Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13:25, 09 июня 2020
 818

Дистанционное обучение: технология, которая не заменит привычное обучение?

Дистанционное обучение: технология, которая не заменит привычное обучение? Фото: Julia M Cameron / Pexels
  • Статья
  • Статья

Что думают об учёбе из дома школьники и педагоги учреждения допобразования «Белогорье»

Начало весны 2020 года для многих стало абсолютно необычным, ведь пришлось привыкать к новой форме обучения – дистанционной. И, если раньше учителя и родители говорили о том, что долгое сидение за компьютером портит глаза и вредит здоровью, то теперь абсолютно все стали проводить за ними часами: ведь нужно было не только прослушать теоретическую часть урока, но и выполнить практическое задание и отправить на оценку педагогу.

Мне удалось провести опрос, среди учеников детских объединений учреждения дополнительного образования «Белогорье». Все они школьники, и поэтому в полной мере ощутили на себе дистанционное обучение. Также на мои вопросы согласились ответить и педагоги.

Как вы относитесь к дистанционному обучению?

Татьяна Горячая, девятиклассница, ученица детского объединения «Общая биология», «Белогорье»: «К дистанционному обучению отношусь не очень. С одной стороны есть плюсы в том, что можно конкретно сосредоточиться на том предмете, в который стоит углубиться, и не заострять внимание на менее важных предметах, а с другой стороны, все новые темы изучаем фактически сами, это менее понятно, чем в школе».

Ульяна Питинова, девятиклассница, ученица детского объединения «Общая биология», «Белогорье»: «Я к дистанционному обучению отношусь положительно, потому что можно распределить время на выполнение уроков так, как тебе удобно».

Артём Вдовенко, 4 «В» класс, начальная школа-детский сад № 44: «Нормально, но в школе лучше. Дома нужно больше времени на самостоятельную подготовку».

Екатерина Волоченко, 4 «В» класс, начальная школа-детский сад № 44: «К дистанционному обучению отношусь отрицательно. Уроки по видеосвязи никогда не заменят традиционного обучения».

Артём Карловский, 4 «В» класс, начальная школа-детский сад № 44: «В Яндекс.Учебнике интересные задания, но очное обучение лучше».

Валентина Калашник, учительница начальных классов, (руководитель д/о – «Решение нестандартных задач», «Белогорье»), начальная школа-детский сад № 44: «К дистанционному обучению отношусь удовлетворительно. Здесь нужно подбирать такие задания, с которыми ребёнок справиться без помощи родителей, чтобы ему было легко и интересно, но труднее с дифференцированным подходом подобрать задания».

Ирина Дубцова, учительница начальных классов, педагог дополнительного образования объединения «Я – исследователь», «Белогорье»: «Честно признаюсь, я не сторонник онлайн-обучения в принципе. Моя позиция не очень популярна. Возьмём предметы, где важно личное взаимодействие, где мы отрабатываем гибкие навыки. Говорят, их можно продублировать онлайн, но, мне кажется, это иллюзия. Процесс социализации проходит через непосредственное общение, и образование во многом завязано на общении. Да, можно обмениваться сообщениями, но интенсивность этого общения и его восприятие совершенно другое. Поэтому онлайн хорошо работает там, где нужна передача информации. В сложных аспектах образования онлайн значительно проигрывает».

Жанна Джамалова, педагог дополнительного образования «Белогорья»: «Дистанционное обучение вырабатывает усидчивость, самодисциплину. То есть ученик должен понимать, как организовать свой личный процесс обучения для достижения результата».

Людмила Чеботарева, педагог-психолог гимназии № 5, педагог дополнительного образования детского объединения «Креативщик» «Белогорья»: «Это вынужденная мера в период пандемии, которая поможет сохранить людям жизнь, поэтому отношусь к ней положительно. При подготовке занятий подбираю задания, для выполнения которых не требуется нахождение рядом педагога, чётко формулирую инструкцию и алгоритм анализа выполненного задания. Также включаю сейчас больше заданий, связанных с переживанием положительных эмоций».

Может ли такая форма обучения заменить привычный всем очный режим работы?

Артём Вдовенко: «Нет, только временно в случае крайней необходимости. Когда объясняет учитель на уроке, весь материал понятнее».

Джумаев Далгат, девятиклассник, ученик детского объединения «Общая биология», «Белогорье»: «Отношение к дистанционному обучению положительное. У учителей интересный подход объяснения тем в виде тестов, видео уроков и т. д. Конечно, эта форма обучения не может заменить нам всем привычную форму обучения. Ведь важно не только как объясняет учитель, важен ещё и зрительный контакт. Мой день практически не изменился. Только теперь я решаю, когда и какой урок делать».

Влада Матузная, 4 «В» класс, начальная школа-детский сад № 44: «Дистанционная форма не может заменить очный режим работы».

Валентина Калашник: «Не может, так как нет уверенности, что все задания выполняются без помощи родителей».

Ирина Дубцова: «Я считаю, что никогда дистанционное обучение не сможет заменить живое общение, «живой» урок. Есть и технические риски: что‑то перестанет работать, интернет отключат. Мы столкнулись с тем, что сервисы не рассчитаны на огромное количество людей. Ещё один минус – контроль. Большой класс контролировать, как в школе, не получится. Дома заниматься сложно, есть много отвлекающих факторов, поэтому от детей нужен высокий уровень сознательности. На дистанционном обучении ученикам придётся больше работать самостоятельно, самим искать информацию. Учителям сложнее становится контролировать вовлеченность детей в процесс. Это перекладывается на родителей. Они должны следить, чтобы дети выполняли всё, что говорит учитель».

Нозима Хван, пятиклассник, ученик детского объединения «Юный исследователь», «Белогорье»: «Мне не очень нравится дистанционное обучение, конечно, лучше ходить в школу, когда есть возможность общаться с одноклассниками и учителем. Также лучше, когда новые темы объясняет учитель на уроке, так удобнее и интересней. Я думаю, что такая форма обучения не может заменить привычную работу».

Наталья Мишенина, руководитель детского объединения «Талантикум», «Белогорье», учитель прогимназии № 51: «Я считаю, что дистанционное обучение не компенсирует в полной мере весь образовательный процесс, а, следовательно, не может рассматриваться как полноценная замена очной формы обучения».

Как теперь выглядит ваш рабочий день? Изменился ли режим дня?

Артём Вдовенко: «Изменился. Утром – уроки по Скайпу. Бывают перебои: или плохо слышно, или кто‑то может удалить из чата. После обеда – занятия на интернет-платформах (Яндекс.Учебник), поиск информации в Интернете, выполнение домашнего задания. Вечером – проверка, фото и помощь родителей в отправке готовых уроков. Плохо, что нельзя погулять с друзьями во дворе».

Влада Матузная, 4 «В» класс, начальная школа-детский сад № 44: «Режим дня изменился. Больше нагрузка для самостоятельного изучения».

Нозима Хван: «Мой режим дня очень изменился. Я с утра сажусь за уроки, и минимум 4–5 часов провожу за компьютером. Работы, когда много, когда мало, намного проще и веселее прийти в школу отучиться и пойти домой и голова так сильно не болит от гаджетов».

Екатерина Волоченко, 4 «В» класс, начальная школа-детский сад № 44: «Рабочий режим изменился, родители со мной долго сидят и помогают делать мне уроки, а еще с компьютером много технических проблем. А ещё целыми днями приходится находиться перед компьютером, и нет общения со сверстниками».

Валентина Калашник: «Большее время провожу за компьютером, когда дети решают задания онлайн. Режим дня изменился, так как многие дети выполняют школьные домашние задания после 17. Поэтому наше занятие по программе дополнительного образования начинается раньше, учитывается загруженность детей».

Ирина Дубцова: «Я, уверена, что режим дня изменился у каждого учителя. Увеличилось рабочее время. Несмотря на то, что работаешь дома, ты постоянно привязан к компьютеру и телефону. Рабочий день начинается в 7:00, а заканчивается далеко за полночь. С начала мы, учителя, сидим и круглые сутки проверяем работы детей, пишем отчёты, заполняем таблицы и журналы, составляем карты уроков и занятий. Времени на себя и свою семью не остаётся вовсе. Очень тяжело. Глаза устают, и понимаешь, что не хватает глаз детей, в которых сразу можно прочитать усвоили они материал или нет. Не хватает их голоса и ответов, а иногда и просто детской поддержки. Учитель живёт своими детьми, которых рядом, к сожалению, нет».

Жанна Джамалова: «Проще и намного интересней очный процесс обучения, очень не хватает личного контакта с учениками. Режим дня естественно изменился и не в самую лучшую сторону, большую половину дня работаешь за компьютером».

Валентина  Калашник со своими учениками Валентина Калашник со своими учениками / Фото: предоставлено учреждением дополнительного образования «Белогорье»

Какие формы работы в очном и дистанционном режиме являются наиболее продуктивными с вашей точки зрения?

Валентина Калашник: «Наиболее продуктивные формы: ребусы, кроссворды, логические задания, работа на платформах: Яндекс.Учебник, Учи.ру».

Ирина Дубцова: «Самыми продуктивными в дистанционном обучении являются видеоконференции и видеоуроки. При очной форме – работа в группе, когда коллективно дети в поисково-исследовательской деятельности достигают поставленной задачи, при этом помогая друг другу».

Светлана Котаева, педагог дополнительного образования детского объединения «Юный исследователь» «Белогорья»: «Одной из ключевых форм работы считаю индивидуальную и работу в группе. Причём живую, с сиюминутным обсуждением возникающих идей и вопросов. Считаю очень ценной практическую часть своего предмета – эксперимент, исследование. И никакие виртуальные лаборатории не заменят радости собственного наблюдения. В дистанционной работе существенным плюсом является возможность дистанционного оценивания».

Людмила Чеботарева: «При дистанционном режиме важны формы работы, содержащие алгоритм выполнения задания, позволяющие самостоятельно проанализировать его выполнение. При очной форме обучения мы делаем это в ходе беседы или игровых упражнений».


В результате опроса мне удалось выяснить, что отношение к дистанционному обучению, как у педагогов, так и учащихся очень разное. Кто‑то видит плюсы, а кто‑то минусы в такой форме обучения. С введением дистанционной формы обучения у всех сильно изменился режим работы. Как учащимся, так и педагогам не хватает реального общения во время проведения занятий в привычном учебном процессе. И все надеются, что уже 1 сентября снова увидят друг друга!

Анна Бандусяк,
ученица детского объединения «Медиа час»
учреждения дополнительного образования «Белогороье»,
юнкор «Большой переменки»

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×