Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14:53, 06 февраля 2019
 Лидия Клименова, заведующая Детской библиотекой п. Ивня, инициатор проекта 62

Родной язык

Родной языкФото: предоставлено Лидией Клименовой
  • Лидия Клименова, заведующая Детской библиотекой п. Ивня, инициатор проекта
  • Статья

Интересный и полезный проект реализует Детская библиотека п. Ивня «Формирование устойчивого интереса к изучению русского языка и культуре его использования у детей 11–14 лет на базе Детской библиотеки «Наш язык – живой родник».

Современная реклама, использование компьютерного сленга, искажение грамотности и культуры речи в соцсети и общении уводят современных детей в незнание родного языка и отбивают желание его изучать.

Обладая хорошей материально-технической базой и универсальным фондом, работники библиотеки поставили цель к концу 2018 года сформировать у подростков 11–14 лет устойчивый интерес к изучению русского языка и культуре его использования на основе художественной и специализированной литературы.

В ходе проекта провели исследовательскую работу, анкетирование, беседы при записи литературы, что позволило выявить у детей знание предмета, определить приоритеты в работе.

Литературу по русскому языку, в числе которой словари, справочники, энциклопедии, обучающие программы на традиционных и электронных носителях представили на книжной выставке «Наш язык – живой родник» в читальном зале, на абонементе работники библиотеки организовали книжную выставку «Образец русской речи – классика», раскрыв всё многообразие произведений Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Ивана Тургенева, Иван Бунина, Николая Гоголя и других известных авторов.

В период действия проекта фонд библиотеки был пополнен изданиями Марии Аксёновой «Знаем ли мы русский язык?» в трёх книгах, получивших одобрение государственного института русского языка им. А. С. Пушкина; словарями: орфографическим, словообразовательным, трудностей русского языка Т. Л. Фёдоровой; образовательной коллекцией на CD-дисках: «Полезные уроки» (6–7 кл.), «Я пишу без ошибок!» (5–9 кл.) и других. 

Был организован семейный клуб «РусоВед», на заседаниях которого дети и родители говорили о культуре речи, участвовали в различных конкурсах и квестах по знанию русского языка.

Для ребят провели ряд интерактивных и познавательных мероприятий: КВН «Путешествие в страну Грамоты», викторину «О русском языке», конкурс эрудитов «Почему мы так говорим», презентацию «Справочная служба русского языка», занимательную игру «Лингводилижанс»…

Все мероприятия сопровождались обзором литературы, раздачей информационной продукции о речевом этикете в семье, материалом для тех, кто хочет классно сдать ГИА и т. д.

Участники встреч познакомились с литературными музеями России, именами известных личностей, создававших толковые словари, работали с познавательными сайтами.

Порадовал рабочую группу результат районного конкурса «Читаем, изучаем, сочиняем», который дал основу завершающему блоку проекта в Год детского чтения в Белгородской области, выпуску сборника детского творчества «Ивнянская земля – край юного таланта».

Стихи из сборника «Ивнянская земля – край юного таланта»

Русский язык

Для нас он самый лучший.

Он наш большой родник,

Во все века могучий.

Люблю я свой язык!

Татьяна Бобошко, с. Верхопенье

* * *

Родина милая,

Край мой родной.

Я горжусь и любуюсь

Твоей красотой.

Мне радостно видеть.

Луга и поля,

Прохладный родник,

Поющий всегда,

Цветы и деревья,

Улыбки детей…

Пусть счастьем наполнится

Каждый твой день.

Анна Севрюкова, п. Ивня

Осень

Опадают листья тихо, 

Улетают журавли…

Всё в природе будто стихло, 

Словно вместо звука краски

Стали ярче с каждым днём –

Золотисто-жёлто-красным

Мир стал за моим окном.

Даже небо ярче стало, 

Как глубокий синий взгляд, 

И за летом запоздало,

Паутинки вслед летят.

Алина Четверикова, с. Федчёвка

Друг

Лучшего друга

Не просто найти,

К искренней дружбе

Сложны пути.

Кто‑то к цели

Своей пришёл:

Друга обрёл –

И всё хорошо.

Другой ищет долго,

Но не нашёл,

Видно, час его

Не пришёл.

Но верить нужно,

Что на планете

Есть твой друг,

Самый лучший на свете.

Значит, нужно его найти,

Чтоб по жизни вдвоём идти.

Королина Кондрашкина, п. Ивня

Дари добро

Дари добро, оно к тебе вернётся,

Будь милосерден к людям, не жалей.

Пусть доброта твоя в их сердце отзовётся,

Не отступай, дерзай, будь всех сильней.

Пусть доброта твоя поможет людям,

А жизнь их станет лучше и светлей.

Да, будут те, которые осудят

И посмеются. Ты их пожалей…

Помни: чувства благие – лекарь души,

Людям помочь скорей поспеши!

Не сторонись, подойди, помоги,

Туда, где ты нужен, скорее беги!

Если решился – смело иди,

Знай: не бывает чужой беды!

Пусть проплывают года-корабли,

Добро выбирают люди Земли.

Владислав Омельченко, п. Ивня

Рыбалка

(Басня)

Два друга спозаранку,

Взяв удочки, приманку,

Смеясь и распевая,

Шли, рыбу всю пугая.

Один забросил леску

И выловил корягу.

Другой смеялся громко,

Чуть не упал, бедняга.

Тогда из‑за кувшинки,

На речке что росла,

Большая стрекозища

Вспорхнула не спеша.

И, подлетев к парнишке,

Ему влетела в рот.

Его захлопнул мальчик

И будто бы оглох…

Мораль сей басни просто

Запомнить мы должны:

Не смейся ты над другом,

Чтоб не было беды.

Кирилл Исаев, п. Ивня

О книге и чтении!

Когда‑то всем для человека являлась книга. Она была единственным источником к познанию. Ведь это сейчас мы привыкли получать информацию с экранов телевизоров, слушать радио, находить в Интернете.

А раньше люди всё черпали из книг: как устроен мир, какова его история, узнавали о жизни людей в других странах, учились читать и писать.

Я никогда не задумывался, почему я люблю читать. Книги меня окружали с самого рождения. В нашей семье читали все. У нас есть домашняя библиотека. Мои любимые книги стоят на письменном столе.

Когда я был совсем маленьким, мама читала мне Чуковского, сказки. Когда я подрос, мы читали интересные детские книги. Потом я стал задавать много вопросов: почему небо синее, трава зелёная, почему идёт дождь, а зимой снег… Так у меня появились энциклопедии, где я находил ответы на свои вопросы. Читая про путешествия, много узнаёшь о мире. Читая про героев, я примеряю их поступки на себя. Книги сами хотят, чтобы их прочитали. Я прочитал «Дети капитана Гранта» Жюль Верна, «Остров сокровищ» Стивенсона, и они стали моими любимыми произведениями.

В главном герое романа «Мужская школа» Альберта Лиханова я узнал самого себя. Прочитав эту книгу, я понял, что в этом мире я не один, что ещё до меня были мальчишки, которых волновало и беспокоило то, что волнует и беспокоит меня. «Мужская школа» научила меня понимать жизнь.

Об отношениях людей к животным рассказала мне книга «Белый Бим Чёрное ухо». Равнодушие, жестокость, доброта и участие – всё это испытал Бим на своей шкуре. У меня тоже есть собака. Теперь я знаю, что такое для собаки расстаться хоть ненадолго с любимым человеком и что такое потерять родного друга – собаку.

Особое место для меня занимают энциклопедии, словари, справочники и атласы. В детстве они помогали открывать мир, потом – удовлетворяли моё любопытство, а сейчас – являются моими помощниками в учёбе. Так, «Великолепная энциклопедия животных» и энциклопедия «Биология» расширяют мои знания о разнообразии животного мира. Энциклопедия «История России» и «Большой энциклопедический справочник школьника по истории» помогают мне делать уроки по истории.

«Толковый словарь русского языка» Ожегова учит не только писать без ошибок, но и расширяет кругозор, разъясняя значения и давая определения всем словам, которые мы употребляем.

Что же значат для меня книги? Это — мои друзья. У одних я учусь, с другими весело провожу время, третьи — рассказывают мне о мире, а четвёртые – поучают.

А ещё я люблю читать журналы: «Юный натуралист», «Глобус», «Большая переменка». С ними я открываю много нового, познавательного и интересного.

Я знаю: книги и чтение будут жить со мной всегда!

Дмитрий Польшин, с. Хомутцы

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×