Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:36, 06 июля 2020
 Анфиса Бердникова, старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Белгородского государственного художественного музея 213

Светлый взгляд Екатерины Севергиной

Светлый взгляд Екатерины СевергинойОдуванчики. Холст, маслоФото: архив Белгородского художественного музея
  • Анфиса Бердникова, старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Белгородского государственного художественного музея
  • Статья

Творческие путешествия художницы из Шебекино

В Белгородском государственном художественном музее можно увидеть персональную выставку «Взгляд», организованную к юбилею члена Союза художников России Екатерины Севергиной.

В холле первого этажа разместилась камерная экспозиция из 18 произведений, отражающих различные периоды творчества художницы.

Жителям Белгорода Екатерина Геннадиевна знакома как портретист, мастер монументальной росписи и иконописец. Она активно участвует в выставках областного, всероссийского и международного масштабов.

Вместе с мужем и четырьмя детьми художница переехала в Белгородскую область в 2013 году. Сейчас она живет и работает в селе Новая Таволжанка Шебекинского района.

Екатерина СевергинаЕкатерина Севергина / Фото: архив Белгородского художественного музея

Екатерина родилась в 1970 году в Перми. Её мама работала конструктором в Научно-исследовательском институте полимерных материалов, а папа был инженером Машиностроительного завода им. Ф.Э. Дзержинского, однако таланты дочери не остались без внимания. С детства она посещала изостудию и художественную школу. В 1999 году окончила Пермский государственный институт искусства и культуры (отделение «Живопись», мастерская народного художника СССР Евгения Широкова (1999)). С 1994 года активно участвует выставочной деятельности.Темой её дипломной работы был «Портрет современника». В основе концепции — отбор знаковых фигур в области отечественной культуры и искусства. Так героями полотен стали: композитор Тихон Хренников, писатель Леонид Бородин, певица Татьяна Петрова. Свои работы она неизменно начинает с натурных этюдов, например, для создания портрета композитора Тихона Хренникова художница приложила немало усилий. Получив при помощи знакомых его номер телефона, она согласовала сотрудничество с музыкантом, и отправилась в Москву. Этюдный материал Екатерина доработала в своей пермской мастерской, создав целостный портретный образ.

Для экспонирования в БГХМ художница предоставила несколько работ студенческого периода, среди которых «Портрет публициста Роберта Белова», написанный с натуры. Роберт Петрович был другом Евгения Широкова (наставника Екатерины) и частым гостем мастерской, где нередко позировал студентам.

К периоду ученичества относятся и легкие акварельные этюды «Портрет сына» и «Автопортрет», а так же постановочная работа маслом «Невеста».

Летом 2000 г. Екатерина работала в молодёжном «потоке» в Доме творчества «Академическая дача» под Вышним Волочком. Суть такой академической практики – за короткое время раскрыть свой творческий потенциал и найти путь к индивидуальным художественным приёмам. В результате, камерный портрет утвердился как основной жанр в её творчестве. В этот период написаны этюды и портрет Жени Добрынина друга будущего мужа Екатерины Дениса. Для выставки «Взгляд» был предоставлен первый этюд с натуры, а сам портрет хранится в галерее NEBO (г. Киев).

Портрет «Баба Аня» – одна из самых ранних картин на тему семьи в экспозиции. Её героиня прожила 100 лет, 80 из которых, трудилась в деревне в Ульяновской области. Насыщенными тёплыми оттенками автор формирует основу образа, детально и метко,в лучших академических традициях, прописывая индивидуальные черты и тонкие нюансы.

 

С 2001 по 2004 гг. Екатерина Геннадьевна проходила стажировку в творческих мастерских Российской академии художеств в Красноярске под руководством народного художника СССР, действительного члена РАХ, профессора Анатолия Левитина. По итогам стажировки в 2005 г. награждена дипломом Российской Академии художеств.

В это время написаны притягательные женские портреты «Вика» и «Аюна». С девушками художницу связывали приятельские отношения коллег по «цеху».

Вика – якутская студентка — поразила автора своей уникальной внешностью: ярко зелёные глаза и рыжие волосы в органичном сочетании с национальными чертами лица. Аюна – дочь известной бурятской художницы Любови Нохоевой. С ней Екатерина так же познакомилась в творческих мастерских РАХ в Красноярске. Портрет самой Любы Нохоевой находится в Улан-Удэ в Бурятии.

Отдельным блоком выделена тема творческих путешествий Екатерины Геннадиевны. Композиция «Берег Байкала» создана под впечатлением от пленэра на Бурятской стороне легендарного озера в котором она участвовала в рамках стажировки в РАХ.

Вовремя двухнедельного пешего путешествия художницы по Туве, предпринятого в 2004 году, родились идеи работ «В юрте» и «Балбобек» (название носит символический характер: в тюркских языках «бал» значит мёд, сладость, а «бобек» малыш).

 

 

С 2011 года Екатерина занимается иконописью. В 2012–2013 годах участвовала в росписи надвратной церкви Борисо — Глебского мужского монастыря (г. Дмитров Московской обл.) в бригаде иконописцев санкт-петербургской мастерской «Иконография».

В 20142015 годах работала над росписью в той же команде в храме Рождества Христова Старого Оскола. С 2015 г. работает над росписью в храме иконы «Всех скорбящих радость» в Шебекино. Пишет иконы и на заказ.

Семья занимает центральное место в жизни и творчестве Екатерины Геннадиевны. Сюжетная картина «Родительский день» была начата в Красноярске, а завершена буквально перед началом создания нашей экспозиции. Работая над полотном, художница серьёзно погрузилась в историю своей семьи, обнаружив, что в далёком 1943 году 710 стрелковый полк 219 Краснознаменной Идрицкой дивизии, в котором служил её дедушка, проходил по тем местам, где сейчас стоит ее дом в Новой Таволжанке.

Главным источником вдохновения, по словам Екатерины, стали для неё её дети. Особого внимания заслуживают нежные и солнечные портреты дочерей («Портрет дочери» и «Косички»). Работы написаны в лёгких серебристых оттенках, ключевую роль в формировании атмосферы этих работ играет свет.

 

 

Косички. Холст, маслоКосички. Холст, масло / Фото: архив Белгородского художественного музея

Глубокий замысел таят цветочные композиции «Пионы для батюшки» натюрморт о бренности бытия и вечности красоты. Яблоки в нём напоминают о грехопадении. Фарфор — символ чистоты. Камень в христианской символике это надёжное основание, нерушимость. Картина «Одуванчики» символ солнца и лета, дополняет экспозицию воздушными золотистыми оттенками.

Пионы для батюшки. Холст, маслоПионы для батюшки. Холст, масло / Фото: архив Белгородского художественного музея

Творчество Екатерины Геннадиевны неизменно привлекает интерес профессионалов и зрителей. Её тщательно продуманные колориты и композиции, живые трогательные образы, наполненные изяществом и светом, надолго остаются в памяти.

Выставка «Взгляд» завершится 7 июля.

Анфиса Бердникова,

старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела

Белгородского государственного художественного музея

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×