Через тернии к звёздам
-
Антонина Харченко, учитель русского языка и литературы Ладомировской школы Ровеньского района
-
Статья
-
Антонина Харченко, учитель русского языка и литературы Ладомировской школы Ровеньского района
-
Статья
Что такое экзамены и для чего они нужны
Жизнь современного человека похожа на бег с препятствиями: надо много успеть сделать, решить, узнать… И всё с преодолением, напряжением, усилиями воли, с физическими нагрузками… Одним словом, каждому из нас жизнь беспрерывно устраивает экзамены, сложные и не очень, важные и не особенно… Школьные экзамены – первое серьёзное испытание, которое должны выдержать выпускники девятого класса, а потом и одиннадцатого.
Свои школьные экзамены я совсем не помню, потому что это было так обязательно, естественно и просто, как ответить на очередном уроке или написать очередную контрольную работу. Подготовка к урокам велась оперативно, безотлагательно, чтобы успеть помочь родителям по дому и посетить многочисленные кружки и внеклассные мероприятия, что проводились в моей Наголенской школе.
Совсем иной взгляд был на вступительные в вуз: новый уровень, не каждому подвластный, требовал нового уровня подготовки. Историю, которую с подачи заслуженного учителя РФ Лобкиной М.Н. знала хорошо, штурмовала заново; по английскому языку не только темы учила, но и стихи английских поэтов; а русский язык и литература – и говорить ничего… Конфуз случился на сочинении. Среди предложенных тем одна была посвящена победе в Великой Отечественной войне. Моё любимое направление в литературе! Огромное количество стихов и цитат в голове! Написала, как говорится, на одном дыхании. Проверив, осталась довольна, можно переписывать… И вдруг осенило: не может быть, чтоб так просто при поступлении в институт! Отложив готовый черновик, принимаюсь за роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», в котором не совсем разобралась в школе. Перечитала его после выпускного, в голове много противоречий, но сочинение пишу. Мысли рождаются в муках, время неумолимо летит… Понимаю: надо торопиться переписывать. Проверить не успела. Видимо, потому получила не тот балл, на который рассчитывала. Но, слава Богу, в вуз поступила.
После много раз возвращалась к этой ситуации, чтобы понять, почему тогда так поступила, и ответ найти не могла.
Лишь в зрелые годы осознала: это было импульсивное поведение, но, видимо, уже тогда было заложено в основе моего характера, во‑первых, желание дойти до сути, во‑вторых, не искать лёгких путей. Это и способствовало тому, что в конечном итоге мне многое в жизни удалось.
То же самое могу сказать о своих ровесниках, которые строили БАМ, служили Отечеству, растили детей. Выйдя из школы, они учились, трудились, решали серьёзные проблемы: спокойно и успешно выдержав школьные экзамены, благоразумно сдавали экзамены, которые преподносила жизнь.
Почему же сегодня столько паники (у родителей особенно) по поводу школьных экзаменов, они же нисколько не сложнее тех, что сдавали в советской школе? Почему так долго «ищут себя» дети после школы?
Выросло поколение, как выразился поэт Юрий Макаров, «жалеванных деток». Чрезмерная родительская опека и многочасовое присутствие в Интернете приводят к тому, что школьники не обретают очень важные качества: ответственность, самостоятельность, работоспособность, усидчивость. Часто они не понимают, чего хотят от жизни. Но приятно проводить время они точно хотят. Такому печальному результату способствовало и брожение в системе образования: итоговую аттестацию свели до двух экзаменов. Понятно, градус ответственности за остальные понизился, а потом невольно переключился и на обязательные для сдачи предметы: когда‑то будут эти экзамены, а сегодня жизнь так хороша и беспечна!.. Такие и паникуют.
К счастью, всё больше становится тех, кто благоразумно смотрит на воспитание и образование детей. В 2017 году я сопровождала своих выпускников на ЕГЭ. Приехали рано, стояли кружком под роскошным деревом у пункта сдачи экзаменов, и Никита-балагур что‑то смешное рассказывал, Саша поддерживал, выпускники чувствовали себя спокойно и непринуждённо. Я стала замечать косые взгляды школьников, находящихся рядом: некоторым было невдомёк, что можно на экзамен отправляться без страха…. Никита окончил школу с золотой медалью и поступил в академию Петра Великого, все его одноклассники успешно овладевают профессиями в разных учебных заведениях. Им вовремя родители объяснили, что без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Только там, где родители и педагоги вместе, учёба не превращается в муку, а экзамены являются важной, но не трагической вехой школьной жизни, которая открывает большие горизонты молодым гражданам нашей страны.
У Евгения Евтушенко есть замечательное стихотворение:
Не надо говорить неправду детям,
Не надо их в неправде убеждать,
Не надо уверять их, что на свете
Лишь тишь да гладь, да божья благодать…
Поэт советует: «Откройте им, что трудностей не счесть!». Пусть учатся летать высоко и красиво, познавая цену успеха, «ведь, кто не знает цену счастья, счастливым быть не может никогда».
Экзамен – это испытание. Научим школьников достойно проходить испытания по предметам – осилят они и проверку на прочность по жизни. Трудности закаляют характер. С раннего возраста надо внушать детям, что к звёздам дорога только через тернии!..
Антонина Харченко, учитель русского языка и литературы Ладомировской школы Ровеньского района
P. S. С этой работой Антонина Харченко заняла второе место на областном конкурсе эссе на тему «Что такое экзамены и для чего они нужны». Конкурс впервые провели в 2019 году. В нём приняли участие 146 конкурсантов. Антонина Ивановна отличилась в номинации для родителей, педагогов, работников управленческих и методических структур.