Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18:52, 07 января 2022
 288

Рождество и Новый год – тесное переплетение

Рождество и Новый год – тесное переплетение
  • Статья
  • Статья

Работы участников конкурса «Зимний фейерверк – 2021»

Каждый современный человек живёт сегодня по календарю, исчисляющему наше время от Рождества Христова (не от сотворения мира или какого‑либо другого события). Таким образом, празднуя Новый год, открывая новый календарь, мы отсчитываем следующий год от дня рождения Христа, Рождества.

Да и главный символ праздника – ёлка. Для нас, людей, живущих в 21 веке, она является незаменимым атрибутом новогоднего праздника. И, кажется, что так было всегда. Однако, это относительно «молодая традиция», пришедшая в Россию из Европы. Сначала ёлка встречалась в России лишь в домах немцев. Первая домашняя рождественская ёлка в России была установлена 24 декабря 1817 года Николаем I по просьбе его жены, императрицы Александры Фёдоровны, урождённой прусской принцессы. Первую же публичную ёлку в России нарядили в 1852 году и установили в здании петербуржского Екатерининского вокзала.

Традиция рождественского дерева (Weihnachtsbaum) соблюдалась в украшении верхушки ёлки Вифлеемской звездой (приведшей волхвов к месту рождения Спасителя мира). Блеск свечей на ёлке и блестящие украшения символизировали сияние «благодатного света», пронизывающего мир после Рождества.

Сладости, засахаренные фрукты, которые дарились детям на Рождество, символизировали «сладость духовных даров» и входили в общеевропейскую традицию празднования Рождества (подобно дарам волхвов, принёсшим Младенцу свои дары).

Так, Рождество праздновалось особенно ярко и имело для людей большее значение, чем «встреча нового года». Для дореволюционной России было характерно празднование Рождества в семейном кругу, с совместными приготовлениями, специальными блюдами, пением и, конечно же, посещением праздничной службы. А затем – святки! В центре первого дня святок ­– обряд прославления Иисуса Христа. Обычай поздравлять с Рождеством был широко распространён на Руси во всех слоях общества. Из истории известно, что сам патриарх с духовным синклитом приходил поздравлять царя и славить Христа. Пётр Великий с превеликим удовольствием в этот день посещал своих подданных. Тех, кто славил, одаривали.

После революции в России православие и связанные с ним традиции были не угодны новой власти. Религиозность порицалась, преследовалась. И празднование Рождества стало со временем менее торжественным, а традиции этого праздника преобразились в традиции празднования Нового года. Это и понятно. Ведь люди не изменились в одночасье, они не были готовы проститься с привычными и значимыми для них вещами.

Однако со временем акцент сместился с Рождественского праздника на Новогодний. В середине 1920-х гг. Новому году пытались придать статус общенародного коммунистического праздника: его встречали в рабочих клубах, домах культуры, театрах. Параллельно в печати шла активная пропаганда против религиозных праздников. Были отменены рождественские выходные, введён запрет на продажу ёлок, а также празднование Рождества и Крещения. Были заимствованы некоторые дореволюционные традиции, но всю религиозную составляющую из праздника старались исключить.

Считается, что реабилитация праздника и его атрибутов (прежде всего, ёлки) началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 г. Речь шла об инициативе организовать к новому году детям хорошую ёлку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Павел Постышев. Инициативу Постышева признали своевременной, и через 11 месяцев секретариат ВЦСПС постановил: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить».

Новогодние ёлки постепенно начали приживаться, и с течением времени празднование Нового года стало в СССР нормой. Первые советские новогодние ёлки имели довольно политизированный характер. Праздничные представления затрагивали тему классовой борьбы, а дети приходили на них в костюмах красноармейцев или ударников труда.

Однако, как ни боролись власти с «пережитками прошлого», религиозностью и верой в мистику, с новым «легитимным» праздником люди всё же продолжали связывать их надежды на перемены в жизни со сменой календаря, на веру в некую энергетическую особенность новогодней ночи.

С начала 1990-х постепенно восстанавливается и празднование Рождества в России. Православие и связанные с ним традиции сегодня не преследуются, и люди вспоминают истинный смысл этого праздника. Но для многих Новый год остаётся одним из главных праздников в России, не утрачивая при этом традиций и символов, заимствованных им у Рождества.

Так, мы видим, что многие традиции, исконно связанные с Рождеством, стали со временем свойственны «Новому году». Это и празднование в семейном кругу, и украшение ёлки, и одаривание подарками, «несение радостной вести» и посещение друзей, совместное пение, попытки заглянуть в будущее и т. п.

На мой взгляд, не нужно придавать празднованию Нового года первостепенное, порой даже мистическое значение — это просто новая дата в ежегодном календаре. Однако, этот день может быть прекрасным поводом для каждого верующего человека еще раз прославить Иисуса Христа, принявшего мучения за будущее, и поблагодарить Бога за помощь, покровительство и данную счастливую жизнь. Поэтому, с моей точки зрения, Рождество сегодня совершенно справедливо празднуется всё с большим размахом и вовлеченностью большего количества людей. А самое главное — с более глубоким осознанием того, чему посвящен этот Праздник и что заключено в его основе.

Елизавета Гребцова, ученица 6 «Б» класса лицея № 9 г. Белгорода

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×