По следам кружева
Начинается экспозиция стендом, на котором представлена часть крестьянского быта Белгородчины: рушники, народный костюм, колыбелька.
Кружева еще в стародавние времена люди плели или шили в разных техниках. Например, в технике шитья (это вид кружев, которые делались при помощи иголки и нитки) кружево создавалось в несколько этапов. Нужно было выбрать узор, нарисовать его на бумаге, потом перенести на льняное или конопляное полотно. Узор сначала обшивали толстой нитью, а внутри заполняли более тонкой. Край рушника изготавливался при помощи крючка. Вышивка на рушниках повторяла узор кружева.
Коклюшечное кружево, которому посвящён один из разделов выставки, появилось в России в XIII веке. Для его изготовления применялись специальные инструменты – валик и коклюшки, деревянные палочки. Их делали из разного дерева.
Каждое дерево обладало своими свойствами. Можжевельник – очень тёплое дерево, оно передает тепло. Когда мастерица плела, она это тепло ощущала! Берёза – очень прочное дерево; при переплетении и перекидывании этих коклюшек создавался особый мелодичный звон.
В следующей части выставки показаны дворянские платья, воротнички и салфетки. Популярность коклюшечного кружевоплетения росла, оно стало востребованным и в Европе. В 1937 года на Парижской выставке елецкие мастерицы получили самую высокую награду. Елец (город в Липецкой области) стал самым крупным центром коклюшечного кружева. Кружевные украшения и одежда прочно вошли в быт дворян.
Полина Ткаченко