Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:42, 01 октября 2021
 136

Детским идеям – уверенное «Да!»

Почему педагогам важно прислушиваться к мнению учеников и воплощать их инициативы в реальность

Декабрь. Школа № 3 с УИОП г. Строитель Яковлевского городского округа. Холл первого этажа, а там… ёлка вверх-тормашками. Да-да! Всё как в лучших новогодних традициях: вот тебе бантики, фонарики, шарики… — разве только «поселились» они на праздничном деревце, подвешенном прямо на потолке, аккурат на уровне глаз школьных обитателей. Смотрим, выдыхаем и не волнуемся: нет! Игрушки не упадут (проверено трёхлетней практикой!) Да! Закреплено на совесть – на голову не рухнет. Как? Идею дети подсказали. Кто знает, может, впечатлились экскурсией по музею «Дом вверх дном», вот и прибежали сразу с «А давайте… А давайте…». А в ответ: «Почему бы и нет?» Любую детскую идею, уверены в школе, нужно обязательно внимательно выслушать (какой бы безумной она не показалась бы на первый взгляд) – при необходимости усовершенствовать, а по возможности воплотить в реальность! Поддержишь идею (что в детском восприятии звучит «Ух ты, меня услышали и ценят!») – лови приятный бонус: инициативных ребят. Не придашь ей значения – не спрашивай, куда это вдруг запропастилась детская активность…

Информатика? Интересненько!

Директор школы, она же – умелый менеджер, методист, хозяйственник, учитель физики и информатики (преподавание – отдушина любого руководителя) – Надежда Коновалова с самого детства твердила: «Буду учителем!». Во что поиграть? Конечно же, в школу! – восклицала озорная Надя и тут же бежала к старшим брату и сестре: «Давай играть! Давай играть!» Ну как откажешь младшей сестрёнке? Покорно усаживались за стол, а Надя-учительница со всей своей детской серьёзностью раздавала задания, старательно проверяла их и аккуратно выводила оценки в тетрадях с журналом.

Ёлка вверх-тормашками Ёлка вверх-тормашками / Фото: архив школы № 3

В старших классах, на счастье мальчишек и девчонок, в школьном расписании появилась информатика. Предмет новый, интригующий. Рассудительная школьница тут же взвесила: «Что скрывать, не гуманитарий я по складу характера. Мне точные науки подавай!». Потому без раздумий поступила в Акмолинский государственный педагогический институт им. Сакена Сейфуллина (Надежда Коновалова родом из города Ерментау Республики Казахстан – прим. авт.) на физико-математический факультет, где только-только открыли новую специальность «Физика и информатика». Окончила его в 1993 году, а в 2008-м переехали семьёй в Белгородскую область: сын поступил в БелГУ на юрфак, а Надежда Владимировна немедля принялась за поиски работы. Пришла в школу № 3 г. Строитель, чтобы узнать, не требуются ли учителя. Требуются!

Школа года-2021. Уровень Всероссийский

Так и закрутилось: начала работать учителем информатики, а в 2012-м году инициативному педагогу предложили поучаствовать в областном конкурсе «Учитель года». Победила! Только вернулась со всероссийского этапа, как директор пригласила в кабинет: «Надежда Владимировна, не хотите стать заместителем директора?» «Хорошо!». Спустя три года, в 2015-м, вновь озадачили: «… а директором?». Ответственно? Да! Страшно? Ничуть! Справлюсь? А почему нет? За плечами как-никак восемь лет работы замначальника управления образованием, да и коллектив как нельзя кстати хороший подобрался — мотивированный, целеустремлённый. И яркое тому подтверждение – одни из последних побед (а в школе их уже и не счесть!): в 2020-м победили на областном конкурсе «Школа года», а в 2021-м – на Всероссийском. Что скрывать, удивились поначалу: в здании школы 1998-го года постройки не было капитального ремонта, да и похвастать материально-технической базой, как современные школы-новостройки, не могут. Конечно, в 2023 году здесь планируют открыть центр цифрового развития IT-куб. А пока куда соперничать? Но…

«…мы «берём» своим потенциалом, опытными педагогами, целеустремлёнными и заинтересованными детьми, большим и крепким союзом учителей, учеников и их родителей», — говорит Надежда Коновалова.

 

 

 

Директор школы Надежда Коновалова Директор школы Надежда Коновалова / Фото: Александра Талалаева

Послушайте, пожалуйста, меня

И, пожалуй, «берут» особой атмосферой доброжелательности и позитива, которую взращивают всем «школьным домом». Спасибо педагогам, с пониманием относящимся к советам директора.

Первый. Что бы ни случилось, все свои проблемы и заботы постарайтесь оставить за дверьми школы, зайдите с улыбкой на лице.
«Учителя идут к детям, они должны быть настроены на позитив, нести добро и радость им. От того, с каким настроем учитель зашёл в школу, пришёл на урок, зависит, как сложится день, урок и настроение школьников. Ни для кого не секрет: дети очень восприимчивые натуры, они остро чувствуют настроение взрослых», — уверена Надежда Владимировна.
Второй. Всегда помните о внешнем виде. Учитель – лицо класса. Хотите, чтобы дети были одеты как с иголочки, «зарядите» их своим примером. Согласитесь, странно требовать, повторять изо дня в день и настаивать, чтобы дети носили школьную форму, когда сам не можешь похвалиться деловым стилем. Как говорится, начни с себя, а лишь потом спрашивай с других.
Третий. Помните о корректном общении с людьми. Конечно, порой на эмоциях что‑то хочется высказать в ответ. Возможно, в первые минуты станет легче, но какой осадок останется на душе?
«Всегда говорю своим учителям: взаимоотношения внутри коллектива должны быть доброжелательными. Для меня недопустимо повышение голоса, общение на повышенных тонах, тем более в присутствии детей. Случилось что‑то – обсудите за закрытыми дверями, разберите ситуацию и отпустите её, иначе всё начнёт обрастать снежным комом. Потому важно следовать принципу: решили проблему – вышли из неё – идём дальше…», — рассуждает директор.
 
На внеурочке юные авиаторы из 6 «Б» класса маршировали под строевую песню На внеурочке юные авиаторы из 6 «Б» класса маршировали под строевую песню / Фото: Александра Талалаева

Начните с себя…

К слову, о позитиве и добре. Конечно, учителя могут «заразить» своим примером, но не стоит забывать: многое идёт именно из семьи. Как‑то Надежда Владимировна невольно услышала одну из реплик мамы, забирающей своего сына:

— Ой, сыночка, кто тебя сегодня обижал?

— Да… Это… — растерялся мальчишка.

Директор тут же остановилась. Поздоровавшись, спросила: «А можно я с вами поговорю?»

— Конечно же!

— Скажите, пожалуйста, а почему вы первым делом спросили у ребёнка о том, кто его обижал, а не поинтересовались, что у него было интересного и нового сегодня?

Мама, засмущавшись, лишь потупила взгляд. Все и без слов поняли друг друга.

«Очень многое зависит от позиции родителей. Если каждый день ребёнка спрашивать, кто тебя обидел, толкнул (а дети, играя в подвижные игры, от этого не застрахованы), он со временем начинает акцентировать внимание не на хороших моментах, которые случились с ним в течение дня, а отыскивает (бывает даже, сам придумывает) во всём какие‑то обидные ситуации, чтобы было потом о чём рассказать родителям», — рассказывает Надежда Владимировна.

Почему? А вы придите и посмотрите!

Или ещё случай. Первый класс. Пришла девочка с особенностями здоровья – с умственной отсталостью. Тихая, спокойная. Словом, никому не мешает учиться. Ребятня тут же с ней подружилась: на прогулки идти – так ещё и поспорят, кто её за руку на этот раз возьмёт, в школьной столовой руки помыть помогут, не встанут из‑за стола, пока она не доест… Всё бы хорошо, если не некоторое родительское: «А почему эта девочка учится с нашими детьми в одном классе?»

— А почему нет? Придите, пожалуйста, посмотрите, как ваши дети к ней относятся.

Пришли. Посмотрели. Вопрос закрыли.

«Дети по натуре добрые и становятся они именно такими, как мы их воспитываем. Будем говорить: «Смотри, какая девочка. Ты с ней не дружи!» — получим один результат. Будем учить с заботой и пониманием относиться к людям – совершенно другой», — говорит Надежда Коновалова.

По её словам, современные родители в попытках защитить детей от всех и вся, сами того не замечая, из‑за своей гиперопеки не дают детям стать самостоятельными. Как итог – приходит мама за четвероклашкой, а он, усевшись поудобнее на скамейку, ногу выставляет. Мол, мама, завяжика‑ка мне, пожалуйста, шнурки, я же не умею…

Нелинейное расписание и рекреации

Школа № 3 работает в две смены: трёх городских школ мало, чтобы организовать обучение всех ребят из Строителя в первую. При проектной мощности в 960 детей в ней сейчас учатся 1333 школьника. Только в этом году пришло 157 первачков – а это целых шесть классов – с 1-го «А» по 1-й «Е». Потоки детей развели, потому переживать родителям, что их чадам будет тесно, не стоит: и на переменках комфортно отдохнут, и на внеурочку и дополнительные занятия сходят, и домашние задания сделают. Спасибо нелинейному расписанию и умело оформленным рекреационным зонам. Плюс – в хорошую погоду всегда можно выйти позаниматься в Парк искусств на школьной территории, но о нём чуть позже.

«Вначале мы с опаской отнеслись к идее нелинейного расписания. Проводить вперемешку уроки и внеурочку для нас было в новинку. Тем более, что мы решили попробовать вынести часть занятий в рекреации. Переживали, будет ли комфортно детям заниматься, когда в кабинетах по соседству идут ещё другие уроки. Опыт показал, если заинтересовать детей делом и правильно всё продумать и организовать, к примеру, перенести какое‑то громкое занятие в более изолированную рекреацию, где по соседству нет кабинетов, то никто никому не помешает», — рассказывает Надежда Коновалова.

Плюсы нового формата школьного расписания, который начали практиковать с прошлого года, оценили все. Родителям понравилось, что между уроками и внеурочкой нет большого разрыва. Да и не нужно думать, как отвезти детей на дополнительные занятия: они проходят или в школе, или по соседству – Доме творчества, ледовом дворце, ФОКе, бассейне. Дети стали меньше уставать. Интерактивные занятия, включённые в расписание, помогают отвлечься и расслабиться. Как говорится, помаршировали, попели, потанцевали, попрыгали, порисовали… — можно и на урок идти с новыми силами. Своеобразная разгрузка для ума. А педагоги заметили – материал дети в разы лучше воспринимают.

… и стулья на высоких ножках

В школе № 3 давно признали: самые креативные идеи можно почерпнуть у детей. Потому, когда поняли, что в школьных кабинетах уже никак всем не уместиться и нужно дополнительно организовывать образовательные зоны внутри школы, быстро нашли выход — объявили конкурс. А дети только и рады были стараться: «Хотим мягкие пуфики», «А можно специальную доску, чтобы можно было на ней мелками рисовать», «У нас столько рисунков, почему бы не устроить галерею?»… Так с подачи детей в просторных холлах и рекреациях школы появились зона иностранного языка, картинная галерея, литературная гостиная. К слову, в последней красуются стулья как в современных кофейнях, на высоких ножках. Стильно, современно, молодёжно — как хотели ребята!

А школьники, видя, что их идеи поддерживают, а к предложениям прислушиваются, без опаски на уроках рассказывают, что нового по изучаемой теме они слышали или уже знают. Формат «Я – учитель, я знаю всё, ты – ученик, сиди и слушай!» — не про них.

«Каждый учитель, по моему мнению, должен понимать и принимать тот факт, что порой современные дети могут где‑то в чём‑то больше знать, чем мы. К примеру, я – учитель информатики. Я понимаю, что дети с раннего возраста на «ты» с телефонами, планшетами, компьютерами. Поэтому, приходя в класс, не считаю зазорным сказать: «Возможно, вы уже знаете эту тему очень хорошо, поэтому поступим так: я буду рассказывать, а вы можете дополнять меня и делиться своими знаниями». Так мы придаём значимость детям, они чувствуют себя увереннее, становятся более открытыми», — говорит Надежда Владимировна.

Территория возможностей

«Ученики 11-х классов Лилия Копиткова, Натиг Мирзоев прошли в полуфинал Всероссийского конкурса «Большая перемена»… «Ученики 11 «Б» класса Владимир Ващенко, Анастасия Нежданова, Никита Деденев заняли 3 место в составе общей команды Белгородской области в финале Всероссийского конкурса АГРОНТИ-2021»… «Команда «Карпово сторожевье» победила в исторической онлайн-игре «Богатырская сила Белгородской черты» и отправилась на Vобразовательный фестиваль исторической реконструкции «Белгородская черта»… — новостная лента сайта и соцсетей школы пестрит победами ребят. Отличаются в спорте, науке, искусстве.

«Мы постоянно ищем что‑то новое, чтобы идти в ногу со временем и интересами детей, чтобы у них была возможность выбора», — поясняет директор.

Так, школа стала экспериментальной площадкой для разных проектов: академических и IT-классов, «Яндекс.Класса», «Сберкласса», вошла с сотню пилотных школ-участников федерального проекта «Школа новых технологий» Академии Минпросвещения РФ. Более 65 % детей состоят в РДШ, открыто пять кадетских классов по направлению «Военно-воздушные силы». Заключили контракты с четырьмя белгородскими вузами – БГТУ им. Шухова, БелГУ, аграрным университетом имени В. Я. Горина, БГИИК. А это ещё одна дополнительная возможность посещать практикумы, экскурсии и мастер-классы на площадках вузов, заниматься в их лабораториях. Занятия проходят и в стенах школы – педагоги вузов неоднократно приезжали к школьникам сами. А выигранный в 2019-м году в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» федеральный грант в 3,3 млн рублей, позволил пригласить для преподавания студентов второго-третьего курсов и значительно разнообразить изучаемые дисциплины – технологию, математику, информатику и физику.

Из проведённого анкетирования выяснили: многие дети хотели бы поступить на медицинский или аграрные факультеты. Потому в 8-м классе добавили биологию. Конечно, в идеале хотелось бы открыть аграрный и медицинские классы. Ну а пока это только мечты, планируют сотрудничать с Центром поддержки одарённых детей (белгородским «Сириусом») – отправить детей на биологическую смену, и Дмитриевским сельскохозяйственным техникумом. «Будет желание развиваться – отыщутся и возможности!», — уверены в школе № 3 г. Строитель.

 

«Зелёные классы»

Одна из первых детских идей (спасибо десятиклассникам!) – школьный Парк искусств. Родилась она в 2015 году, когда решили поучаствовать в конкурсе по благоустройству. Но вот задачка – часть территории, что скрывать, выглядела весьма пустынной.

«Тогда‑то мы и задались вопросом: «А что же можно сделать?». Самый простой вариант – предложить высказать свои идеи. Но взрослые люди мыслят более стандартно. Поэтому организовали детский творческий конкурс. Дети подсказали, как оформить Парк искусств. Нам лишь осталось доработать идею»,- вспоминает Надежда Коновалова.

Условно парк разделён на четыре зоны: лира символизирует музыку, книга – чтение, палитра – живопись, балетка – танцы. Четыре беседки – незаменимые «зелёные классы». Отличное подспорье, чтобы разгрузить школу: тут тебе и музыку можно провести, и английский язык, и географию, и защищать школьные проекты, и внеурочкой заняться (если разбиться на небольшие группы), и литературную гостиную. Что уж говорить о биологии и окружающем мире, ведь на школьном дворе произрастает более 200 видов растений (не говоря уже о деревьях). Что интересно – многие однолетние растения, к примеру, петуньи, выращивают сами в школьной теплице.

Облюбовали Парк искусств и юные художники.

«Никакой урок не сравнится с занятиями на свежем воздухе. Что может быть прекраснее, чем выйти на улицу с мольбертом и порисовать? Здесь тебе и солнечно, и яркие краски, а как всё красиво! Отличная разрядка перед тем, как пойти учить домашние задания. Мы здесь отдыхаем. Порой не замечаешь даже, как быстро время пролетает. На свежем воздухе всегда лучше, чем в помещении. А кабинетах в плохую погоду успеем насидеться. Выходим порисовать в основном в тёплое время года: в сентябре и мае», — рассказала одиннадцатиклассница Елена Нуждина.

«Да мы с самой зимы ждём тепла, и с наступлением первых тёплых дней донимаем Ирину Петровну (Ирина Терехович – учитель изобразительного искусства — прим. авт.) расспросами: «Ну когда мы пойдём рисовать на улицу?», — подхватывают рассказ Лены юные художницы.

 

Поздравляем с Днём рождения!

Торжественное принятие в кадеты, флешмобы, школьные фестивали… — пожалуй, ими уже никого не удивишь. В школе № 3 г. Строитель помимо упомянутых придумали свои «фишки».

Первая – поздравление с Днём рождения! Заходишь в школу, а на экране уже красуются имена всех именинников наступившего дня. Причём не только учеников, но и всех сотрудников школы. Придумала нововведение педагог-организатор Вероника Набокова, пополнившая педагогические ряды в прошлом году. Думали сначала поздравления размещать на страничке РДШ во «ВКонтакте». Но ведь не всегда младшеклассники заходят в соцсети, да и в школе не зайдёшь особо в Интернет: пришёл – будь добр сдать мобильный, получишь его обратно после уроков. А так – информация всегда у всех на виду. Причём обновляется абсолютно каждый день, даже в каникулы.

Вторая – школьная премия «Триумф». Ввели её в 2014 году. Прописали даже положение, как и за что её получают. Выделили четыре направления: «Знание» (отмечают тех, кто участвует в интеллектуальных конкурсах), «Исследование», «Творчество», «Спорт». Что интересно – участвовать могут абсолютно все, от первачков до одиннадцатиклассников.

«Специальными статуэтками мы награждаем отличившихся ребят и учителей в апреле-мае. Торжественно, в большом зале. Приглашаем родителей и известных людей города – начальников управлений районной администрации, спортсменов. И если поначалу школьники не так серьёзно отнеслись к премии, то сейчас каждый хочет, чтобы его отметили», — пояснила Надежда Коновалова.

Ольга Муштаева

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 6 (18), сентябрь, 2021 год.

 

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×