Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14:05, 03 марта 2021
 Найля Котлярова, заместитель директора Радьковской школы 528

Добро пожаловать в Радьковскую школу!

Добро пожаловать в Радьковскую школу! Пасхальное выступление школьного театрального коллектива Фото: архив Радьковской школы
  • Найля Котлярова, заместитель директора Радьковской школы
  • Статья
  • Найля Котлярова, заместитель директора Радьковской школы
  • Статья

Опыт доброжелательной школы Прохоровского района

Что такое доброжелательность? В чём она заключается? Наверное, это внутренний мир человека, наполненный прекрасными качествами, дарованными людям Богом. Чтобы эти качества поселились в душе человека, их нужно не только взрастить с раннего возраста, но и дать толчок к их дальнейшему развитию. Это — первостепенная задача семьи и школы.

Район-музей

Основа доброжелательности — воспитание патриотизма. Все мы помним строчки из песни: «С чего начинается родина?» Особые чувства к родной земле дети начинают испытывать с первых лет жизни, порой даже не осознавая этого. А потом эта любовь направляет человека на непростом жизненном пути, не даёт заблудиться, сбиться с цели. Родина – это исток прекрасного, доброго в человеческой душе.

Нам посчастливилось жить на легендарной Прохоровской земле, где произошло одно из трёх важнейших сражений в истории нашего государства. Каждый из нас гордится этим, с почтением говорит о событиях Великой Отечественной войны. Прохоровский район имеет статус «район-музей». Слава погибших героев увековечена в памятниках Победы: Звоннице, храме Святых Апостолов Петра и Павла, музее «Третье ратное поле России». В 2017-м году открыл двери для посетителей «Музей бронетанковой техники», раскрывающий историю танкостроения с древности и до наших дней. В 2020-м году к 77-летию Курской битвы открыт новый музей «Битва за оружие Великой Победы».

Наш Прохоровский район — настоящий туристический центр. На территории Радьковской школы открыт музей истории развития образования. В школьном дворе перед зданием музея в 1996 году установлен бюст лётчика, героя Советского Союза, выпускника Радьковской школы Георгия Чернова. Он стал для всех радьковцев ярким примером беззаветного служения Родине.

У бюста Героя Советского Союза Георгия Чернова У бюста Героя Советского Союза Георгия Чернова / Фото: архив Радьковской школы

Здание музея — бывшая Радьковская школа, архитектурный памятник XIX века. Каждый кабинет представляет определённую эпоху, начиная с тех времён, когда детей обучали сельские священники, завершается 80–90 годами прошлого столетия.

Наш музей в 2019 году стал бронзовым призёром Всероссийского конкурса на «Лучший школьный краеведческий музей», который проходил в рамках федерального проекта «Историческая память». Главная изюминка музея — интерактивность композиций. 

Во время интерактивных экскурсий в роли актёров выступают радьковские педагоги и ученики. Участвуя в музейных уроках, поисках новых страниц истории нашего образования, учащиеся школы вместе со взрослыми учатся доброму и вечному.

Нравственные ценности

Проект «Доброжелательная школа» открыл новые горизонты, позволил акцентировать внимание всех участников этого проекта на нравственных ценностях личности и жизни в целом.

Педагог дополнительного образования Ирина Демченко создала творческое объединение «Юный музеевед», проводит с ребятами замечательные выставки, встречи «Учителями славится Россия», «Полотно судьбы Клавдии Кравченко», «Знаменитые выпускники Прохоровского района» и другие. Активисты музея создают виртуальные экскурсии по музею, тематические видеоролики. В школе много талантливых детей. Например, активный юный краевед Лейла Алиева была награждена путёвкой во Всероссийский детский центр «Орлёнок».

Музейные встречи учат ребят трудолюбию, доброжелательному отношению к окружающим. Классные руководители, старшая вожатая Татьяна Волошенко, педагог-психолог Найля Котлярова и социальный педагог Татьяна Синякова обращают на это внимание ребят во время проведения мероприятий «Научи своё сердце добру», «Жизнь дана на добрые дела», «Спешите делать добрые дела», тренингов «Дом дружбы», «Рука помощи», акций «Доброе сердце разделит боль» и многих других.

Учителя русского языка и литературы Галина Шаповалова и Любовь Фриму разработали цикл мероприятий «Детское чтение для сердца и разума».

В доброжелательной школе основная цель — воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива. В принципе «один за всех и все за одного» как нельзя лучше реализуется требование коллектива. Именно в таком ключе стремятся жить, работать и учиться дети, педагоги и родители Радьковской школы под руководством директора, почётного работника общего образования РФ Галины Лавриненко.

Детское самоуправление

В воспитательной системе школы важную роль играет детское самоуправление. В рамках реализации стратегии «Доброжелательная школа» важно оказывать психолого-педагогическую поддержку детскому объединению, формированию коммуникативных навыков в разновозрастной среде.

Только правильно организованная деятельность детского самоуправления при умелом психолого-педагогическом сопровождении развивает у ребят самостоятельность, помогает найти занятие по интересам, то есть, способствует социальному становлению и развитию личности.

У нашего детского объединения «Костёр» — насыщенная жизнь и богатые традиции. Это позволяет охватывать большими и маленькими поручениями всех воспитанников. Каждый из органов управления (штаб, совет командиров, пресс-центр, совет дела и т. д.) руководит определённым участком работы в коллективе. Самоуправление органично сочетается с воспитанием, учёбой, внеурочной деятельностью, занятиями по интересам. У наших ребят большой выбор кружков для развития творческих, интеллектуальных, спортивных способностей.

Мальчики и девочки увлечённо занимаются в технических кружках «Образовательная техника», «Программирование микроконтролёров. Ардуино. Робототехника»; в вокальном кружке «Гармония»; в театральной студии «Премьера»; в секциях волейбола, баскетбола, гиревого спорта, шахмат.

В 2020 году в областном конкурсе «Белгородчина театральная» в номинации «Музыкальные театры» постановка «Фронтовик», в которой играли 26 наших юных артистов, заняла третье место.

Также в 2020 году костровцы защищали честь района в областном смотре-конкурсе детских общественных организаций. Свою визитную карточку представляли по теме «Детское объединение в доброжелательной школе». Задорно и убедительно звучали со сцены слова:

Мы организуем, проводим, творим!

Новые технологии применяем,

Наставниками для слабых ребят выступаем,

Стратегию «Доброжелательная школа» -

С огоньком внедряем!

Ребята вернулись с конкурса с подарками, грамотой, кубком, новыми знаниями и большим желанием совершенствоваться.

Кабинет детского объединения — любимое место школьников. Здесь есть библиотечка костровца, маршрут для путешествий по области, компьютер с выходом в интернет, игротека. Разнообразные настольные игры — прекрасная альтернатива компьютерным играм. Большой интерес у детей вызывают игры-викторины издательского дома «Мир Белогорья»: «Моя Россия», «Дайте две», «На самом деле», краеведческое лото «Моя Белгородчина».

В 2018 году в областном смотре-конкурсе кабинетов детских общественных организаций мы заняли второе место.

Чтобы побеждать в конкурсах, нужно много работать. Учить ребят быть самостоятельными и социально активными. В рамках стратегии «Доброжелательная школа» детское объединение получило новый импульс для дальнейшего развития с учётом направлений «Организация пространства для самореализации», «Преобразование территории школы по принципам тактического урбанизма», «Модернизация службы психолого-педагогической поддержки».

 

«Зелёный класс» и поляна сказок

На территории школы расположено несколько зон развития, созданные усилиями детей, родителей и педагогов. В «Зелёном классе» проводятся уроки на свежем воздухе, тренинги, экологические конкурсные программы, познавательные эстафеты, коррекционные занятия с педагогом-психологом, мастер-классы с родителями по рукоделию, представления кукольного школьного театра.

В этнографическом уголке можно поучаствовать в посиделках «Радьковка — село казачье», «Родная сторонка моя» с участием родителей, разучить народные казачьи игры.

На поляне сказок на «ура» проходят театрализованные игры-викторины «Там на неведомых дорожках», сказочные подвижные эстафеты, пленэры. Летом очень популярен читальный зал под открытым небом.

Всегда шумно и весело на детской игровой площадке, здесь можно не только поиграть в классики, покачаться на качелях, покрутиться на турнике, но и сразиться в шахматы, поучаствовать в конкурсе «Песочные фантазии», посмотреть выступление школьного агиттеатра «Голос».

В 2020 году в областном конкурсе на лучшее благоустройство территорий образовательных организаций Радьковская школа заняла второе место!

Принесло свои плоды и грамотно организованное психолого-педагогическое сопровождение работы детского объединения. Системно-деятельностный подход помогает сделать так, что ключевые дела школьного самоуправления, главные события года становятся для всех желанными, понятными, личностно-значимыми.

Урок математики в зелёном классе Урок математики в зелёном классе / Фото: архив Радьковской школы

Школьные выборы

Одно из главных событий школьной жизни — выборы президента детского объединения. Подготовка проходит в течение двух недель. Педагог-психолог наблюдает за тем, чтобы все желающие ребята получили поручения согласно своим интересам и возможностям. Самые активные в президентских выборах – ученики 5–9 классов. Ребята оформляют Выборную улицу крылатыми выражениями, плакатами, рисунками. Юные артисты с энтузиазмом готовятся к открытию площадки частушечников, а также сочиняют и репетируют мини-сценки на ширме с перчаточными куклами на тему «Сказка ложь, да в ней намёк, избирателям урок!» Ребята, которые готовятся к итоговой аттестации по обществознанию, участвуют в избирательном биатлоне «Время выбирать!»

В день выборов на первом этаже школы открыт необычный буфет: избиратели могут получить сладкий приз за правильный ответ на вопрос из области избирательного права. В школе работают два избирательных участка: для учеников начальной школы и для ребят 5–11 классов. Таким образом, в процесс выборов включается максимальное количество участников, которые получают неоценимый опыт самоуправления.

Программы кандидатов всегда интересны, содержат оригинальные идеи и названия — «Мудрый портфель», «Семь нот успеха», «Добро по кругу», «Планета творчества», «Радуга детства» и другие.

Доброжелательная атмосфера в среде костровцев добавляет позитивную энергию в жизнь школы. Ребята участвуют и в шефской работе. Вожатые малышей ходят в творческие походы в детский сад – всегда берут с собой красочные книжки с загадками и игрушки, сделанными своими руками, помогают воспитателям проводить сюжетно-ролевые и подвижные игры. Атмосфера добра и успеха придаёт уверенности в своих силах, у ребят повышается самооценка.

Ситуация успеха

Технология формирования и измерения личностных результатов участников школьного самоуправления — основной предмет деятельности педагога-психолога и классных руководителей. Результаты мониторинга «Шаги личностного роста» рассматриваются на педагогических советах, методическом объединении классных руководителей, что позволяет вносить коррективы в учебно-воспитательный процесс. Педагог-психолог акцентируют внимание на детях, у которых намечается положительная динамика в развитии эмоционально-волевой, познавательной сфере.

Особого внимания требуют дети с ОВЗ. Порой они с трудом находят свою роль в коллективе, предпочитают быть зрителями. Включение их в тренинги межличностного общения, участие в деятельности небольших групп через поручения не только в школе, но и в модельной библиотеке, в Центре помощи семье и детям с. Радьковка, в детском саду даёт хорошие результаты. Главный ориентир в работе — создание ситуации успеха для каждого ребёнка.

Детское самоуправление активно сотрудничают с родителями. Большой отклик у пап и мам находят видеосюжеты, показанные на общешкольных родительских собраниях: «Знакомьтесь, я — лидер!», «Идём дорогою добра!», «Мы — команда!» Каждый школьник может выступить и высказать своё мнение на трибуне мнений в коворкинг-зоне. 

А как важно доброжелательно встречать учеников-«новичков»! Ребята приезжают из разных уголков страны, приходят в школу из Центра помощи семье и детям. В нашей школе их всегда принимают приветливо, с открытой душой. Период адаптации всегда проходит безболезненно. Приятно слышать, когда новые ученики, которые с первой минуты становятся «своими», с теплотой отзываются о Радьковской школе, о традициях и праздниках, о стиле общения с учителями. Атмосфера доверия, согласия не оставляет равнодушными ни детей, ни родителей.

Неудивительно, что выпускники школы, отслужившие в армии, окончившие вузы и ссузы, приходят в школу, чтобы встретиться с учителями, поделиться своими успехами или получить поддержку, если что‑то складывается не так.

В доброжелательной школе всегда рады гостям! Загляните в наш фотоархив на сайте школы! Современная школа построена в 2011 году, сколько гостей встретила она за это время! В книге отзывов читаем:

«Восхищена внешним видом школы, приветливостью учителей и учеников! Оборудование кабинетов — высший класс! Благоустройство школы — выше всех похвал! Чувствуется забота и поддержка местной администрации». (Кремпольская Т.И., директор школы № 479 г.Москвы).

«От имени коллектива педагогов и учащихся кадетской школы № 1780 «Кадетского корпуса памяти героев Сталинградской битвы» благодарю вас за сохранение памяти о Великой Отечественной войне. Желаю дальнейших успехов в воспитании патриотов нашего Отечества» (Воронков В.В., подполковник, старший воспитатель).

«Огромное спасибо за прекрасный приём и подготовку к мероприятию. Желаю вам счастья, добра и согласия» (Аникеев И.А., член экологического клуба «Росток»).

«Ветераны 95 гвардейской стрелковой дивизии восхищены ухоженностью школы, хранением памяти о своих односельчанах — участниках сражений на полях Великой Отечественной войны. Память о войне в надёжных руках. Спасибо» (Рохлина М.М., ветеран Великой Отечественной войны).

В нашей Книге почётных гостей ещё много пустых страничек. Мы приглашаем в гости и вас! Дружный коллектив педагогов и учеников Радьковской школы готов поделиться частичкой тепла, опытом, показать и рассказать об успехах и победах всем, кто захочет посетить наш второй дом, называемый школой.

 

Найля Котлярова,

заместитель директора Радьковской школы

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 1 (13), февраль, 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Добро пожаловать в Радьковскую школу! - Изображение Фото: архив Радьковской школы
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×