Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:11, 28 ноября 2019
 Марина Изотова, воспитатель детского сада № 1 «Ромашка» Прохоровского района 831

Роль семьи в речевом развитии ребенка

Роль семьи в речевом развитии ребенка
  • Марина Изотова, воспитатель детского сада № 1 «Ромашка» Прохоровского района
  • Статья
  • Марина Изотова, воспитатель детского сада № 1 «Ромашка» Прохоровского района
  • Статья

Правильная и красивая речь – это богатство, которое может подарить ребёнку каждый родитель, и оно особенно ценно, потому что останется с ним на всю жизнь.

Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или плохо и мало разговаривают. И специальная логопедическая помощь нужна всё большему количеству детей в каждой группе детского сада.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Помимо задержки речевого развития у таких детей отмечаются сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностные, поведенческие трудности, а также несформированность познавательных возможностей. Так как речь в психическом развитии имеет исключительное значение. 

Именно семья формирует личность ребёнка, развивает его коммуникативные способности, даёт широкий круг представлений о жизни. Но современный темп жизни не всегда позволяет родителям уделять достаточно внимания общению со своими детьми даже в благополучных семьях. 

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестёр и братьев. И только в живом, непосредственном общении, когда ребёнок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, включается в диалог. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, остаются пустым звуком. 

И нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребёнка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идёт прямой контакт с ребёнком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией. 

Речь ребёнка развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями. Чаще посещайте с ним (ней) концерты, выставки, гуляйте, занимайтесь спортом. Замечено, что если родители сами творческие личности, например, рисуют, лепят, сочиняют сказки, поют, танцуют, то и дети в таких семьях, как правило, полностью развиваются.

Очень важно, чтобы в тот момент, когда у ребёнка происходит становление речи, с ним были любящие, заботливые, понимающие родители. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.

Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончании слов, не сюсюкать. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.).

Взрослым необходимо создавать благоприятную речевую среду, чтобы дети усвоили необходимые речевые умения и навыки, которые помогут в развитии и адаптации его в реальной окружающей жизни. В любом случае речь родителей должна быть образцом для детей. Необходимо постоянно повышать свой культурный уровень, сотрудничать с педагогами детских образовательных учреждений.

Педагоги и родители должны оказать ребенку своевременную помощь в преодолении речевых недостатков, тем самым можно предупредить дальнейшие трудности в школьном обучении. Так же это благоприятно скажется на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни. Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребенка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить!

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×