С силой немыслимой, нечеловеческой
-
Ольга Титовская, научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея
-
Статья
-
Ольга Титовская, научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея
-
Статья
В Белгородском художественном музее можно увидеть рисунки былинных богатырей известного русского художника Евгения Кибрика
2020 год по указу Президента РФ Владимира Путина в России – Год памяти и славы. Искренняя любовь к Родине, стойкость, отвага защитников Отчества всегда определяла исход горестных для нашей страны событий. Герои Великой Отечественной войны, участники боев в горячих точках, солдаты войны 1812 года, ратники поля Куликова… Сколько побед на счету освободителей земли нашей! О них пишут песни, рифмуют стихи, снимают кинофильмы. Далекие героические события нашей истории отобразилось и в устном народном творчестве. Народ сложил лучшие былины о своих бесстрашных героях-богатырях. Может, вовсе не Человек-паук должен стать героем для наших детишек?
В раннем возрасте наши дети знакомятся со сказками и их действующими лицами, поэтому маленькие девочки и мальчики знают о похождениях Кота в сапогах, приключениях Буратино, Сером волке и Иване-царевиче. Став взрослее, научившись читать, они с удовольствием узнают и о былинных героях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче. Интерес к книге, в которой «живут» эти богатыри, вызывает не только её содержание, но и иллюстрации – те самые картинки, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь. Их маленький читатель воспринимает в единстве с текстом, они помогают понять содержание в целом и его оттенки, героев, их поступки. Они вызывают у детей чувства и эмоции, способствуют эстетическому развитию.
В собрании Белгородского государственного художественного музея есть 12 иллюстраций к «Героическим былинам» народного художника СССР Евгения Кибрика.
Родился Евгений Адольфович 21 февраля 1906 года в Вознесенске (Украина). После окончания учёбы в мужской гимназии поступил в Одесский художественный институт, поскольку ещё в детстве увлёкся рисованием, а затем в Академию художеств в Ленинграде.
В то время он искал для себя ответ на вопрос: «Каким должно быть новое искусство, связанное с передовым мировоззрением?» (Е.А. Кибрик «Работа и мысли художника». — М., 1984). Не найдя ответы на волнующие его вопросы во время учёбы, в 1927 году он ушёл из Академии и начал сотрудничать с ленинградской газетой «Смена», с молодёжными журналами, рисовал обложки книг для разных издательств. С его иллюстрациями выходят «Невская повесть» Дмитрия Лаврухина, «Сказки» Александра Пушкина, рассказы Бориса Лавренёва, повесть «Кола Брюньон» Ромена Роллана, и др. В 1944 – 1945 годах Кибрик создаёт серию рисунков к повести Николая Гоголя «Тарас Бульба». Его любимая техника – литография.
Большое значение в творчестве этого художника играют иллюстрации к сборнику «Героические былины», которые он выполнил в 1948 – 1950 годах. В образах русских богатырей Кибрик выразил великую силу духа народа, могущество и славу земли русской.
В годы работы над «Героическими былинами» мастерская Евгения Адольфовича, как он сам писал в книге «Работа и мысли художника»:
«… Была полна старинного оружия и старинных костюмов, набросков моделей нового для меня типа. Я выбирал самых могучих людей, каких только можно встретить. Борцов-тяжеловесов, цирковых атлетов и просто обладателей поражающей своими размерами фигуры. Упорно искал я «богатырскую» пластику, какую‑то чрезвычайную, ибо богатыри в былинах обладают силой немыслимой, сверхчеловеческой.
Под стать богатырям должны быть и кони. Взялся изучать я лошадей. Мне нужны были тяжёлые кони, способные нести на себе многопудовых всадников. Стал я рисовать лошадей в конюшнях Тимирязевской академии, располагающих конями многих пород…».
В коллекции Белгородского государственного художественного музея есть три работы Евгения Адольфовича, посвящённые одному из богатырей – Илье Муромцу, воплотившему в себе народный идеал героя-воина, героя-защитника.
Иллюстрация «Конец боя Ильи Муромца с Сокольником» отображает момент расправы богатыря, облачённого в кольчугу и шлем, над витязем Сокольником, который хотел зарезать Муромца спящим, но поплатился за такое коварство. Илья Муромец на земле, но он не повержен – соприкосновение с землёй наоборот увеличило его силы богатырские. И одного кулака его достаточно, чтобы уничтожить врага.
Вторая работа называется «Илья Муромец исправляет надпись на камне». Перед нами богатырь, облачённый в кольчугу, накидку, шлем. В его руках — стальной щит и копьё, выкованное в Киеве после победы над Калина-царем. Кибрик изобразил богатыря в момент исправления трёх надписей-предупреждений на Латырь-камне, что стоит у трёх дорог. Дороги эти очищены, и никакие испытания не грозят путнику: ни коварная красная девица, ни испытание богатством, ни разбойники – всех победил Муромец!
Третья иллюстрация из коллекции музея называется «Илья Муромец идёт к Идолищу поганому». Обменявшись вещами с каликой перехожим, облачившись в его одежды, Муромец отправился к Идолищу. Художник изобразил богатыря одетым в долгополую русскую рубашку, подпоясанную кушаком, лыковые лапти, с сумой через плечо, с клюкой в девяносто пудов, которою и сразил поганого.
Через ряд предметов, одежду, места действия художник Кибрик показал его богатырём, олицетворяющим русский характер и силу, а также раскрыл героическое содержание сюжета былин. Его герой словно возвышается над пейзажем.
«…В большинстве иллюстраций я рисовал богатырей, представляя свои глаза на уровне горизонта. Возникла проблема неба, ибо оно стало фоном для большинства фигур. Целое лето я рисовал небо на рассвете, на закате солнца, полуденное, грозовое, с облаками разных систем. У меня собралась целая папка рисунков разнообразного неба», — позже вспоминал художник.
Чувство гордости, любви к своей Родине и её защитникам рождает созданные Евгением Кибриком образы книги былинных героев, которые художник талантливо воплотил языком графики.
В конце 50-х годов Евгений Адольфович продолжил работать с книгами – он проиллюстрировал драму Пушкина «Борис Годунов». Последней законченной работой мастера были рисунки к повести Гоголя «Портрет». Освоение «Отелло» Шекспира было прервано внезапной смертью. Это случилось 16 июля 1978 года.
Ольга Титовская, научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея