Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:28, 24 сентября 2020
 Елена Мельникова 1149

Белгородский «Академический класс»

Белгородский «Академический класс» В Центре образования "Луч" № 15 г. Белгорода Фото: Анна Морозова
  • Елена Мельникова
  • Статья
  • Елена Мельникова
  • Статья

Вслед за Москвой наш регион включился в новый образовательный проект

Шесть белгородских школ вошли в проект «Академический (научно-технологический) класс». Проект очень нужный и актуальный, ведь его главная задача — развитие качества образования, а суть — в связке «ученик – учитель – учёный». Другими словами, это прикосновение школьников к науке, в том числе уроки от учёных. О том, какие плюсы от реализации проекта получит белгородская система образования, мы беседуем с первым заместителем начальника департамента образования области Николаем РУХЛЕНКО.

Есть потенциал!

— Николай Михайлович, какие школы вошли в проект «Академический класс»?

— Это, прежде всего, государственные школы – образовательный комплекс «Алгоритм успеха» из Белгородского района, школа № 3 с углублённым изучением отдельных предметов города Строителя Яковлевского городского округа, Новооскольская школа с углублённым изучением отдельных предметов. И ещё три школы – старооскольские школа № 40 и лицей № 3 имени Светланы Угаровой, и Центр образования № 15 «Луч» города Белгорода. Проект «Академический класс» мы рассматриваем как возможность улучшения образовательного пространства региона, которая позволит нам вырастить выпускника, владеющего основами научных методов познания окружающего мира и мотивированного на инновационную деятельность.

Две из шести школ на образовательной карте области появились недавно. «Алгоритм успеха» и «Луч» открылись в январе 2018 года, но они быстро прошли период становления и сейчас работают стабильно и эффективно.

— По каким критериям отбирали школы для проекта?

— Выбор школ вполне оправдан, это доказано их успешной практикой. Успех в любом деле во многом достигается благодаря наличию потенциала, то есть совокупности всех имеющихся возможностей и средств. Что департамент образования рассматривает в качестве потенциала этих школ? Важно что все шесть школ возглавляют опытные и грамотные руководители, способные принимать правильные управленческие решения и мотивировать подчинённых. Инна Валентиновна Тяпугина, Анна Викторовна Козловцева, Надежда Владимировна Коновалова, Анна Гаврииловна Филимонова, Валентина Ивановна Котарева – Почётные работники общего образования Российской Федерации. Ольга Михайловна Понедельченко награждена орденом «Знак почёта», имеет звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». В школах сформированы эффективные управленческие команды — директор плюс заместители директора.

Эти шесть школ полностью укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами. Педагоги принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «Педагог XXI века», «Учитель здоровья России», «Директор года», «Педагог-психолог России» и других, повышают квалификацию по программам системных и проблемных курсов повышения квалификации, в том числе по применению ИКТ.

 

— И, конечно же, делятся своим опытом с коллегами?

— Безусловно. В Белгородской области выстроена определённая система работы по обобщению актуального педагогического опыта. Лучший опыт собран в областном Банке данных. Это образец профессиональной компетентности и инновационного поиска белгородских педагогов, увлечённых идеей совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью достижения высоких результатов педагогической деятельности. Так, например, в областной Банк включен опыт учителя старооскольской школы № 40 Юрия Владимировича Белых по теме «Развитие математических способностей учащихся уровня основного общего образования на основе деятельностного подхода». А учитель информатики школы № 3 с углублённым изучением отдельных предметов Строителя Никита Александрович Шумаков, молодой учёный, вовлекает учеников во внеурочную деятельность
по робототехнике; имеет авторское свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Программа управления шрифтообразованием на дисплее Брайля».

Документы – важны!

— Какие ещё положительные факты работы этих школ вы бы отметили?

— Высокий уровень локального нормотворчества. В этих учебных заведениях есть хорошо проработанные локальные нормативные акты, которые обеспечивают порядок. Основные образовательные программы и программы развития направлены на активное познание мира, развитие учебно-исследовательской, проектной и информационно-познавательной деятельности.

В старооскольской школе № 40 действует Положение о деятельности научного общества учащихся «Эрудит», в котором школьники совершенствуют свои знания в определённых областях науки, искусства, техники и производства, приобретают навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы.

В Центре образования № 15 «Луч» утверждены Положения
о нелинейном расписании в начальной школе, о школьном научном обществе «Шанс», о школьной научно-практической конференции.

В Новооскольской школе разработали положение, в рамках которого дети в сетевой форме осваивают на базе
Новооскольского колледжа семь профессий — делопроизводитель, газоэлектроварщик, озеленитель и другие.

К этому можно добавить, что все шесть школ имеют достаточное, соответствующее ФГОС материально-техническое оснащение и информационную среду. Учебные кабинеты оборудованы современными техническими средствами обучения, автоматизированными рабочими местами учителя. Имеются библиотеки, спортивные и актовые залы, мастерские, оснащённые всем необходимым оборудованием.

— А что касается научно-методической работы?

— С этим тоже всё в порядке. В 2018–2019 учебном году в рамках муниципальной лаборатории системно-деятельностного подхода, действующей на базе Новооскольской школы, проводилась стажировочная площадка для молодых педагогов Новооскольского городского округа. В течение учебного года администрация и педагоги проводили открытые уроки, мастер-классы, читали доклады для коллег из всех школ округа.

У старооскольского лицея № 3 накоплен опыт реализации современных образовательных технологий и педагогических практик, направленных на развитие метапредметных компетенций обучающихся: технология смыслового чтения, проектная технология, кейс-технология, научный слэм, открытый класс, интегративное погружение, каникулярные профильные смены, деловая игра. Реализуется модель индивидуальных маршрутов повышения квалификации педагогических работников, создана система интернет-поддержки «Методический консалтинг-центр». Методическая служба лицея стала лауреатом Всероссийского смотра общеобразовательных организаций.

— А есть ещё какие‑то изюминки в этих школах?

— Конечно. Например, в «Алгоритме успеха» не просто действует
3D-лаборатория, школа входит во всероссийскую Ассоциацию школ Мобильного Электронного Образования. В Новооскольской школе оборудован кабинет робототехники, в котором имеются два 3D-принтера, комплекты для робототехники. В старооскольском лицее № 3 всё это тоже есть, а ещё там действует учебно-исследовательский центр
имени Светланы Угаровой, оснащённый новейшим оборудованием.

В школе № 40 Старого Оскола оборудовали лабораторию естественнонаучных предметов, пять микролабораторий для химического эксперимента, биологическую микролабораторию, создали
три рекреационные интерактивные зоны: «Азбука здоровья» и «Безопасная дорога» – для начальной школы, «Школа здоровья» – для среднего звена. Центр образования № 15 Белгорода — это площадка реализации гранта по созданию Центров цифрового образования детей IT-куб в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование». С 1 сентября 2020 года на базе школы откроют Центр цифрового образования детей IT-Куб. В начала нынешнего учебного года в Центре образования № 15 и образовательном комплексе «Алгоритм Успеха» открылись профильные медицинские классы, обучение в которых проходит в сотрудничестве с преподавателями Медицинского института НИУ «БелГУ».

С сентября 2020 года на базе «Алгоритма Успеха» начнётся реализация проекта «Инженерный класс» в сотрудничестве с БГТУ им. В.Г. Шухова.

 

В образовательном центре "Алгоритм Успеха" В образовательном центре "Алгоритм Успеха" / Фото: Владимир Юрченко

Социальное партнёрство

— Работа академических классов предполагает, что школы будут активно сотрудничать с различными вузами и предприятиями?

— Да, это один из ключевых принципов функционирования проекта. Все представленные школы взаимодействуют с ведущими региональными и федеральными, в том числе московскими, вузами. Например, «Алгоритм Успеха» является опытно-экспериментальной площадкой Института стратегии развития образования Российской академии образования по апробации программы воспитания. А в старооскольском лицее № 3 уже три года в школьной нанолаборатории ребята ведут исследовательскую работу вместе со специалистами кафедры химии филиала МИСиС. Результаты их исследований будут использоваться в промышленном производстве. А ещё школьники и учителя прошли обучение в профильных школах технического университета «ФИЗТЕХ» и участвовали в его проекте «Наука в регионы». Занятия в Центре образования № 15 Белгорода дополнены профильными практиками на базе ведущих IT-компаний Белгорода и области. Ребята учатся основам программирования, робототехники, веб-дизайна, приобретают опыт самостоятельной проектной деятельности, участвуют в конкурсных и презентационных мероприятиях. Старооскольская школа № 40 сотрудничает с МГУ им. М.В. Ломоносова, БелГУ,
БГТУ им. В.Г. Шухова, старооскольским институтом «МИСиС».

— Сейчас большое внимание уделяют работе с одарёнными детьми. А в этих школах, наверное, собран богатый опыт работы с такими ребятами?

— Конечно. Во всех шести школах создали психолого-педагогические условия для сопровождения одарённых, мотивированных на высокие достижения детей. Среди учеников много победителей конкурсов и олимпиад, ребята участвуют в конференциях и т. д. Например, только в «Алгоритме успеха» в прошлом учебном году 190 учеников стали победителями и призёрами интеллектуальных и творческих конкурсов и конференций, в «Луче» — 357, и это при том, что школы ещё и двух лет не проработали! А в старооскольской школе № 40 таких ребят – более 600!

В школе Строителя создана многоуровневая и многофункциональная образовательная среда для развития одарённых
и мотивированных детей. Они готовятся ко Всероссийской олимпиаде школьников, участвуют в проектах Инжиниринговой школы БелГУ, Белгородского аграрного университета имени Горина. Старшеклассники лицея № 3 Старого Оскола успешно участвуют во всероссийских проектах «Нанотехнологии – прорыв в будущее», «Шаг в будущее», олимпиадах «Покори Воробьевы горы», «Физтех».

— Можно предположить, что вся эта работа видна в высоких баллах ЕГЭ по профильным предметам?

— Да, итоги ЕГЭ – это один из главных показателей работы любой школы. У всех школ, о которых мы говорим сегодня, качество образования превышает 70 %. За три последних года в старооскольском лицее № 3 14 выпускников получили высший балл по ЕГЭ по русскому языку, физике, химии и литературе. В 2019 году 30,4% участников ЕГЭ набрали
по математике профильного уровня более 80 баллов. В школе № 40 пять выпускников получили высший балл по русскому языку, химии. В 2019 году 29,6% участников ЕГЭ набрали по химии и биологии более 80 баллов. В Новооскольской школе в 2018–2019 учебном году 71% выпускников получили суммарный высокий балл (от 81 до 100) по ЕГЭ по профильным предметам. В этой школе выпускники стабильно выбирают экзамены в соответствии с дальнейшим профилем обучения — историю, обществознание, химию, биологию.

В заключение отмечу, что потенциал – это понятие, не данное раз и навсегда. Его развитие зависит от многих факторов, как внешних, так и внутренних. На сегодняшний день у этих шести школ потенциала достаточно, чтобы успешно стартовать в проекте и результативно его завершить. При этом каждая школа будет активно трудиться над совершенствованием своих возможностей.

Беседовала Елена Мельникова

Академические классы Белгородской области

Образовательный комплекс «Алгоритм успеха» (пос. Дубовое, Белгородский район)

 

Белгородский «Академический класс» - Изображение Фото: Владимир Юрченко

Профили обучения — технологический, естественнонаучный, универсальный, медицинский класс (с сентября 2019 года), инженерный класс (с сентября 2020 года)

Охват профильным обучением учеников 10–11 классов – 100 %

Доля выпускников, выбравших на ЕГЭ предметы соответственно профилю обучения – 93 %

Доля выпускников, выбравших в вузе специальность, соответствующую профилю обучения — 0

Профиль в проекте «Академический класс» — химико-биологический, физико-математический

Количество руководящих и педагогических работников – 98

Количество учителей, реализующих программы профильного обучения – 8

Укомплектованность педагогическими кадрами — 100 %

Дополнительное профессиональное образование – 100 %

Педагоги с высшей квалификационной категорией – 43 %

Педагоги с первой квалификационной категорией – 32 %

Почётные работники общего образования – 8

Заслуженные учителя России – 1

Материально-технические возможности — 48 учебных кабинетов, обсерватория, лаборатория 3D-технологий и робототехники, легоконструирования, мини-лаборатории по физике, химии

Социальное партнёрство — НИУ «БелГУ», БГТУ им. В.Г. Шухова; опытно-экспериментальная площадка Института стратегии развития образования Российской академии образования по апробации программы воспитания.

Примечание. ОК «Алгоритм успеха» — это федеральная экспериментальная площадка по внедрению Мобильного электронного образования на территории области; это первая цифровая школа России, которая работает с электронными учебниками на платформе Lecta, региональная инновационная площадка по проблеме цифрового развития.

Школа № 3 с углублённым изучением отдельных предметов (г. Строитель, Яковлевский городской округ)

 

Белгородский «Академический класс» - Изображение Фото: сайт школы № 3 г. Строитель

Профили обучения — физико-математический

Охват профильным обучением учеников 10–11 классов – 100 %

Доля выпускников, выбравших на ЕГЭ предметы соответственно профилю обучения – 100 %

Доля выпускников, выбравших в вузе специальность, соответствующую профилю обучения – 94 %

Профиль в проекте «Академический класс» — физико-математический, IT

Количество руководящих и педагогических работников – 70

Количество учителей, реализующих программы профильного обучения – 17

Укомплектованность педагогическими кадрами — 100 %

Дополнительное профессиональное образование – 0 %

Педагоги с высшей квалификационной категорией – 54 %

Педагоги с первой квалификационной категорией – 38 %

Почётные работники общего образования – 17

Заслуженные учителя России – 1

Материально-технические возможности — 53 учебных кабинета, интерактивная доска, два 3D-принтера

Социальное партнёрство — НИУ «БелГУ», историко-краеведческий музей Яковлевского городского округа, ЦБС Яковлевского городского округа, БГИИК.

Примечание. Школа № 3 г. Строителя – победитель федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». В 2019 году школа получила грант 3 млн руб.

Новооскольская школа с углублённым изучением отдельных предметов

Белгородский «Академический класс» - Изображение Фото: сайт Новооскольской школы с УИОП

Профили обучения — социально-экономический, естественнонаучный, технологический, универсальный

Охват профильным обучением учеников 10–11 классов – 100 %

Доля выпускников, выбравших на ЕГЭ предметы соответственно профилю обучения – 100 %

Доля выпускников, выбравших в вузе специальность, соответствующую профилю обучения – 97 %

Профиль в проекте «Академический класс» — химико-биологический, IT

Количество руководящих и педагогических работников – 44

Количество учителей, реализующих программы профильного обучения – 10

Укомплектованность педагогическими кадрами — 100 %

Дополнительное профессиональное образование – 100 %

Педагоги с высшей квалификационной категорией – 63 %

Педагоги с первой квалификационной категорией – 14 %

Почётные работники общего образования – 21

Отличник народного просвещения – 1

Материально-технические возможности — 31 учебный кабинет, 8 интерактивных досок, кабинет робототехники: комплекты для робототехники «СмартРОБО» Arduino и Lego Mindstorm-education

Социальное партнёрство — БГТУ им. В.Г.Шухова,
НИУ «БелГУ», Белгородский региональный технопарк «Кванториум»

Примечание. Школа является победителем областного конкурса «Школа года».

Образовательный комплекс «Лицей № 3» имени С.П. Угаровой (Старооскольский городской округ)

Белгородский «Академический класс» - Изображение Фото: сайт лицея № 3 имени С.П. Угаровой

Профили обучения — физико-математический, социально-экономический, информационно-технологический, физико-химический

Охват профильным обучением учеников 10–11 классов – 100 %

Доля выпускников, выбравших на ЕГЭ предметы соответственно профилю обучения – 74 %

Доля выпускников, выбравших в вузе специальность, соответствующую профилю обучения – 54 %

Профиль в проекте «Академический класс» — физико-математический

Количество руководящих и педагогических работников – 122

Количество учителей, реализующих программы профильного обучения – 8

Укомплектованность педагогическими кадрами — 100 %

Дополнительное профессиональное образование – 100 %

Педагоги с высшей квалификационной категорией – 80 %

Педагоги с первой квалификационной категорией – 20 %

Почётные работники общего образования – 4

Заслуженный учитель России — 1

Отличник народного просвещения – 3

Материально-технические возможности — 29 учебных кабинетов, лаборатория по изучению нанотехнологий, интерактивный музей «Умникум», лаборатория 3D-технологий и робототехники

Социальное партнёрство — Сетевая школа Национального ядерного университета МИФИ, технический университет «ФИЗТЕХ», кафедра автоматизированных и информационных систем управления СТИ НИТУ «МИСиС»

Примечание. Лицей № 3 Старого Оскола является победителем областного конкурса «Школа года», входит в число 500 лучших школ Российской Федерации

Школа № 40 (г. Старый Оскол)

Белгородский «Академический класс» - Изображение Фото: сайт школы № 40 г. Старый Оскол

Профили обучения — естественнонаучный, химико-биологический, технологический, физико-математический, социально-экономический

Охват профильным обучением учеников 10–11 классов – 100 %

Доля выпускников, выбравших на ЕГЭ предметы соответственно профилю обучения – 81 %

Доля выпускников, выбравших в вузе специальность, соответствующую профилю обучения – 92 %

Профиль в проекте «Академический класс» — химико-биологический

Количество руководящих и педагогических работников – 110

Количество учителей, реализующих программы профильного обучения – 29

Укомплектованность педагогическими кадрами — 100 %

Дополнительное профессиональное образование – 100 %

Педагоги с высшей квалификационной категорией – 57 %

Педагоги с первой квалификационной категорией – 34 %

Почётные работники общего образования – 22

Отличник народного просвещения – 1

Материально-технические возможности — 64 учебных кабинета, лаборатория естественнонаучных предметов, 5 микролабораторий для химического эксперимента, биологическая микролаборатория, 3 рекреационные интерактивные зоны: «Азбука здоровья», «Безопасная дорога», «Школа здоровья»

Социальное партнёрство — МГУ им. М.В.Ломоносова, НИУ «БелГУ», БГТУ им. В.Г. Шухова, СТИ НИТУ «МИСиС»

Примечание. Школа № 40 г. Старого Оскола является победителем областного конкурса «Школа года», лауреат конкурса «100 лучших школ России»

 

Центр образования № 15 «Луч» (г. Белгород)

Белгородский «Академический класс» - Изображение Фото: архив Центра образования № 15 "Луч"

Профили обучения — IT, социально-гуманитарный, химико-биологический (медицинский класс)

Охват профильным обучением учеников 10–11 классов – 100 %

Доля выпускников, выбравших на ЕГЭ предметы соответственно профилю обучения – 100 %

Доля выпускников, выбравших в вузе специальность, соответствующую профилю обучения – 0

Профиль в проекте «Академический класс» — IT

Количество руководящих и педагогических работников – 60

Количество учителей, реализующих программы профильного обучения – 8

Укомплектованность педагогическими кадрами — 100 %

Дополнительное профессиональное образование – 100 %

Педагоги с высшей квалификационной категорией – 41 %

Педагоги с первой квалификационной категорией – 28 %

Почётные работники общего образования – 6

Заслуженный учитель России — 1

Материально-технические возможности — 49 учебных кабинетов, 3D-принтер, кабинет робототехники, цифровая химико-биологическая лаборатория, цифровые микроскопы, гидропонные установки

Социальное партнёрство — ведущие IT-компании Белгорода и Белгородской области (ООО «ФИТ», ООО «Ростелеком», М207, ИВТ, GoodGame, и др.), БГТУ им. В.Г.Шухова, НИУ «БелГУ»

Примечание. Центр образования № 15 «Луч» г. Белгорода входит в число 500 лучших школ Российской Федерации. Школа активно включилась в различные проекты (профильные практики на базе ведущих IT-компаний, использование платформы «Яндекс-класс», профильный медицинский класс, IT-куб и т. д.).


ВНИМАНИЕ. Цифры и факты актуальны на февраль 2020 года. Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 1 (4), 2020 г.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×