Мир чудес
Социальный проект под таким названием запустили педагоги Дома детского творчества Валуйского района
Комплекс игр, встреч и акций, должен помочь социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в учреждении дополнительного образования.
В Доме детского творчества Валуйского района созданы максимальные условия в соответствии с программой «Доступная среда». В настоящее время в учреждении в оборудованной сенсорной комнате реализуется адаптированная программа для детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Мир здоровья».
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды испытывают затруднения в общении в социуме, в жизни, в быту, не могут вести себя как нормотипичные сверстники. Для педагогов дополнительного образования при работе с детьми с ОВЗ отводится сложная и существенная роль – стать проводником в яркий мир детства, мощным ресурсом развития личности ребенка. Следовательно, требуется вовлечение таких детей в социально-педагогическую деятельность.
Это и привело педагогический коллектив учреждения в начале учебного года к созданию и реализации проекта «Развитие системы поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов средствами дополнительного образованияна базе Дома детского творчества Валуйского района». Основная цель проекта – организация деятельности творческого объединения социально-педагогической направленности «Мир чудес» к сентябрю 2020 года.
Данный проект является социальным. Помимо достижения основной цели проекта, опыт, накопленный в ходе его реализации, позитивно повлияет на адаптацию детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательных организациях городского округа, а также при общении с окружающими в повседневной жизни.
Педагогический коллектив Дома творчества разработал и реализовал цикл мероприятий, которые направлены на социальное становление личности. Особенно интересны были детям познавательные игры по профориентации.
Из деловой игры «Шаг в будущее» дети узнали о профессиях, которые будут востребованы на момент окончания школьного пути. Чтобы узнать, чем отличается профессия от должности, дети сыграли в игры «Профессия и должность», «Кто перед тобой», «Храбрый портняжка» и «Юные конструкторы», где примеряли на себя ту или иную профессию. Деловая игра «Я и мир профессий» предоставила детям встретиться и пообщаться с представителями различных профессий. После представления гостей дети выполняли с ними задания, характерные для конкретной профессии: рисовали рисунки с художником, исполняли песни с музыкантом, сочиняли с учителем рассказ, делали причёску кукле с парикмахером, придумывали модели костюмов с портным, создавали дом из конструктора «LEGO» со строителем.
Главным содержанием мероприятий школы вежливости «Азбука общения» являлись секреты общения, умения правильно вести себя в различных ситуациях, избегая конфликтов. Разгадав ребусы, дети узнавали секреты общения:
• называй собеседника по имени, и он будет обращаться к тебе так же,
• будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя,
• будь вежлив, и у тебя будет много настоящих друзей,
• старайтесь говорить правильно и четко, сначала думайте, а потом говорите,
• если хотите нравиться людям – улыбайтесь им.
Семейная гостиная «Мир моих увлечений» объединила творческие способности, умения, возможности детей и родителей, которые были продемонстрированы в процессе работы творческих мастерских «Я всё сумею, все смогу», «Бумажные чудеса», «В мире дизайна», «Танцуем вместе», «Искусство быть разным».
Особо значимыми в формировании социальной активности детей являлись акции, проведенные под девизом: «Я и социально значимое дело».
Акция «Территория здорового образа жизни» способствовала формированию знаний о здоровом образе жизни, овладению его элементарными нормами и правилами. Участвуя в акции, у детей возникло желание заниматься различными видами спорта, закрепились знания о том, как сохранять своё здоровье. Всеми участниками изготовлены зеленые ленточки с надписью «Здоровью – зелёный свет!», которые были вручены присутствующим гостям.
Акция «Символы малой родины» была направлена на формирование патриотизма и гражданственности. Каждый этап акции расшифровывал смысл слов в названии «Символы» «Малой» «Родины». На первом этапе дети познакомились со словом «символ» и расшифровали его смысл. Узнали, какие символы существуют у стран, какие символы у нашей страны – России, рассмотрели флаг и герб России, послушали гимн. На втором этапе ребята поговорили о слове «малая». Выяснили, что большая страна состоит из маленьких частей, каждая часть тоже имеет свои символы. Познакомились с флагом, гербом и гимном Белгородской области. На третьем этапе обсудили слово «родина». Дети называли слова и понятия, которые связаны у них с этим словом. Выяснили, что самое первое значение слово «родина» – это место, где человек родился. У нас такое место – Валуйский городской округ. У него тоже есть своя символика. В завершении акции ребята под руководством педагогов изготовили и выпустили электронные буклеты с изображением символов своей малой родины – Белгородской области и Валуйского городского округа, которые каждый из них унёс в свою семью.
По завершению проекта всеми участниками будет приобретен социальный опыт, направленный на приобщение «особых учащихся» во включение в общество, на подготовку к активному участию в социальной жизни. Реализация проекта будет способствовать детям с ОВЗ и детям-инвалидам стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с окружающими.
Марина Леонова, директор,
Евгения Резникова, заместитель директора
Дома детского творчества Валуйского района