Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:52, 08 июня 2021
 638

Итоги года

Итоги года Фото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Что показал 2020/2021 учебный год

2020/2021 учебный год позади. На Белгородчине от начала до конца он прошёл в очном формате при соблюдении предусмотренных санитарно-эпидемиологических норм, но при отсутствии традиционной внутренней жизни. Трудным был старт учебного года, потому что и школьники, и родители, да и педагоги не верили, что очный формат продержится, а это сказывалось на результатах.

На протяжении последних лет контингент в детских садах и школах держится примерно на одном уровне (на конец учебного года 74,5 тысячи в детских садах и 164,5 тысячи в школах). Если говорить о прошедшем годе, то он почти на тысячу снизился в детских садах и более чем на две тысячи увеличился в школах. Из детских садов в школы выпущено более 14 тысяч детей. С учётом детей, не посещавших дошкольные образовательные организации, первоклассников ожидается более 18 тысяч. Выпускников 9 и 11 классов в этом году почти 21 тысяча. В настоящее время они проходят экзаменационные испытания, поэтому департамент готов представить итоги года по переводным классам (1 – 8, 10). Ещё одна особенность современной действительности – это увеличение запроса на семейное образование. Сегодня таких детей почти 450.

Если говорить о здоровье, то, по данным областного департамента здравоохранения, в 2020 году первую и вторую группу здоровья имели 81,3 % наших детей, 16,7 % – третью, 2 % — четвёртую, что несколько хуже в сравнении с 2019 годом (первая и вторая группа – 84,1 %). Одна из причин – снижение двигательной активности вследствие пандемии.

Наиболее оптимальные условия для оздоровления детей в образовательном пространстве школы – это:

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию внутришкольной среды и организации учебного процесса;
  • проведение физкультурно-оздоровительной работы (проведение утренней гимнастики, Дней здоровья, спортивных праздников, олимпиад и других мероприятий, укрепляющих здоровье школьников; организация специальных групп и групп реабилитации для детей с ослабленным здоровьем, хроническими заболеваниями);
  • соблюдение рационального режима дня школьников, в первую очередь контроль за дозировкой домашних заданий учащихся с учётом возможности их выполнения и качественное питание;
  • организация квалифицированной медицинской и психологической помощи школьникам;
  • мониторинг состояния здоровья учащихся;
  • организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни среди учащихся, педагогов и родителей.

 

2019/2020 учебный год по причине дистанционного обучения не является показательным и не может служить ориентиром по отношению к 2020/2021 учебному году. Количество обучавшихся в переводных классах – 144 тысячи человек. Отличников у нас почти 12 %, почти 44 % — это хорошисты. Таким образом, качество знаний составляет 56 %, что в целом соотносимо с предпандемическим учебным годом. Необходимо отметить большие усилия педагогов по выравниванию учебной ситуации. Вместе с тем 30 человек оставлены на второй год. Более 350 человек нуждаются в обследовании психолого-медико-педагогической комиссии, после чего для них будут разработаны адаптированные программы.

Шесть школ Белгородской области в 2020/2021 учебном году в соответствии с распоряжением Рособрнадзора приняли участие в международном исследовании качества образования PIRLS. Результаты пока неизвестны. Данное исследование определяет не только качество чтения, но и уровень понимания текста учащимися начальной школы. Мы провели подобное региональное исследование, в которое включили учащихся 3 – 5 классов. На примере пятых классов можно увидеть, продолжается ли данная работа в дальнейшем. Лучшие результаты показали Новооскольский, Валуйский городские округа и Вейделевский районы. Хуже других выглядят Белгородский, Краснояружский районы.

Проведённые региональные диагностические работы среди десятиклассников выявили проблемы с физикой, биологией и обществознанием, если принять во внимание, что выбор предметов не навязывался сверху, а определялся школьниками самостоятельно.

Предметные результаты школьников определяются в первую очередь предметными компетенциями педагогов. В школах региона трудятся более 14 тысяч педагогов. Для самодиагностики профессиональных затруднений и выстраивания индивидуальной траектории для педагогов в области создана информационная система «Курс на ЕГЭ», которая позволяет обеспечить положительную динамику.

Проанализированы намерения выпускников в отношении продолжения образования. Почти 40 % девятиклассников при прошлогоднем показателе 34 % намерены пойти в 10 класс, 60 % желают поступить в колледжи и техникумы, причём 95 % в своём регионе.

Из выпускников 11 классов планируют продолжить обучение в вузах 91 %, в учреждениях СПО – 7 %, пойдут работать или служить – остальные 2 %. Необходимо отметить, что большинство одиннадцатиклассников продолжат образование в соответствии с изучаемым в школе профилем, что свидетельствует об осознанности выбора.

Мы считаем, что на раннюю профориентацию существенно влияет система дополнительного образования в регионе. В настоящий момент в области 85 организаций дополнительного образования в отрасли «Образование». Кроме того, более 100 тысяч школьников обучаются по дополнительным общеразвивающим программам на базе школ.

Суммарно охват допобразованием составляет более 94 % от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет (свыше 194 тысяч человек). Этот показатель остаётся стабильным на протяжении последних трёх лет.

По сравнению с прошлым периодом за счет открытия стационарного и мобильного технопарков, открытия «Точек роста» и создания IT-куба на 8 % увеличилось количество детей, занимающихся в объединениях технической и естественнонаучной направленностей. 

Итоги года основательно необходимо проанализировать на педагогических советах и коллегиях по образованию в муниципалитетах, определить тенденции и наметить адресные меры.

Кроме того, это повод для корректировки программ развития, обеспечения функционирования внутренних систем оценки качества образования в каждом учреждении, разработки «дорожных карт» по устранению выявленных проблем и по улучшению ситуации.

Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области

 

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×