Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:12, 19 августа 2021
 108

Можно ли фотографировать… ведром?

Можно ли фотографировать… ведром?Ведро для фотографирования готово!Фото: архив Михаила и Валерии Горбаченко
  • Статья

Как белгородские школьники камеру-обскуру собрали

Несколько лет назад ученики белгородского лицея № 32 Иван Сотников и Михаил и Валерия Горбаченко провели исследование и выяснили, что фотографировать можно и… ведром. Как? Об этом ребята рассказали в своей исследовательской работе. Сегодня, в день фотографа, мы решили вспомнить об интересной работе ребят. Итак, ведро…

Проект ученика белгородского лицея № 32 Ивана Сотникова в 2014/15 учебном году признали лучшим на Всероссийском интеллектуально-творческом турнире «Юный исследователь — ЮГ» в секции «Физика. Техника».

«В общем зачёте команда лицея заняла второе место, — рассказала классный руководитель Вани Светлана Гайдукова. — Члены жюри отметили его проект «Фотография ведром» как самую необычную работу».

Над этим проектом Иван работал не один. Идея родилась у его одноклассников, брата и сестры Михаила и Валерии Горбаченко. Они стали лауреатами муниципального этапа конкурса «Я — исследователь». А Иван Сотников чуть усовершенствовал их конструкцию и в составе лицейской команды презентовал совместный проект на всероссийском турнире.

Как родилась идея

«Наш класс очень часто ходит в белгородскую фотогалерею имени Виталия Собровина на выставки и музейные уроки, и однажды мы познакомились с профессиональным фотографом Владимиром Щекаловым. Когда спросили у него, каким фотоаппаратом снимает, он ответил: «Модель фотоаппарата не главное в фотоискусстве. Снимать можно хоть ведром. Главное — уметь видеть в окружающем нас мире гармоничный сюжет и успеть запечатлеть его», — рассказали Миша и Лера.

Ребятам очень захотелось самим проверить, правда ли, что ведро можно использовать как фотокамеру? Дело было за малым — найти необходимую литературу и подходящее ведро.

С ведром справились быстро — этого добра в хозяйственных магазинах навалом. А вот литературы разной почитать пришлось много. И настала пора приступать к самой исследовательской работе.

Объект и гипотеза

Без этих непонятных слов нельзя приступать ни к какому исследованию. Потому что гипотеза — это утверждение или догадка, которую нужно доказать. Решили ребята доказать, что фотографировать можно ведром — так и сформулировали гипотезу своего исследования: «В качестве фотоаппарата можно использовать ведро». Цель исследования — доказать, как это можно сделать. А объектом исследования стало само ведро как аппарат для получения фотографий. Сначала Миша и Лера изучили, что общего может быть у фотоаппарата и ведра. Думаете, ничего? Ошибаетесь!

«Мы внимательно изучили устройство фотоаппарата и выяснили, что у фотоаппарата и нашего ведра есть сходства: это корпус, стенки которого образуют тёмную светонепроницаемую камеру», — рассказал Миша.

«А из специальной литературы мы узнали, что отражённый от объекта (то есть, предмета, который мы фотографируем) свет проходит через объектив попадает на светочувствительный материал и сохраняется в виде изображения», — добавила Лера.

Итак, с теорией разобрались. Пора приступать к практике…

Главное — светочувствительность

«Чтобы свет через ведро попадал на светочувствительный материал, нужно отверстие. Мы сделали иголкой в дне ведра маленькое отверстие и заклеили его, чтобы раньше времени свет не попал на светочувствительный материал, — рассказала Лера. — Светочувствительность — это способность материала менять свои свойства под воздействием света».

«А в качестве такого материала решили использовать обычную чёрно-белую фотобумагу. Для её закрепления в ведре сделали специальную рамку», — пояснил Миша.

Ой, а многие ребята ведь и не знают, что такое фотобумага! Сейчас, в век цифровых фотокамер, изображение при съёмке сохраняется на цифровой матрице сразу в электронном виде. А ещё лет десять назад цифровые фотоаппараты были не так распространены и многие люди снимали «по старинке» — на фотоаппарат с фотоплёнкой. Эту плёнку нужно было проявить и потом с помощью специальных устройств можно было отпечатать снимок на фотобумаге.

А ещё раньше процесс получения фото был ещё дольше и труднее. Мало того, что плёнку нужно было проявлять в специальном химическом растворе, так и особая бумага была нужна — покрытая светочувствительным слоем. С помощью света на фотоувеличителе (так назывался прибор для печати фотографий) на бумаге делали отпечаток с плёнки. Потом каждый листик бумаги нужно было проявить — чтобы изображение на нём появилось, а затем — закрепить (чтобы оно осталось навсегда). Потом листы фотобумаги сушили и так получались готовые фотографии.

Вот такую фотобумагу ребята и решили использовать в качестве светочувствительной пластины. Вставили рамку с ней в ведро и плотно закрыли крышкой.

Негатив и позитив

«Объектом съёмки выбрали полку со шкатулкой и карандашами. Установили ведро напротив и открыли отверстие в дне ведра. Экспериментальным путём выяснили, что в таком положении ведро должно находиться не менее двух часов. За это время поступит достаточно света на светочувствительный материал для получения изображения», — рассказал далее Миша.

Сколько экспериментов им пришлось провести! Подержали ведро полчаса при ясной — не появилось изображения на пластине. Час при пасмурной погоде — тоже никакого результата! Лишь через полтора часа выдержки начали угадываться контуры шкатулки. А два часа при ясной погоде показали, что именно такое время и освещение — лучшие условия для того, чтобы получить изображение.

«Затем мы обработали фотобумагу, проявили и закрепили изображение. И получили негатив — то есть, изображение «наоборот», где тёмные части шкатулки получились светлыми, а светлые — тёмными. И нам предстояло из негатива получить позитив — то есть, простое чёрно-белое изображение», — пояснила Лера.

«Мы сложили наш негативный отпечаток с чистым листом фотобумаги и снова их засветили. Затем чистый лист снова проявили и закрепили и ура! — у нас получилась настоящая фотография полки и шкатулки!» — добавил Миша.

Значит, не шутил фотограф. Если задаться целью, можно научиться и ведром фотографировать!

Камера-обскура

По сути, ребята сделали из ведра макет придуманной ещё древними учёными камеры-обскуры (эти слова переводятся с латинского как «тёмная комната»). Она представляла из себя ящик или тёмную комнату с маленьким отверстием, куда проникал луч света и падал на белое полотно. Ещё 350 лет назад полученное изображение человек тут же обводил карандашом, чтобы сохранить его. Такие рисунки-снимки назывались «доподлинные виды». Правда, поначалу изображение получалось в перевёрнутом виде и позже люди догадались, что можно с помощью зеркала перевернуть картинку, а линзы использовать для увеличения изображения. Так, постепенно камера-обскура превратилась в фотоаппарат.

Считается, что камера-обскура была изобретена примерно в XIII-XIV веках, однако ещё в десятом веке в летописи арабского ученого Хасана ибн Хасана описаны принципы работы камеры-обскуры, которая стала прообразом «плёночного» фотоаппата.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×