Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14:54, 22 декабря 2020
 Мария Васильева, научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея 265

От крестьянок до императриц

От крестьянок до императрицФото: архив Белгородского художественного музея
  • Мария Васильева, научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея
  • Статья

Пять причин посетить выставку «Выход из тени. Женщины в истории русского искусства XVIII—XX веков» из Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург)

Выставка открыта до 21 февраля 2021 года.

1. Совершить путешествие в Санкт-Петербург, не выезжая из Белгорода

Вы хотели в этом году съездить в Питер, но коронавирус перебил все планы? Не страшно, картины Государственного Русского музея из северной столицы привезли в Белгород. На выставке «Выход из тени. Женщины в истории русского искусства XVIII—XX веков» в Белгородском художественном музее вы увидите 67 произведений художников русской школы, посвящённых прекрасной половине человечества или созданных женщинами-художниками. Часть работ регулярно экспонируются в постоянной экспозиции, а часть – так редко покидают хранилище, что даже любители живописи Санкт-Петербурга их видят нечасто.

 

Читайте также
Путешествие в глиняный мир15:19 — 18 сентября 2020

2. Познакомиться с первыми русскими художницами

Знаете ли вы, что в основанную в Петербурге в 1757 году Императорскую Академию художеств женщин не принимали до середины 1840-х годов? Многих детей дворян и аристократов с детства учили рисовать, но профессиональные занятия искусством для них считались постыдным делом.

С 1842 года при Петербургской рисовальной школе для вольноприходящих существовало специальное Женское отделение. Ему покровительствовала великая княгиня Мария Николаевна, дочь императора Николая I, в 1852 году ставшая президентом Императорской Академии художеств. К 1870-м годам женщины-художницы стали активно участвовать в выставках Императорской Академии. Но настоящий выход российских художниц из тени произошёл в начале ХХ века, подарившего миру плеяду ярких, неординарных имён.

 

3. Изучить женскую моду XVIII—XX веков

За 300 лет, которые охватывает выставка, менялась роль женщины, мода, да и сами героини полотен. Как выглядели светские дамы в 18 и 19 веках? А в советскую эпоху? Об этом расскажут «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны» Алексея Антропова, на котором, согласно традициям искусства XVIII века, изображению наряда и украшений уделяется столько же внимания, сколько и лицу; портрет Мамонтовой в шикарном светском наряде начала XX века художника Николая Беккера. Игорь Грабарь создал образ советской светской дамы К.Д. Медовой, изображённой в стильном платье 30-х годов XX века. Есть на выставке и много других женских образов – от крестьянок и работниц до императриц и творческих личностей.

 

4. Увидеть портрет, который не понравился Екатерине II настолько, что она его не выкупила

Писать портрет императрицы – дело ответственное и непредсказуемое, и даже опытному художнику не всегда удавалось угодить царственной особе. Так случилось с Владимиром Боровиковским, который вместо всемогущей царицы и главы российского государства показал Екатерину II во время прогулки величавой, милостивой, но земной женщиной. Несмотря на красоту живописи, образ, преисполненный величия и достоинства, государыня портрет не оценила, оставила его в мастерской художника и высокого звания Боровиковского не удостоила.

 

От крестьянок до императриц - Изображение Фото: архив Белгородского художественного музея

5. Узнать, что общего между русской крестьянкой и античной скульптурой

Конечно, большинство людей считает, что ничего общего между крестьянками и греческими богинями нет. А Алексей Венецианов – один из крупнейших художников начала XIX века — думал иначе. Уйдя в отставку, он жил в своем имении Сафонково в Тверской губернии. Одним из первых он стал изображать на своих картинах повседневную жизнь обычных людей, крестьян. Но он настолько их поэтизировал, что даже обычные крестьянские девушки выглядели на его картинах как прекрасные и грациозные античные богини. Одну из них — «Молочницу» — вы сможете увидеть на выставке.

 

От крестьянок до императриц - Изображение Фото: архив Белгородского художественного музея

Мария Васильева, научный сотрудник

Белгородского государственного художественного музея

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×