Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13:40, 01 октября 2021
 Наталия Бурханова, старший научный сотрудник Белгородского государственного музея народной культуры 114

Как «поёт» сказка?

Как «поёт» сказка?Фото: Зинаида Медведкова
  • Наталия Бурханова, старший научный сотрудник Белгородского государственного музея народной культуры
  • Статья

Ежегодно, во всём мире, в том числе и в России, 1 октября отмечают Международный день музыки. Ведь именно она способна проникать в душу, сердце и разум человека, наполняя их ощущениями и эмоциями.

Неудивительно, что у этого поистине уникального языка культуры существует свой праздник! Музыка является изобретением человечества, существующим на земле много тысяч лет, она неотъемлемая часть быта, отражает культурные традиции и обычаи наших далёких предков.

Именно поэтому мы сегодня поговорим с вами о народных музыкальных композициях. Народная музыка возвращает человека к нашим историческим корням. Чтобы побольше узнать о ней, важно научиться «инструментам звучания», таким как ритм, сила, дикция, широта диапазона. Как же нам овладеть этими непростыми понятиями? Для этого к нам на помощь приходят… сказки! Ведь взрослые знают, что именно через них маленькие дети воспринимают окружающий мир и всё, что в нём происходит. Давайте с вами вспомним, как вам рассказывали сказки в детстве? А может быть кому‑то из вас рассказывают их до сих пор?..

Кому‑то рассказывают сказку серьёзным голосом, кому‑то нараспев от своего имени, это тоже очень интересно и занимательно. Мы предлагаем рассказать сказку, озвучив её, используя музыкальные инструменты. Для этого возьмём несколько инструментов из разных групп — струнные, ударные, духовые.

Исполнители на струнных инструментах в своём искусстве стремились приобщиться к звучанию человеческого голоса, добиться на них певучести и сделать звук более продолжительным и ровным. В те далёкие времена всякая игра на любом струнном музыкальном инструменте называлась «гудением», «гудьбой».

Один из сказочных музыкальных инструментов, который всем нам знаком, – гусли. Само звучание его с первых нот окунает нас в атмосферу волшебства.

С помощью гуслей можно начинать и заканчивать рассказывать любые сказки, даже не умея играть на них. Вы спросите – а как это? Для этого можно просто провести медиатором (пластмассовой пластинкой) по детским гуслям и уже мы попадём в сказочную атмосферу.

 

Как «поёт» сказка? - Изображение Фото: Зинаида Медведкова

Природа всегда была и остаётся для человека великим учителем. Познавая природу, открывая её законы, он учился использовать их. Так и возникла следующая группа музыкальных инструментов – ударных. Ведь принципы, на которых основана их конструкция, тоже заимствованы у природы.

Раньше игру на ударных музыкальных инструментах называли «бряцанием» или ударянием. Один из самых древних инструментов русского народа считается бубен.

Одно время на Руси все музыкальные инструменты назывались бубнами. При игре на бубне (если провести или «постучать» по мембране пальцами, рукой или ладонью) можно услышать капельки дождя, шум ветра, раскаты грома — это тоже сказка природы, рассказанная звуками музыки.

У русского народа в своём запасе много музыкальных инструментов с интересными названиями. Вот, например, ударный народный инструмент — «копытца». При игре на нём можно услышать цоканье копыт лошади. При рассказе сказки, используя его, можно подчеркнуть ритм шагов героя, различные его действия.

Уже давно колокольчики включены в категорию ударных музыкальных инструментов. Каждый колокольчик имеет свою звуковую вибрацию. Как колокольчик звучит и очищает пространство, так и человек попадёт под определённое «очищение звуком», голосом. Исполняя сказку, рассказчик способен изменить поведение героя.

Музыкальные инструменты из природного материала издают красивые звуки. Казалось бы, что проще: взял травинку, приложил к губам, да и дуй себе, как на сердце ляжет. Видимо, так, познав однажды природу звука, рождённого воздушным потоком, и создал древний человек первые духовые инструменты.

 

Как «поёт» сказка? - Изображение Фото: Зинаида Медведкова

Очень интересный духовой музыкальный инструмент травяная дудка с необычным названием «калюка». Звук у этого инструмента магический, «неземной». В стародавние времена этот музыкальный инструмент делали из стебля татарника — очень колючего растения (отсюда название — «калюка», колючий). Сейчас калюку можно сделать из обыкновенной пластиковой трубы. Прикрывая или открывая отверстие на конце трубки пальцем, можно менять высоту исходящего звука. На высоту звука влияет сила воздушной струи, координация дыхания и очень чувствительные движения пальца, закрывающего отверстие.

Считается, что на травяной дудке сможет играть каждый, было бы желание! Инструмент тем и интересен, что получил распространение в Белгородской области.

Итак, мы рассмотрели все музыкальные инструменты, которые будут использованы при рассказывании нашей сказки. Её мы назвали — «шумелкой». Почему «шумелкой»? От слова – «шуметь».

 

Как «поёт» сказка? - Изображение Фото: Зинаида Медведкова

Мы услышим, как зазвучит сказка и заиграют музыкальные инструменты в струйном оркестре. Теперь самое главное: нужно определиться, кто будет ведущим (рассказчиком), а кто на каком музыкальном инструменте будет играть?

Звучат гусли, под их звучание ведущий декламирует:

«На море-океане,
На острове Буяне
Стоит дерево,
Золотые маковки.
По этому дереву
Ходит кот Баюн.
Вверх идёт –
Песню заводит.
Вниз идёт – 
Сказки сказывает.
Это присказка,

А сказка – впереди.


Русская народная сказка «Как коза медведя испугала»

В одной деревушке, что стоит у тёмного леса, жил да был весёлый пастушок. Рано утром он вставал, играл на дудке (игра на «травяной дудке») и шёл в лес, собирать ягоды, слушать птиц, любоваться цветами.

Однажды утром, только он заиграл на дудке («травяная дудка»), пришла корова Пятнашка и попросила пастушка взять с собой. «Хорошо» — сказал Пастушок, и пошли они вдвоём. Тут догнала их лошадка Зорька, звонко цокая копытцами («копытца») и пошла с ними рядом. Пастушок играл на дудке («травяная дудка»), корова шла важно и пристукивала копытцами («копытца»).

И никто не увидел, что коза-дереза, прячась за кустами, тоже пошла с ними. На опушке росли синие колокольчики («колокольчик»), которые приветствовали друзей, кивая им головкой. Солнце светило ярко, пастушок прилёг на травку и задремал.

Корова щипала траву, лошадка паслась рядом. Вдруг из‑за дерева им навстречу вышел косолапый медведь («бубен»). Корова громко замычала, но пастушок её не услышал. Лошадка застучала копытами («копытца»).

Тут из‑за кустов выскочила коза-дереза («копытца») и смело прыгнула на медведя («бубен»). От неожиданности медведь испугался и бросился в лес. Тут пастушок подоспел («травяная дудка»). Солнышко в лес стало закатываться, поплыл колокольный звон («колокольчик»), пора и домой возвращаться».


Звучат гусли, ведущий продолжает: «Вот и закончилась сказка, а помогли нам её рассказать ребята и музыкальные инструменты». Так для нас русская народная сказка «запела», «заиграла» при помощи музыки. Таким образом, можно озвучить любую другую сказку, используя самые разнообразные музыкальные инструменты.

Мы сегодня не просто услышали и «исполнили» сказку, мы ещё узнали историю традиционных музыкальных инструментов, а значит, приобщились к наследию наших предков. Возможно, после таких встреч с музыкой у вас возникнет радость и хорошее настроение.

В Международный День музыки возникает особый повод посмотреть на мир звуков другими глазами. Вдруг окажется, что музыка – это не только доносящиеся из радиоприёмника песни-однодневки без особого смысла, но нечто более сложное, интересное и глубокое.

Великий русский писатель, талантливый драматург, академик Антон Павлович Чехов писал: «Кто испытал радость творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют».

Наталия Бурханова, старший научный сотрудник Белгородского государственного музея народной культуры

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×