Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:04, 28 мая 2021
 50

«Делай как я!»

«Делай как я!»Учитель физкультуры Александр ЛогвиновФото: Ольга Муштаева
  • Статья
  • Статья

Почему на уроках физической культуры Александра Логвинова школьники не отсиживаются на скамейке

«Делай как я!» Забежим немного вперёд. «Я» — учитель физической культуры Беленихинской школы, что в Прохоровском районе, Александр Логвинов. «Делай как…» — значит бегай кроссы, играй в волейбол, баскетбол, футбол, занимайся гимнастикой, лёгкой атлетикой, катайся на велосипеде, ходи на лыжах, участвуй в соревнованиях по полиатлону… И делай это не ради многочисленных дипломов, грамот, кубков и медалей. Хотя их у Александра Викторовича не счесть. Скромненько стоят в самом неприметном углу его тренерской комнаты. «Да разве это главное? Пусть стоят! Кому они нужны? – восклицает беленихинский учитель. — Главное – здоровье, увлечённость, закалка характера, общение, новые друзья, которыми ты постоянно «обрастаешь», и просто интересная насыщенная жизнь! И да, добился цели – ставь новую и двигайся дальше!». Здешнего энтузиаста знают все. Кто это на лыжах пошёл в 15-градусный мороз или бегает по селу, наматывает круги под проливным дождём? – ответит каждый. Разве только немного по‑своему: коллеги — «Это же наш Александр Викторович!», школьники — «Логвинов!», выпускники и односельчане — «Викторович»…

Спортивное детство

Родился Александр Логвинов на легендарной Прохоровской земле, в Прохоровке. Когда озорному мальчугану исполнилось лет шесть, семья переехала в село Беленихино. Учитель? Физкультуры? За первое спасибо маме. Была она учителем физики. За второе – большой привет отцу: всю жизнь занимался спортом, любовь к здоровому образу жизни привил сынишке с ранних лет. Первое, помноженное на второе, и вот Александр Викторович уже студент факультета физической культуры Белгородского госуниверситета (ранее – пединститут им. Ольминского).

«В наше, советское время, модно было заниматься спортом. Все с ним были на «ты». На дворе зима? Значит, лыжи чуть ли не с утра до самого вечера. Только-только весной появятся первые проталинки – начинали играть в лапту, догонялки разные, стрелялки, войнушки… Чуть наладится погода – добавлялись к ним волейбол, футбол. Редкий мальчишка не любил погонять мяч. Лето? Смело плюсуйте купание! Нас было не вытащить из воды! Всё детство у нас было спортивное. Можно сказать, нас улица воспитывала, потому мы были здоровыми. Сейчас этого, к сожалению, нет. С каждым годом становится всё больше и больше детей с проблемами со здоровьем. Да и, как показывает практика, современные дети практически не умеют плавать», — рассказывает Александр Логвинов.

Сетует, вся эта спортивная увлечённость начала потихоньку с годами растворяться. В его школьные годы никто никого на соревнования не затаскивал. Только упомянут про них – как все сразу наперебой: «Можно я? И я, и я…». Попробуй сейчас скажи. Пытливая ребятня, если всерьёз не увлечена спортом, мигом завалит вопросами: «А зачем? А почему я? А что мне за это будет?»

Школа – второй дом

Но вернёмся в Беленихино. В небольшом селе Саша окончил школу. Дипломированным специалистом пришёл в родной школьный дом. Остаться в областном центре или рвануть покорять столицу? Нет уж! Александру Викторовичу всегда виделся один путь — вернуться на свою малую родину.

«Вырос я в деревне, хочу, чтобы её знали. Мне всегда хотелось поднять свою родную школу на более высокий уровень. Здесь мой второй дом. Здесь и уйду на пенсию», — говорит педагог.

Конечно, признаётся, были соблазны: то в Прохоровскую детско-юношескую спортшколу звали, то в пару школ Белгорода пытались переманить. Но мысли уйти и в помине не было. Как бросить то, что с любовью создано своими руками? Когда даже во время школьного ремонта отстоял тренерскую комнату в спортзале, на стенах которой красуются фото достижений детей самых разных лет. Целая стена истории беленихинского спорта, о которой Александр Викторович может рассказывать часами. Да и, что скрывать, невозможно уйти от своих ребят: девчонок-баскетболисток и мальчишек, прикипевших к футболу. Что, к слову, совсем немудрено, есть на кого ровняться: Александр Логвинов играет за команду ветеранов администрации Белгорода (начинал, конечно, в команде районной администрации, а потом, шутит, пошёл «на повышение»). Признаётся, особых звёзд с неба не хватают, но чемпионами области становились неоднократно.

«Делай как я!» - Изображение Фото: архив Александра Логвинова

Педагог – это призвание

Как говорится, родные стены помогают: коллектив по‑доброму встретил своего выпускника-новоиспечённого учителя. А вот школьники-старшеклассники поначалу смотрели на молодого специалиста не как на учителя. Видели в нём ровесника. Задачка, конечно. Но легко решаемая – показал и доказал беленихинской ребятне, что может и умеет. Кто посмышлёнее, конечно, хотели его подловить. Мол, покажите, как делается это упражнение, а как то… Детскую проверку прошёл на ура, заслужил авторитет. И по сей день «по полочкам раскладывает» ребятам все непонятные упражнения. Бывает, готовятся к олимпиаде по физической культуре – а там практическое задание по гимнастике. Александр Викторович тут же спешит к гимнастическому мату показывать элементы. Коллеги порой удивляются: мол, возраст уже… Какой такой возраст? Летом ему исполнится 50 лет. Только 50, а не уже!

«Можно сказать, всю жизнь провёл в школе. Сначала – ученик, потом, после перерыва на пединститут, в 1992 году вернулся преподавать. На следующий год будет уже 30 лет, как работаю в школе», — подсчитывает Александр Логвинов.

По мнению Александра Викторовича, любой молодой педагог, придя в школу после вуза, попадает в живой мир детей, далёкий от университетских представлений. Всё приходит с годами, с опытом, с заработанным авторитетом. А там уже и имя заработает на тебя. Но главное — понимать: педагог – не просто профессия, это призвание. Ты идёшь в школу не за зарплатой или какими‑то титулами, ты пришёл воспитать настоящего человека. И остаточный принцип здесь не сработает: мол, подам документы в вузы на приглянувшиеся специальности, поступлю – хорошо, нет – в педагоги пойду, их же не хватает. С дипломом ради галочки результат один – нулевой.

От Прохоровской ДЮСШ Александр Викторович тренирует группу футболистов От Прохоровской ДЮСШ Александр Викторович тренирует группу футболистов / Фото: архив Беленихинской школы Прохоровского района

Личным примером

Как заработать авторитет? Своим отношением к делу, своим личным примером. Детей не обманешь! Хочешь, чтобы они играли в футбол, волейбол, бегали, катались на лыжах? Покажи, что ты делаешь то же самое, зарази своим примером, выкладывайся по полной.

«Если дети видят, что ты идёшь на лыжах, причём в любую погоду – даже 15-градусный мороз, бежишь, несмотря на накрапывающий или проливной дождь, сам выходишь на футбольное поле, показываешь правильное выполнение гимнастических упражнений, словом, берёшься за всё и, как говорит современная молодёжь, «сам пашешь», то они за тобой пойдут. Стоять в сторонке со свистком и раздавать указания – беги, играй, отжимайся… — не получится. В спорте всегда важен личный пример», — уверен педагог.

«Делай как я!» — его жизненный девиз. Вспоминает, как‑то известный советский баскетбольный тренер Александр Гомельский в одном из интервью поделился секретом своего спеха: «В чём секрет? Я всегда любил сам тренироваться и люблю сам тренировать!». Именно эти заветные «я», «сам», «люблю», по мнению беленихинского учителя, заряжают детей тем самым «люблю спорт».

«Делай как я!» - Изображение Фото: архив Беленихинской школы Прохоровского района

Олимпиадные рекордсмены

Александр Логвинов – человек скромный, но, что скрывать, известный в физкультурных кругах. Подготовил около 15 (точный счёт никогда не вёл) победителей и призёров областной олимпиады по физической культуре, которые в разные годы достойно представляли регион на Всероссийском уровне. Становились призёрами, а местная звёздочка – Андрей Замараев – в 2010 году привёз из Ульяновска «золото» Всероссийской олимпиады по физической культуре. Коллеги порой недоумевают: ребята из сельской глубинки, а такие серьёзные конкуренты. Как так?

«Мои дети – универсалы, — поясняет учитель. – Нельзя делать упор на что‑то одно – результата не будет. Наши школьники и на лыжах ходят, и гимнастикой занимаются, и лёгкой атлетикой, и в футбол, волейбол, баскетбол играют. Везде поспели, потому и говорю «универсальные». Получается, чем больше видов – тем больше у нас шансов».

Хоть и Логвинову ближе по душе практика, про теорию (без неё на олимпиады не выиграть!) тоже в школе не забывают. С каждым годом задания становятся сложнее и сложнее: меньше тестовых заданий, больше «открытой формы», когда самому нужно записать ответ. Признаётся, каждый год подумывает: «Ну всё, последний раз. Больше ребят готовить не буду». Но наступает новый год, и всё по новой… А как иначе? Никогда не пропускали. Разве только раз-два, когда классов не было: школа сельская, дети ушли после девятого, вот и пришлось сделать небольшую передышку, пока подрастут новые.

«Мои дети» — то и дело проскальзывает в разговоре. Своих детей родительски напутствует: «Ты всегда должен быть лучшим во всём! У тебя должно быть самолюбие!». Не подумайте плохого, не то самолюбие, когда ты эгоистично себя любишь. А то, когда ты до последнего борешься, не уступаешь и идёшь до конца, выкладываясь на свой максимум.

Желанье – множество возможностей…

Называет себя Александр Викторович старомодным. Никакого тебе интернета, соцсетей и мессенджеров. Не видит в них смысла. Он и так в курсе всех событий, в особенности – спортивных (спасибо спортивным каналам!). Да и когда зависать в соцсетях, когда детей (да-да, сельских это тоже касается) нужно вытаскивать из виртуального мира?! Да, современные дети информационно подкованы, но с этой подкованностью стал угасать интерес к спорту. Почему? Вопрос спорный. Может, регламентированность всему виной. К примеру, в поход или турслёт, как раньше, уже не пойдёшь. Слишком много правил (этого не бери, того не ешь…) – всю охоту отбивает. А может, дети не поспевают гнаться за нынешним ритмом жизни.

«ЕГЭ, ОГЭ, конкурсы, олимпиады, соревнования, подготовки к ним… Раньше у детей было больше свободного времени. Что сейчас? Седьмой урок заканчивается в четыре часа. К вечеру ребёнок вымотан, устал. Если он не фанат спорта – то навряд ли захочет пойти ещё позаниматься в спортивную секцию», — размышляет Логвинов.

А может, просто поменялся менталитет? Новое поколение детей – новое мышление. И как бы ты не шёл в ногу со временем – алтимат фрисби, регби, фитнес, аэробика, калланетика… — детский интерес быстро угасает даже к ним. Стадионы есть, катки есть, а вот детей на них всё меньше и меньше.

«Учителя физкультуры стали хуже работать? За других, конечно, говорить не буду. Но лично я – нет! Энергии, хоть и повзрослел, достаточно, — говорит Александр Логвинов. — Но нужно для начала для себя понять, что занятие физкультурой – это здоровье. Помните строки Эдуарда Асадова: «В любых делах при максимуме сложностей подход к проблеме всё‑таки один: желанье — это множество возможностей, а нежеланье — множество причин»? Было бы желание – будет всё. А у нас на каждом шагу причины: занят, не могу, экзамены, на носу конкурс… И подпитывать это желание должен не только школьный учитель. Мы почему‑то забываем, что очень многое идёт из семьи. Как бы мы в школе не пытались привить любовь к спорту, и в семье должно изначально что‑то быть. Если мама с папой приходят домой, берут своего сына или дочь за руку и говорят: «Пойдём на площадку, поиграем, позанимаемся» — это одно дело. А если бросают всё на самотёк – о чём можно говорить?»

Ольга Муштаева

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 4 (16), май, 2021 год.

 

 

 

 

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×