Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18:00, 25 марта 2020
 Ольга Титовская, научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея 1964

С силой немыслимой, нечеловеческой

С силой немыслимой, нечеловеческой Фрагмент иллюстрации «Илья Муромец идёт к Идолищу поганому» Фото: Евгений Кибрик
  • Ольга Титовская, научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея
  • Статья
  • Ольга Титовская, научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея
  • Статья

В Белгородском художественном музее можно увидеть рисунки былинных богатырей известного русского художника Евгения Кибрика

2020 год по указу Президента РФ Владимира Путина в России – Год памяти и славы. Искренняя любовь к Родине, стойкость, отвага защитников Отчества всегда определяла исход горестных для нашей страны событий. Герои Великой Отечественной войны, участники боев в горячих точках, солдаты войны 1812 года, ратники поля Куликова… Сколько побед на счету освободителей земли нашей! О них пишут песни, рифмуют стихи, снимают кинофильмы. Далекие героические события нашей истории отобразилось и в устном народном творчестве. Народ сложил лучшие былины о своих бесстрашных героях-богатырях. Может, вовсе не Человек-паук должен стать героем для наших детишек?

В раннем возрасте наши дети знакомятся со сказками и их действующими лицами, поэтому маленькие девочки и мальчики знают о похождениях Кота в сапогах, приключениях Буратино, Сером волке и Иване-царевиче. Став взрослее, научившись читать, они с удовольствием узнают и о былинных героях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче. Интерес к книге, в которой «живут» эти богатыри, вызывает не только её содержание, но и иллюстрации – те самые картинки, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь. Их маленький читатель воспринимает в единстве с текстом, они помогают понять содержание в целом и его оттенки, героев, их поступки. Они вызывают у детей чувства и эмоции, способствуют эстетическому развитию.

В собрании Белгородского государственного художественного музея есть 12 иллюстраций к «Героическим былинам» народного художника СССР Евгения Кибрика.

Художник Евгений Кибрик (1906 - 1978) Художник Евгений Кибрик (1906 - 1978) / Фото: сайт Тольяттинского художественного музея

Родился Евгений Адольфович 21 февраля 1906 года в Вознесенске (Украина). После окончания учёбы в мужской гимназии поступил в Одесский художественный институт, поскольку ещё в детстве увлёкся рисованием, а затем в Академию художеств в Ленинграде.

В то время он искал для себя ответ на вопрос: «Каким должно быть новое искусство, связанное с передовым мировоззрением?» (Е.А. Кибрик «Работа и мысли художника». — М., 1984). Не найдя ответы на волнующие его вопросы во время учёбы, в 1927 году он ушёл из Академии и начал сотрудничать с ленинградской газетой «Смена», с молодёжными журналами, рисовал обложки книг для разных издательств. С его иллюстрациями выходят «Невская повесть» Дмитрия Лаврухина, «Сказки» Александра Пушкина, рассказы Бориса Лавренёва, повесть «Кола Брюньон» Ромена Роллана, и др. В 1944 – 1945 годах Кибрик создаёт серию рисунков к повести Николая Гоголя «Тарас Бульба». Его любимая техника – литография.

Большое значение в творчестве этого художника играют иллюстрации к сборнику «Героические былины», которые он выполнил в 1948 – 1950 годах. В образах русских богатырей Кибрик выразил великую силу духа народа, могущество и славу земли русской.

В годы работы над «Героическими былинами» мастерская Евгения Адольфовича, как он сам писал в книге «Работа и мысли художника»:

 «… Была полна старинного оружия и старинных костюмов, набросков моделей нового для меня типа. Я выбирал самых могучих людей, каких только можно встретить. Борцов-тяжеловесов, цирковых атлетов и просто обладателей поражающей своими размерами фигуры. Упорно искал я «богатырскую» пластику, какую‑то чрезвычайную, ибо богатыри в былинах обладают силой немыслимой, сверхчеловеческой.

Под стать богатырям должны быть и кони. Взялся изучать я лошадей. Мне нужны были тяжёлые кони, способные нести на себе многопудовых всадников. Стал я рисовать лошадей в конюшнях Тимирязевской академии, располагающих конями многих пород…».

В коллекции Белгородского государственного художественного музея есть три работы Евгения Адольфовича, посвящённые одному из богатырей – Илье Муромцу, воплотившему в себе народный идеал героя-воина, героя-защитника.

Иллюстрация «Конец боя Ильи Муромца с Сокольником» отображает момент расправы богатыря, облачённого в кольчугу и шлем, над витязем Сокольником, который хотел зарезать Муромца спящим, но поплатился за такое коварство. Илья Муромец на земле, но он не повержен – соприкосновение с землёй наоборот увеличило его силы богатырские. И одного кулака его достаточно, чтобы уничтожить врага.

«Конец боя Ильи Муромца с Сокольником» «Конец боя Ильи Муромца с Сокольником» / Фото: Евгений Кибрик

Вторая работа называется «Илья Муромец исправляет надпись на камне». Перед нами богатырь, облачённый в кольчугу, накидку, шлем. В его руках — стальной щит и копьё, выкованное в Киеве после победы над Калина-царем. Кибрик изобразил богатыря в момент исправления трёх надписей-предупреждений на Латырь-камне, что стоит у трёх дорог. Дороги эти очищены, и никакие испытания не грозят путнику: ни коварная красная девица, ни испытание богатством, ни разбойники – всех победил Муромец!

«Илья Муромец исправляет надпись на камне» «Илья Муромец исправляет надпись на камне» / Фото: Евгений Кибрик

Третья иллюстрация из коллекции музея называется «Илья Муромец идёт к Идолищу поганому». Обменявшись вещами с каликой перехожим, облачившись в его одежды, Муромец отправился к Идолищу. Художник изобразил богатыря одетым в долгополую русскую рубашку, подпоясанную кушаком, лыковые лапти, с сумой через плечо, с клюкой в девяносто пудов, которою и сразил поганого.

«Илья Муромец идёт к Идолищу поганому» «Илья Муромец идёт к Идолищу поганому» / Фото: Евгений Кибрик

Через ряд предметов, одежду, места действия художник Кибрик показал его богатырём, олицетворяющим русский характер и силу, а также раскрыл героическое содержание сюжета былин. Его герой словно возвышается над пейзажем.

«…В большинстве иллюстраций я рисовал богатырей, представляя свои глаза на уровне горизонта. Возникла проблема неба, ибо оно стало фоном для большинства фигур. Целое лето я рисовал небо на рассвете, на закате солнца, полуденное, грозовое, с облаками разных систем. У меня собралась целая папка рисунков разнообразного неба», — позже вспоминал художник.

Чувство гордости, любви к своей Родине и её защитникам рождает созданные Евгением Кибриком образы книги былинных героев, которые художник талантливо воплотил языком графики.

В конце 50-х годов Евгений Адольфович продолжил работать с книгами – он проиллюстрировал драму Пушкина «Борис Годунов». Последней законченной работой мастера были рисунки к повести Гоголя «Портрет». Освоение «Отелло» Шекспира было прервано внезапной смертью. Это случилось 16 июля 1978 года.

Ольга Титовская, научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×