе и информационно-коммуникационные технологии: онлайн-консультирование, коучинг-сессии, кейс-технологии, дистанционные формы повышения родительской компетентности. Организация деятельности в данном контексте позволяет сочетать современные формы работы с семьёй и применение методов активизации родительского опыта, которые обеспечивают консолидацию родительского сообщества. Сетевое взаимодействие по апробации инновационной деятельности организовано с детским садом № 7 и частным дошкольным учреждением «Малютка».

Оценить результативность инновационного проекта позволяет мониторинг по каждому из направлений. Когда все специалисты детского сада (по своим направлениям деятельности) участвуют в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов, интеграция и социализация у малышей проходить более эффективно. Мониторинг показал: за три года количество детей с ОВЗ, поступивших в общеобразовательные школы, возросло с 42 % в 2015–2016 учебном году до 75 % в 2018–2019 учебном году. 

Анализ анкетирования педагогов показал, что условия, созданные в рамках деятельности ресурсного центра, позволяют повысить профессиональную компетентность педагогов в работе с особыми детьми (показатели вырос на 52 %), сформировать мотивационную готовность к внедрению в образовательный процесс инновационных технологий и методик (показатель повысился на 44 %), сформировать социально-личностные качества как обязательного условия профессиональной успешности педагога в инклюзивном образовательном пространстве (показатель вырос на 49 %).

Проведение тренингов с родителями (законными представителями) позволило многим семьям изменить жизненные стереотипы (наблюдается в 78 % семей). Повысился социальный уровень семей, то есть они расширяют свой круг общения, а не замыкаются на своей проблеме (наблюдается в 64 % семей). У ребёнка появляется свобода выбора, то есть повышается внутрисемейный статус ребёнка с ОВЗ (наблюдается в 49 % семей). 

Повысить роль классного руководства

Многие согласятся с тем, что добрая память о школьных годах остаётся в нашем сердце во многом благодаря яркому и мудрому педагогу, который помогал в разрешении спорных вопросов, в решении личных проблем, в выборе жизненного пути. Был интересной личностью, способной сделать твою жизнь яркой и интересной на многие годы, и не только обучения в школе, но и за пределами школьных стен. Чаще всего ближе всех к ребёнку стоит классный руководитель, которого, если складываются доверительные отношения с учениками, дети называют «классной мамой» или «классным папой».

Как отметила ректор БелИРО, доктор психологических наук Альбина Бучек, сегодня деятельность классного руководителя приобретает особую роль в воспитательной системе учебного заведения, в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребёнку, в реализации региональной стратегии «Доброжелательная школа». От него напрямую зависит решение задач, которые ставят перед образованием государство, общество, экономика, родители – всестороннее развитие личности каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, создание условий для успешного духовного, интеллектуального, физического совершенствования.

Белгородский делегат Всероссийского Съезда классных руководителей Татьяна Остапенко рассказала, что программа съезда была очень содержательной. В нём приняли участие представители 64 регионов страны. В творческой и конструктивной атмосфере участники этого представительного форума обсудили стратегические направления деятельности классных руководителей в современных условиях и возможности их профессионального развития, вопросы методического сопровождения деятельности классных руководителей. Педагоги познакомились с лучшими практиками в области воспитания и социализации школьников и механизмов их тиражирования. Делегаты съезда приняли участие в панельных дискуссиях по формированию стратегии на период до 2025 года, основным направлениям работы классного руководителя. В центре внимания оказались вопросы компетенций, инструментов, результатов деятельности классных руководителей в цифровую эпоху, а также по решению национальных задач.

— Татьяна Анатольевна, что особенно запомнилось?

— Съезд проходил на территории Академии Минпросвещения РФ. Вся обстановка мероприятия была сдержанно торжественной и доброжелательной. Директор департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения РФ Андрей Милёхин рассказал о роли и возможностях профессионального роста классного руководителя. Андрей Викторович обратил внимание на то, что для каждой категории учителей нужны свои инструменты адресного повышения квалификации и профессионального сопровождения. На важность формирования у учителей навыков передачи знаний с помощью цифровых технологий. Представитель министерства уделил особое внимание вопросам подготовки студентов педагогических специальностей и развития компетенций молодого специалиста.

Как этот вопрос решается в нашем регионе?

— В 2021 году в нашем институте запускается программа повышения квалификации «Классное руководство: основы и особенности». Программа нацелена на решение проблем в работе классного руководителя. Программа практико-ориентирована: 50 % часов отведено на практическую отработку навыков применения методов и приёмов работы классного руководителя. Во все программы повышения квалификации педагогов включена обязательная тема «Воспитательное пространство: инструменты построения».

— Какие еще вопросы были вынесены на обсуждение?

— Самым обсуждаемым вопросом стало внедрение цифровых инструментов в деятельность классных руководителей и педагогов образовательных организаций. Мне повезло, я попала в секцию «Классный руководитель цифровой эпохи: компетенции, инструменты, результаты». Большой интерес вызвало выступление Александра Александровича Ждана, начальника отдела образовательных и информационных ресурсов Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения РФ. Он говорил о создании единого цифрового пространства. К 2022 году единая цифровая платформа будет наполнена методическим материалом, банком лучших электронных программ и других информационных материалов в помощь учителям-предметникам и классным руководителям. К 2024 году планируется наполнить платформу материалами для занятий внеурочной деятельности.

Как сотруднику института, который как раз и занимается изучением проблем организации воспитательной работы педагогов в современных условиях, увидеть своими глазами организацию такого масштабного мероприятие было очень полезно, а информационная и практическая направленность съезда вдохновил меня на новые планы в работе.

Сейчас в регионе создаётся Ассоциация классных руководителей Белгородской области. Опыт коллег из Москвы и Санкт Петербурга показал насколько эта перспективное направление работы.

Ассоциации классных руководителей Санкт-Петербурга была создана на базе Академии талантов в 2015 году. Сообщество, способствующее расширению диапазона профессионального общения, объединило более 19 тысяч педагогов городских общеобразовательных учреждений. При поддержке Академии талантов Ассоциация ежегодно проводит более 30 популярных офлайн-мероприятий – бал классных руководителей, игры КВН, выездные семинары, форсайты, конкурсы профессионального мастерства.

У Ассоциация классных руководителей Москвы другая организационная структура, но не менее продуктивная и интересная. Эти две ассоциация являются флагманами, на которые надо ориентироваться в своей деятельности. Они заинтересованы в развитии «Классного сообщества» России и, надеемся, поддержку при организации Ассоциации в нашем регионе.

— Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать классный руководитель?

— Это человек, который вызывает доверие и у детей, и у родителей, и у администрации школы, и у коллег. Классный руководитель должен быть цифровым, современным, мобильным, толерантным, гибким и, конечно, мудрым. Он должен постоянно самообразовываться, если не ежеминутно, то ежедневно, чтобы учить и понимать детей и, особенно, подростков. Открытым к новому, с желанием поделиться своими наработками, умеющим работать в команде и заинтересованным во взаимодействии с другими людьми, .

— Татьяна Анатольевна, вы получили огромный заряд энергии от людей, которые живут идеями, приносящими реальные результаты, получают гранты, побеждают в престижных конкурсах. Наверняка у вас родились идеи и планы, которые ждут своего воплощения. А может быть, некоторые уже находятся в стадии реализации?

— Несмотря на то, что лаборатория кафедры дополнительного образования и воспитательных технологий БелИРО работает меньше года, у нас большие планы и огромный фронт работы. Мы планируем инициирование проекта и участие в грантовой деятельности по направлению своей работы. Запланировано несколько исследований и мониторингов, проведение нескольких профессиональных конкурсов для педагогов по воспитанию. В перспективе создание регионального цифрового ресурса в помощь классному руководителю, где он сможет почерпнуть идеи для проведения внеклассных мероприятий, где можно будет поделиться собственным опытом и поучиться у других. А ещё — создание профессионального сообщества классных руководителей области и конкурс «Классный классный», причём ориентированный не на личность конкретного педагога, а на команду классных руководителей, способных разрешить самые трудные задачи. 

Виктория Горяйнова

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья» (№ 1 (13), 2021 г.)

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×