Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:56, 14 июня 2019
 Вера Сазонова, учитель русского языка и литературы школы № 1 пос. Северный Белгородского района 1007

Экзамен страшен для тех детей, которые не приучены к труду

Экзамен страшен для тех детей, которые не приучены к труду Фото: Вадим Заблоцкий (архив)
  • Вера Сазонова, учитель русского языка и литературы школы № 1 пос. Северный Белгородского района
  • Статья
  • Вера Сазонова, учитель русского языка и литературы школы № 1 пос. Северный Белгородского района
  • Статья

Работы призёров областного конкурса эссе «Что такое экзамены и для чего они нужны?»

«Лучшие уроки дают экзамены», — писал Славомир Врублевский.

 — Ребята, как вы понимаете значение слова «экзамен», — спросил учитель своих подопечных, — какие ассоциации возникают у вас при произнесении данного слова?

 — Страх! – воскликнули многие.

 — Ужас! Паника! – добавили мальчишки.

 — Напряжение во время ожидания оценки, — робко проговорили девчонки.

 — Интересно проверить себя, что я могу, на что я способен, — уверенно обронил кто‑то, — много ли я сумел понять и усвоить, на что я могу рассчитывать на самом деле.

И я серьезно задумалась… Латинское слово «экзамен» в нашем русском понимании означает испытание, умеют ли наши дети преодолевать эти серьёзные испытания, готовы ли они решать сложные задачи, научены ли ребята покорять вершины знаний, сформирован ли у них интерес к получению определенного объёма информации, нужной, правильной информации, которая поможет им в получении профессии, да и вообще в жизни. Слушая дискуссию старшеклассников, я поняла, что реакция на слово «экзамен» разная, зависит она от того, как каждый из них приучен в семье к труду, как умственному, так и физическому. Если ребёнку с детства внушали мысль о том, что все обязаны трудиться, что это необходимая потребность человека, что именно это и отличает нас от животных: мы мыслим, мы умеем анализировать ситуацию, приобретая опыт, пусть даже и плохой, мы делаем определенные выводы и развиваемся дальше. Без труда не может быть развития, без труда личность усыхает, деградирует.

А если ребёнок трудится в меру своих возможностей, то у него всегда будет результат, а ему важно понимать, какова ж его оценка, каков багаж его знаний на том или ином этапе. Такие ученики никогда не впадают в панику, им даже интересно, ведь это самоутверждение, это развитие личности.

 Страх, ужас и паника возникают у детей, которые не приучены к труду, просто в их окружении по‑другому относятся к обучению, там совершенно иные ценности, часто в таких семьях мало интересуются успехами своих чад. А коль уж не привиты трудовые навыки, то и упорство, усидчивость и терпение таким ребятам тоже незнакомы, поэтому нет времени на подготовку, заучивание, запоминание. И начинаем паниковать, причем всей семьей. Родители, конечно, поддерживают своих отпрысков: в школе много задают, не понимают учителя детей. Непомерно загрузили их и замучили. И чаще всего возмущение слышится от родителей тех обучающихся, которые как раз не только ничего не делают, но и часто даже не присутствуют на уроках. Слепо любящие своих детей мамочки не могут понять одну простую истину: не готовые сдать успешно школьный экзамен дети точно так же не смогут преодолеть жизненных испытаний, а это куда труднее и опаснее. Этот экзамен уже невозможно пересдать, переписать, переделать, и последствия порой бывают самые разные…

Я с 2004 года готовлю ребят к ЕГЭ по русскому языку, конечно, сейчас КИМы претерпевают значительные изменения, усложняются ежегодно. Но всё равно, если ребёнок систематически готовится к урокам, если дома контролируются выполнения заданий, если хотя бы изредка родители по‑настоящему интересуются успехами детей, то результаты всегда прекрасные.

Русский язык – непростой предмет, он не только «великий, могучий», но и сложный, многогранный, но ведь он родной наш язык, знакомый с колыбели. Я убеждена в том, что многое, если не все, зависит от усидчивости, терпения и трудолюбия обучающихся при непосредственной поддержке близких людей. Самое главное, на мой взгляд, в каждом ребёнке должна быть мотивация, заинтересованность в хорошем результате, а это воспитывается в семье.

Мудрые родители внушают своим чадам ненавязчиво, но упорно: «Хороший результат – это твой вклад в семейный бюджет, ты сможешь поступить в вуз на бесплатной основе, а значит, мы сэкономим бюджет нашей семьи». И если родители являются авторитетом для детей, то к ним прислушиваются.

Своим ученикам я всегда говорю: «Запомните, ребята, в прекрасном результате ЕГЭ в первую очередь должны быть заинтересованы вы, потом ваши родители, а уж педагоги в последнюю очередь». Но по опыту у нас получается все наоборот: учитель ночи не спит, беспокоится, чтоб двоек не было, звонит родителям, которые нередко негативно реагируют на сигналы такого рода. А уж детям часто просто безразлично: они в другом измерении.

И все же как здорово, когда выпускники сдают экзамены успешно, как приятно видеть учителю в этом частичку своего труда, своей души, своего небезразличия. Ликование довольных и счастливых ребят, слова искренней благодарности светящихся счастьем глаз приносит невероятное наслаждение, и забываешь все: и бессонные ночи, и недовольство оставшихся после уроков нерадивых, и бесконечные часы, проведенные в школе на дополнительных занятиях.

Все преходящее… самое главное: экзамен сдан!

Вера Сазонова,

учитель русского языка и литературы школы № 1 пос. Северный Белгородского района

 

Вера Сазонова заняла третье место в областном конкурсе эссе «Что такое экзамены и для чего они нужны» среди родителей, педагогов, работников управленческих и методических структур.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×