Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:00, 01 июня 2020
 105

«Не кричит», «жалеет», «любит», «ругает», «добрая» и «справедливая»…

«Не кричит», «жалеет», «любит», «ругает», «добрая» и «справедливая»…
  • Статья

Как ракитянские школьники оценили своих учителей

Соня Тарасова учится в 11-м классе ракитянской школы 2 имени А. Цыбулёва. Её мечта – стать учителем истории и обществознания. Это, кстати, её любимые предметы в школе. И для сдачи ЕГЭ она выбрала историю и «общество».

Портрет учителя

Соня активно участвует в школьных днях самоуправления. Сначала в была в роли учителя. А в 2019-м году — уже «директором». Проводила линейку для 12-го, «учительского» класса. Так что роль педагога Соня уже на себя примерила – и она ей очень понравилась.

Среди других сониных достижений – победа на районном и второе место на областном конкурсе «Ученик года». И первое место на всероссийском этапе конкурса «Меня оценят в XXI веке». Там ракитянская одиннадцатиклассница представляла исследование «Портрет учителя глазами современных учеников и родителей в условиях реализации национального проекта «Образование» и региональной стратегии развития образования «Доброжелательная школа». Очень ей захотелось понять, как представляют себе современного учителя сегодняшние школьники и их родители. Совпадают ли их представления с образом учителя «Доброжелательной школы»? Более того – Соня решила вывести образ идеального учителя!

Для исследования София опросила 100 жителей посёлка Ракитное – учителей, учеников и родителей.

Вопросов в анкете было много. Должен ли педагог обладать глубокими профессиональными знаниями? Повышать свою квалификацию? Быть строгим по отношению к учащимся? Объяснять объективность оценки? Совершенствоваться как личность? Быть внимательным к ученикам? Быть интересным ученикам как личность? Обладать адекватным чувством юмора? Учитывать интересы детей при организации внеклассных мероприятий? Быть хорошим организатором? Пропагандировать здоровый образ жизни? Быть пунктуальным? Быть аккуратным? Быть ответственным? Быть терпимым? Быть коммуникабельным человеком? Стать другом учащимся? Чувствовать себя уверенно в обществе учеников? Сотрудничать с родителями? И т. д.

Что же выяснила школьница?

Для детей среднего школьного возраста важно, чтобы их любили, хорошо к ним относились, жалели, были к ним внимательны, не кричали, хорошо объясняли и интересно рассказывали. Большинство опрошенных школьников ценят добро, участие, внимание, заботу учителя.

Интересно, что среди положительных качеств учителя 66 % респондентов отметили строгость и требовательность, а 37 % — чувство юмора. Среди других положительных оценок учителей были и такие: спокойная; не кричит; жалеет; любит; не ставит плохие оценки; объясняет понятно и не быстро; весёлая; добрая; справедливая; хочет добиться знаний и умений; настойчивая; сперва вроде весёлая, а потом становится всё строже; шутит; ругает, когда мы заслуживаем; водит на экскурсии; старается, чтобы мы были умными…

«Ответы ребят говорят о том, как важно для учителя средних классов установить хороший контакт с детьми, показать на примере, для чего нужна дисциплина, уметь чётко и подробно, не спеша, а иногда и повторяя, изложить материал. И не раздражаться, когда его не понимают. Надо заинтересовать детей изучаемым предметом, увлечь ярким примером, а также позволить детям отдохнуть, если они устали, дать им разрядку. Учитель должен контролировать свои эмоциональные реакции. Например, 90% опрошенных учеников не любят крик и злость, раздражительность, — отмечает автор исследования. — Невольно своим негативным поведением учителя формируют у детей комплексы и явное отвращение к учёбе. К сожалению, часто учителя этого за собой не замечают или трактуют своё поведение совсем иначе, чем дети».

Учитель, агрессивно настроенный против детей или часто не владеющий собой, не должен работать в школе, считает София. Ведь в таком случае дети не могут отделить процесс обучения от личных отношений с учителем и, как правило, не владеют адекватными приёмами психологической защиты от такого отношения.

45 % опрошенных детей рассказали, что они любят или не любят какой‑то школьный предмет именно из‑за отношения к педагогу, который этот предмет преподаёт.

«Ещё одним отрицательным качеством личности учителя по результатам нашего исследования стала несправедливость и необъективность в оценках, так считают 78% опрошенных. Можно предположить, что дело не в самих оценках, а в том, что дети не всегда понимают, за что именно они снижаются. Следовательно, преподаватель не всегда комментирует, за что поставил оценку, и это не нравится ученикам», — поясняет София.

Пример для подражания? Да! Работать в школе? Нет!

Более половины опрошенных старшеклассников ценят личностные качества педагогов — пунктуальность, аккуратность, ответственность, независимость в суждениях.

«Результаты анкетирования говорят о том, что ученики часто выбирают любимых учителей в качестве примера для подражания, если они соответствуют их идеалу человека и специалиста», — отмечает София.

90 % 10- и 11-классников считают учителя авторитетом. Но вот на вопрос, хотели бы они работать учителем, лишь 9 % опрошенных ответили, что согласились бы связать свою жизнь со школой. Всего два человека из 22! 17 человек (77 %) не желают работать учителем, три человека (13,6 %) пока не определились с точным ответом. Печально…

С этими цифрами Соня отправилась в районное управление образования, чтобы выяснить, сколько молодых специалистов приходят в ракитянские школы после вуза. Здесь статистика тоже была невесёлой: в 2017-м и 2019- годах – по пять человек; в 2018-м – шесть. А десятилетие назад – в 2007–2009-м годах – более 10 человек ежегодно! Учитель – профессия очень нужная, но, получается, не очень востребованная?

Соня выяснила, что сейчас в школах района работают 450 педагогов, в том числе 273 учителя. Среди них два Заслуженных учителя РФ, 82 Почётных работника общего образования и Отличника народного просвещения. 74 % имеют высшее образование; 77,3 % — квалификационные категории. Средний возраст педагогов — 47 лет.

«Мы видим, что в районе много высококвалифицированных специалистов, но профессия учителя всё ещё непопулярна на рынке труда», — делает вывод школьница.

Когда возраст – не главное

 А что думают родители? Соня выяснила, что они предпочитают, чтобы их детей учили более опытные и зрелые педагоги, нежели молодые специалисты.

Родители учеников 9–11-х классов как самые значимые качества учителя отметили знание преподаваемого предмета; стремление повышать свою квалификацию; умение научить детей проектной и исследовательской деятельности; знание компьютерных технологий.

И всё же по ответам родителей видно, что личностные качества учителя для них важнее, чем возраст.

«Многие родители уверены, что если у вчерашнего выпускника присутствуют отзывчивость, справедливость и любовь к детям, то никакой опытный педагог, не обладающий этими качествами, не сможет заменить его», — делает вывод исследовательница.

Каждый пятый родитель отметил, что учитель должен интересоваться жизнью своих подопечных и вне школы, но при этом сохранять чувство такта. А ещё именно папы и мамы больше, чем дети, обращают внимание на внешний вид педагога.

В ракитянской школе 2 учителя носят форму. Поэтому Соня включила в свою анкету вопросы: «Желают ли учителя носить школьную форму?», «Как к форме учителей относятся родители и ученики?»

Оказалось, что большинству форма по нраву — 22 из 30 опрошенных (66 %) против неё не возражают, 3 (10 %) затруднились ответить, и только пять педагогов (24 %) не хотели бы носить форму.

Что касается родителей, 20 % считают, что форма у педагога должна быть, 70 % — что она необязательна, 10 % категорически против формы для педагогов.

«Большинство родителей уверены, что учитель должен объяснять, почему выставляет ребёнку ту или иную оценку. Также практически все родители убеждены, что учитель должен совершенствоваться как личность. Все родители без исключения думают, что педагог должен пропагандировать здоровый образ жизни», — рассказывает Соня о других результатах своего исследования.

Проанализировав все мнения, София Тарасова вместе со своим научным руководителем – учителем истории и обществознания Алиной Николаевной Дьячковой — сформулировала идеальный образ педагога с точки зрения родителей.

Это квалифицированный специалист, в возрасте около 45 лет, творческая личность, обладающая глубокими знаниями своего предмета. Это человек аккуратный, пунктуальный, активный, дисциплинированный, коммуникабельный, пропагандирующий здоровый образ жизни, стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию. Педагог должен сотрудничать с родителями, из чего можно сделать вывод, что, в свою очередь, они тоже готовы идти ему на встречу.

Заглянем в описание региональной стратегии «Доброжелательная школа». Там отмечено: учитель должен быть позитивный, ответственный, креативный, стремящийся к постоянному саморазвитию, умеющий дружить с детьми, знающий душу ребёнка, находящий радость общения с детьми, любящий детей… Получается, что и дети, и родители ждут от учителя именно этого!

 

Работа Софии Тарасовой для конкурса "Ученик года"Работа Софии Тарасовой для конкурса "Ученик года" / Фото: Павел Колядин
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×