Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:31, 15 октября 2019
 Наталья Вовк, старший научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея 1518

Образ Лермонтова в произведениях изобразительного искусства

Образ Лермонтова в произведениях изобразительного искусства Григорьев А. И. Портрет М. Ю. Лермонтова. 1946 г. Бронза
  • Наталья Вовк, старший научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея
  • Статья
  • Наталья Вовк, старший научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея
  • Статья

Экспонаты, посвящённые великому поэту, можно увидеть в коллекции Белгородского государственного художественного музея.

Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.

Традиционно темой высокого искусства становится обращение к личности известных людей: писателей, поэтов, художников, музыкантов, исторических деятелей. Во многом именно благодаря этой традиции мы знаем, как выглядели личности, оставившие след в истории человечества.

15 октября исполнится 205 лет со дня рождения поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, не менее ценной фигуры для русской словесности, чем Александр Пушкин. Поэта и писателя, сочетавшего в своём характере лёд и пламень, чистоту и порочность, напускную весёлость и душевное одиночество. Русского Байрона, дворянина, офицера, героя войны, поэта, подчинившего свою биографию творчеству.

До нашего времени дошло 15 прижизненных портретов Лермонтова. Это немало, если принять во внимание трагическую судьбу поэта – две ссылки на Кавказ, участие в боевых походах и его раннюю гибель. Ни один портрет Лермонтова, взятый отдельно, не даёт исчерпывающего представления о внешнем облике, о глубине и многогранности внутреннего мира поэта. Но в совокупности, созданные профессиональными художниками (Петром Заболотским, Филиппом Будкиным, Александром Клюндером, Кириллом Горбуновым) эти портреты дают конкретное представление о наружности Лермонтова. Прижизненных скульптурных портретов Лермонтова нет, не была снята и посмертная маска.

Несмотря на многочисленные описания внешности поэта, существование портретов, написанных современниками, интерес к образу Лермонтова не угасает спустя столетия. Подтверждением этому являются многочисленные живописные и скульптурные изображения Лермонтова, созданные в XIX-XX веках. 

В собрании Белгородского государственного художественного музея, коллекция которого первоначально комплектовалась в основном произведениями II половины ХХ века, также существуют портреты известных людей или посвящённые им произведения. Так, в фондах музея хранятся графические, живописные и скульптурные произведения, посвящённые жизни и творчеству русских писателей и поэтов: Александра Пушкина, Александра Блока, Николая Гоголя, Михаила Щепкина, Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Максима Горького, Фёдора Тютчева, Фёдора Достоевского и др.; политических деятелей и исторических личностей: Александра Суворова, Владимир Ленина, Надежды Крупской, Богдана Хмельницкого и других.

Авторы портретных произведений – художники и скульпторы белгородской региональной организации Союза художников Российской Федерации, представители московской и санкт-петербургской школ, а также художники и скульпторы стран ближнего зарубежья ХХ и ХХI веков.

Добронравов М. Лермонтов на Кавказе. 1947 г. Бум. карандаш, акв. Добронравов М. Лермонтов на Кавказе. 1947 г. Бум. карандаш, акв.

Два произведения, посвящённые Михаилу Юрьевичу Лермонтову, попали в музей в числе первых работ, с которых началось формирование его коллекции. Это две акварели «Лермонтов на Кавказе» и «Прощай, немытая Россия» Михаила Добронравова. Он родился в Белгороде, но большую часть жизни жил во Львове.

Графические работы были созданы в 1946 году, к 105-летию со дня смерти поэта. Жизнь Лермонтова была неразрывно связана с Кавказом: поездки, служба, ссылки… Самые разные чувства вызывал он в душе поэта.

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

Михаил Добронравов в произведении «Лермонтов на Кавказе» создаёт образ юноши на фоне едва намеченного лёгкой кистью горного пейзажа, прочерчивающего лист по диагонали. Ритмическим контрастом на фоне этой динамичной линии выглядит фигура всадника на нерешительно топчущейся лошади. Что‑то остановило всадника, и что‑то спутывает ноги коня. И человек, и лошадь оглядываются, как будто отвлечённые чем‑то, происходящим в стороне от пролегающего пути.

Графическими средствами художник рассказывает зрителю о живом характере героя, чьё воображение и ум стремительно откликались на происходящее вокруг. Также, вероятно, автор стремился показать противоречивый характер Лермонтова, который сошёл с пути славы и успеха поэта, свернув на путь дуэлянта, приведший его к печальному и быстрому концу. Именно в переломный момент жизни Добронравов изобразил Лермонтова.

Интересны и технические приёмы, которые использует художник: живая пластичная линия, воздушные акварельные заливки и мазки – всё это ещё раз подчёркивает неугомонный темперамент Лермонтова. Выбранный серо-синий цветовой строй дополняет образ, передавая напряжённость, сложность личности. Скалистый пейзаж без растительности вкупе с одиночной фигурой дополняет биографическую характеристику, рассказывая об обособленности, отстранённости, одиночестве мироощущения поэта, которые прочитываются не в одном его произведении.

Добронравов М. Прощай, немытая Россия! 1946 г. Бум., акв. Добронравов М. Прощай, немытая Россия! 1946 г. Бум., акв.

Подобное настроение царит в иллюстрации к стихотворению «Прощай, немытая Россия», созданной Михаилом Николаевичем в том же 1946 году. Возможно, в убегающей повозке изображён сам Лермонтов. Произведение выполнено с характерной для Добронравова живостью, воздушностью. Динамичная композиция передаёт гордый настрой произведения, вызов обществу, который ему бросает автор: «Быть может, за стеной Кавказа укроюсь от твоих пашей…» И всё так же сквозит и в стихотворении Лермонтова, и в акварели Добронравова одиночество, подчёркнутое пустотой открывающегося впереди повозки пространства.

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ!

В 1946 году скульптор Анатолий Григорьев создал бронзовый бюст Михаила Лермонтова, который в настоящее время находится в коллекции Белгородского государственного художественного музея. В 1978 он экспонировался на персональной выставке в Москве.

Как и Добронравов, Григорьев стремится не только к портретному сходству, но и к передаче внутреннего мира поэта, к созданию образа мятущейся души. Пластичной, живописной лепкой создаёт скульптор неровную, а от этого нервную фактуру и рваный силуэт, добиваясь ощущения внутреннего напряжения. Лермонтов в исполнении Григорьева выглядит одухотворённым и печальным.

В коллекции Белгородского государственного художественного музея находятся всего три произведения, посвящённые Михаилу Юрьевичу Лермонтову и связанные с его творчеством. Но жизнь великих людей, их душевные порывы, как и их наследие, остаются неиссякаемым источником вдохновения для художников и интереса для зрителей.

Трудно сказать, кто лучше понимал Лермонтова: художники прошлых веков или те, кто сегодня держит в руках кисть. Облик его столь притягателен, а мир его образов настолько красочен и богат, что становится ясно одно: к образу Лермонтова художники будут обращаться всегда. «Хороший живописец, — отмечал Леонардо да Винчи, – должен уметь писать две главные вещи: человека и представление его души». Далеко не всё сказано о выдающемся поэте, раскрыты не все грани его глубокой души и каждое поколение художников будет по‑своему прочитывать его произведения, каждая эпоха будет создавать его портреты, созвучные своему времени.

Коллекция Белгородского государственного художественного музея постоянно пополняется произведениями, посвящённым уникальным, талантливым людям, возможно, в ней появятся и новые портреты Лермонтова.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×