Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:48, 26 февраля 2021
 301

Ровеньские «изюминки»

Как в самом дальнем районе Белгородской области школьники нисколько не завидуют городским сверстникам

Три разные школы: небольшая сельская, государственная и муниципальная. У них разные возможности. И в то же время много общего. И в первую очередь – стремление создать для ребят комфортные условия и учить не только уму-разуму, но и добру, состраданию, патриотизму. Школа – это не здание, не мебель и не оборудование. Это люди. И если есть педагоги, которые решают проблемы, а не жалуются на них; которые работают для детей, а не реализуют свои амбиции; для которых мальчишки и девчонки – это прежде всего личности, которых надо учить и воспитывать, а не просто отрабатывать свои учебные часы, — то какая разница, где эта школа расположена? В селе или в городе, близко к областному и районному центру или до неё «семь вёрст до небес и всё лесом». Если захотеть и постараться – всё получится. Как в трёх школах Ровеньского района, где мы недавно побывали (Новоалександровской, областной школе с углублённым изучением отдельных предметов и Ровеньской школе № 2). Самого удалённого от Белгорода района области. Но ведь это ничего не значит, правда?

Школа полного дня

Все три школы работают в режиме полного дня. В поселковых и сельских школах организовать такую работу проще, потому что школьного пространства хватает и на обустройство зон для игр и отдыха, коворкинга и буккроссинга, консультационных площадок и разных лабораторий.

В Новоалександровской школе на внеурочке дети рисуют. Пробуют себя в живописи, графике, художественной росписи в кружке декаративно-прикладного творчества. Такие занятия важны не только для того, чтобы научиться рисовать, а чтобы с помощью карандашей и красок выплёскивать свои эмоции, свободно творить (в отличие от урока ИЗО) – так, как можешь. У многих ребят уже хорошо получается, и подтверждение тому – призовые места на муниципальных творческих конкурсах.

На занятии внеурочной деятельности у младших школьников «Начинаем изучать английский язык» нам показали, как можно использовать флэш-карты (не компьютерные флэшки, а карточки с рисунками) для изучения английских слов. Ребята запоминали, как звучат названия продуктов, и такие наглядные занятия гораздо эффективнее, чем просто заучивание слов. Ведь процесс сопровождается играми, различными движениями, проговариванием фраз. Технология Flashcards – это очень полезный и гибкий способ обучения учеников начальной школы иностранной лексике, считает учитель иностранного языка Татьяна Коглан. Ребята занимают призовые места в муниципальных и региональных конкурсах «Чудо-алфавит», «Шире круг» и других.

 

В школьном музее проходят занятия объединения «Забавушка» районной станции юннатов. Сетевое взаимодействие школ с учреждениями допобразования налажено хорошо. Девчонки и педагог дополнительного образования Наталья Супрунова показали нам, как делать народную куклу скрутку-столбушку. Детей учат этому древнему ремеслу в рамках программы «Народная и авторская кукла».

«Мы решили найти бабушек-мастериц, которые помнят, как делали таких кукол в нашем районе. Через краеведческий музей вышли на мастерицу Раису Ивановну Золотарёву. Она показала нам, как шить тряпичную куклу-столбушку. Это была именно игровая кукла, а не обрядовая и не обережная. В первый год обучения шьём именно народную куклу, так как некоторые девочки не умеют ещё иголку с ниткой держать, а занятия им помогают ещё и шить научиться», — рассказала Наталья Юрьевна.

В Ровеньской школе № 2 помимо традиционных занятий внеурочной деятельности интересен кружок «Мир фантазии».

«Мы проводим занятие по теме «Методы фантазирования Джанни Родари». Он был не только известным писателем, но и опытным педагогом», — рассказывает учитель начальных классов Алла Литовченко.

По словам Аллы Ивановны, такие методы фантазирования эффективны в развитии речевых навыков младших школьников, помогают ребятам готовиться к ВПР. Особенно детям нравится метод «Круги по воде». Это интеллектуальная игра, в которой дети выбирают «слово-камень» (ведь именно от камня идут круги по воде») и придумывают слова, начинающиеся с каждой буквы слова-камня. Это могут быть слова на определённую тему, а могут и произвольные, а ещё можно составлять из этих слов целые предложения. Каждый учитель может что‑то добавить в методику «кругов по воде», это развивает речь, фантазию, помогает ребятам общаться.

 

В Ровеньской школе с углублённым изучением отдельных предметов есть интересная доска – обычная чёрная, прикреплённая к стене в холле. На ней – расписание разных школьных дел на всю неделю. Каждый школьник может узнать, в какой день, где и когда пройдёт та или иная акция или мероприятие. А ещё – оставить отзывы о прошедших мероприятиях. Стикеры с отзывами ребята крепят под анонсами событий. Такая обратная связь помогает делать школьную жизнь более насыщенной и интересной.

«Говорящая» стена в школе с УИОП «Говорящая» стена в школе с УИОП / Фото: Вадим Заблоцкий

В одной из школьных рекреаций стоит небольшой столик. А на нём – «Говорящий шар». В этот ажурный декоративный шар ребята бросают записки со своими желаниями, пожеланиями, отзывами. И каждый день директор школы Эдуард Киселёв их читает. По возможности – желания выполняет.

«Вот давайте я при вас вытащу записку, — Эдуард Николаевич разворачивает листок. – «Мира и добра!» Дальше: «Чтобы к нам почаще приезжали журналисты»! Видите, как детям приятно, что о них напишут!»

«Говорящий» шар в школе с УИОП. Ученики бросают в него свои отзывы и пожелания «Говорящий» шар в школе с УИОП. Ученики бросают в него свои отзывы и пожелания / Фото: Вадим Заблоцкий

Дальше директор ведёт нас в «деревню Йогуртово». Она расположилась в обычном классе, только вместо учебников и ручек на столе – йогурты, фрукты и другие начинки и добавки.

«Сегодня на занятии внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» мы с ребятами изучаем состав и полезные свойства йогуртов. Занятие проходит в игровой форме, а потом мы вместе приготовим фруктовый салат с йогуртом», — рассказывает распорядитель этого «вкусного» урока учитель начальных классов Анастасия Золотарёва.

Ну а сами школьники выяснили: не все магазинные йогурты полезны. Самые полезные – сделанные дома с помощью специальной закваски. В них нет никакой химии и красителей.

На внеурочке, посвящённой правильному питанию, ученики школы с УИОП готовят вкусные и полезные блюда На внеурочке, посвящённой правильному питанию, ученики школы с УИОП готовят вкусные и полезные блюда / Фото: Елена Мельникова

У старшеклассников дополнительные и внеурочные занятия посвящены, как правило, подготовке к экзаменам, конкурсам, олимпиадам; развитию языковых и других компетенций. А для ребят, у которых есть пробелы в знаниях, работают консультационные площадки. Все три школы подключились к региональному проекту «К успеху – вместе», который как раз и предполагает неаудиторные занятия со школьниками, у которых есть трудности в освоении образовательной программы.

Технологии и инновации

«Точками роста» на Белгородчине сейчас никого не удивишь. Это же здорово, когда ребята из сельских школ могут учиться программировать, моделировать, управлять дронами, в общем, осваивать компьютеры, робототехнику и 3D-технологии. 

В Новоалександровской школе «Точка роста» тоже есть. Уже второй год на базе школы в рамках сетевого взаимодействия с районным домом детского творчества работает объединение дополнительного образования «Роботехника». Ребята уже успели стать серебряными призёрами регионального фестиваля «РобоСтарт».

На внеурочке «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальностей: 3D-моделирование» ребята не просто знакомятся с виртуальной, дополненной и смешанной реальностями. Но и с помощью программы Blender проектируют и моделируют элементы для печати на 3D-принтере.

В рамках проекта «Дети – детям» старшеклассники читают книги ученикам начальной школы (Ровеньская школа с углублённым изучением отдельных предметов) В рамках проекта «Дети – детям» старшеклассники читают книги ученикам начальной школы (Ровеньская школа с углублённым изучением отдельных предметов) / Фото: Вадим Заблоцкий

Ещё одна любимая у школьников внеурочка — «Геоинформационные технологии». С помощью учителя географии и технологии Евгении Орищенко мальчишки и девчонки учатся управлять квадрокоптерами и делать съёмку местности с высоты. Эти фотоматериалы используются для создания панорам с углом обзора 3600 для виртуальной реальности, сферических и цилиндрических панорамных фото.

«Сейчас наша задача — сделать 3D-модель школы и распечатать на 3D-принтере», — добавила Евгения Алексеевна.

Учитель географии Новоалександровской школы Евгения Орищенко Учитель географии Новоалександровской школы Евгения Орищенко / Фото: Вадим Заблоцкий

«Из видео, снятого с помощью квадрокоптера, ребята смонтировали фильм, посвящённый 75-летию колхоза «Советская Россия». Это наши шефы, они помогают школе, а теперь и школа помогла им», — рассказала директор Новоалександровской школы Светлана Божко.

Панорамные фото, снятые с помощью дронов, используются для оформления школьного сайта и страниц в соцсетях.

В «Точке роста» школы № 2 камеры двадрокоптеров снимают фото и видео, из которых ученики монтируют ролики для разных конкурсов и для школьных мероприятий. А на занятии по 3D-моделированию нам показали, как с помощью программы Скетчап можно в трёхмерном пространстве проектировать здания и их внутренние помещения. Так дети получают представление об инженерных профессиях.

Ну а конструировать роботов из Лего нравится и мальчишкам, и девчонкам. В Новоалександровской школе работает кружок робототехники от Дома детского творчества. Здесь занимаются и младшие школьники, для которых конструирование роботов – уже привычное дело. Как и для учеников школы с УИОП: в зависимости от возраста детей здесь действуют два объединения дополнительного образования — «Робототехника» и «Введение в робототехнику».

Спорт и безопасность

Какая внеурочка и школа полного дня без спортивных занятий? Шахматы – во всех трёх школах. И свои, школьные кружки, и от учреждений дополнительного образования (например, в школе № 2 работает секция шахмат от Ровеньской ДЮСШ). Ребята из разных школ даже онлайн-турниры между собой проводят.

От местной ДЮСШ в Новоалександровской школе работает секция баскетбола. Ученики даже входят в состав сборных команд района и занимают призовые места на муниципальных и региональных турнирах. А в школе № 2 спортивный клуб «Ровеньки» проводит тренировки по каратэ и дзюдо.

Изучение правил безопасности на дороге – в приоритете практически у всех школ региона. И хорошо, если это не просто лекции или просмотр видеофильмов. В школе № 2 правилам дорожного движения посвящена целая образовательная зона. Она так и называется – «Правила движения – достойны уважения!» Ученики начальных классов учатся безопасному поведению на дороге в игровой форме: выступают то в роли водителей, то в роли пешеходов, и на практике проигрывают разные ситуации.

А в школе с УИОП выделили под Центр безопасного движения пусть небольшой, но отдельный кабинет.

«Мы получили целевое оборудование – дорожные знаки, интерактивное оборудование, ковёр с дорожной разметкой. Детям очень нравится, потому что это прикладное, это жизнь», — рассказал директор школы Эдуард Киселёв. 

Ребята занимаются в объединении дополнительного образования «Юный инспектор движения» и тоже на практике отрабатывают навыки безопасного поведения на дороге. И даже решают билеты по ПДД – те самые, которые нужны для сдачи экзамена на получение водительского удостоверения.

Елена Мельникова

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 1 (13), февраль, 2021 год.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×