Куклы ручной работы как средство развития речи дошкольников
-
Марина Изотова, воспитатель детского сада № 1 «Ромашка» п. Прохоровка
-
Статья
-
Марина Изотова, воспитатель детского сада № 1 «Ромашка» п. Прохоровка
-
Статья
Я работаю в детском саду, а значит, вся жизнь в нём – игра. Ни для кого не секрет, что вызвать интерес у детей не всегда бывает просто. В наше время слишком много надуманных чужеземных героев, компьютерных технологий. Место обыкновенной куклы теряется и задача нас, педагогов, состоит в том, как сказал Макаренко А.С., «дать детям возможность не только поиграть, но и пропитать этой игрой всю их жизнь».
Игры с куклой позволяют повысить речевую активность детей, обогатить и активизировать их словарный запас, создать элементарные условия для театральной деятельности, развить мелкую моторику с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики, а также творческие и коммуникативные способности детей.
Ожидаемый результат — формирование речевых навыков и развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной и эмоциональной стороны языка. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей старшей группы, и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитательные возможности кукол широки. Играя с ними, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Можно смело утверждать, что куклы — источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка. Они приобщают его к духовным ценностям, национальной культуре.
Игры с куклами я организую и в утренние и в вечерние часы в нерегламентированное время. Например, в утренние часы куклы помогают мне разрядить весь драматизм расставания мамы с ребёнком (в адаптационный период). Бабушка Мудрёна всегда найдёт нужную потешку и успокоит малыша. Используя кукол, я таким образом переключаю внимание детей, что способствует стабилизации эмоционального состояния ребёнка.
Свою статью я хочу закончить словами Ларисы Рубальской:
Фея знала своё дело.
И, летая в небесах,
Днём и ночью то и дело
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Всё, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея,
Потому что – это средство,
Чтобы вечно помнить детство…
Марина Изотова, воспитатель детского сада № 1 «Ромашка» п. Прохоровка