Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14:28, 05 октября 2017
 Олег Шевцов 1209

Сказки для взрослых

Сказки для взрослых Фото Вадима Заблоцкого, художник - Анна Заярная
  • Олег Шевцов
  • Статья
  • Олег Шевцов
  • Статья

или Что такое жёлтая пресса

Иногда для того, чтобы привлечь читателей к своему изданию, сайту или телепроекту, журналисты используют приёмы домысла и вымысла. Думаете, это одно и то же? А вот и нет. Например, домысливали свои произведения даже маститые журналисты. Известный публицист Анатолий Аграновский писал: «Домысливать — не значит врать, это не значит, что можно женить неженатого, убивать живого и воскрешать умершего; вымысел и домысел проявляются прежде всего в отборе материала, в осмыслении события, в эмоциональном настрое автора, в его позиции». Сложно? Попробуем пояснить простыми словами. Домысел – это добавление каких-то деталей к фактам, догадка. А факты – это то, что произошло на самом деле, а не придуманные истории. Например, автор пишет о каком-то хорошем человеке и предполагает, о чём этот человек думал, когда совершал свои хорошие поступки. Хороший журналист пишет только правду. Но иногда может её приукрасить, чтобы читателю было интереснее.

Домысел часто используют писатели, когда пишут произведения о реальных героях. Берут за основу документальную биографию героя и «допридумывают» какие-то эпизоды в его жизни.

А вот вымысел – совсем другая история. Оказывается, в погоне за популярностью и сенсациями некоторые журналисты обманывают людей.

Лев-утопленник

Однажды Ленка пришла в гости к Генке и сразу с порога огорошила его страшной историей:

– А ты знаешь, что из городского зоопарка сбежал лев?

– Да ну?! – изумился Генка. – Врёшь!

– Точно тебе говорю, – затараторила Ленка. – Он сам лапой открыл засов, потом перепрыгнул через забор, выскочил в парк и съел бабушку, которая отдыхала на скамейке! А потом ему стало стыдно, и он утопился в речке!

– А ты откуда всё это знаешь?

– Я газету читала. Там всё-всё написано!

С этими словами Ленка извлекла из рюкзака потрёпанную газету. На первой странице был изображён могучий царь зверей. И рядом – большой заголовок: «ЛЕВ В ГОРОДЕ! ШОКИРУЮЩИЕ ПОДРОБНОСТИ!»

 

Фотограф Вадим Заблоцкий, художник Анна Заярная

– А вдруг газета врёт? – усомнился Генка.

– Газеты никогда не врут! – парировала Ленка. – Слышал поговорку: «Что написано пером, то не вырубишь и топором?»

– А кто ж теперь в клетке льва живёт? Давай в зоопарк ходим и посмотрим.

В зоопарке Генку и Ленку ждало Открытие. Именно Открытие с большой буквы. Потому что в клетке, на которой написано «Лев», сидел… лев.

– Как, вы уже нового льва привезли? – спросила Ленка смотрителя, который убирал метлой дорожку между вольерами.

– В смысле – нового? – изумился смотритель.

– Ну, вместо утопленника! – услужливо подсказал смотрителю Генка.

– Какого ещё утопленника? – ещё больше удивился работник зоопарка.

– Ну, в газете же написано, что старый лев утопился! – хором сказали Генка и Ленка.

– Так это, наверное, в жёлтой газете написано! – засмеялся смотритель. – Вы ей не верьте!

Жёлтый мальчик

Вернувшись домой, Генка внимательно изучил газету. Никакая она не жёлтая. Бумага – белая. А картинки – разноцветные. Жёлтый цвет там, конечно, есть. Но гораздо больше синего, красного и фиолетового. Какая же она жёлтая?

И тогда Генка пошёл к папе. Папа умный, он всё знает. Пусть объяснит, почему газету, которая и придумала историю про утонувшего льва-людоеда, называют жёлтой. И папа, конечно, объяснил.

Оказывается, когда газеты только появились, их читали только самые умные и грамотные люди. Эти люди занимались бизнесом, политикой, занимали важные должности. А люди без образования газет не покупали: во-первых, потому что у них не было денег, а во-вторых, потому что не умели читать.

Но шли годы. Постепенно грамотой стали владеть все – и богатые, и бедные. И тогда газетчики подумали: а почему бы не выпускать газеты для тех, кто победнее? Чтобы газета стоила недорого, её печатали на самой плохой и дешёвой бумаге. Бумага эта была не очень белой. Вернее, совсем не белой и даже почти жёлтой (кстати, если обычную газету положить на подоконник, куда заглядывает солнышко, через пару месяцев она тоже пожелтеет).

О чём писали такие газеты? Вовсе не про политику, не про экономику и не про новые оперы – всё это беднякам было неинтересно. Они писали про леденящие душу убийства. Про семейные скандалы. Про громкие ограбления поездов и почтовых дилижансов.

У бедняков жизнь была серой и скучной. А газеты для них рассказывали о жизни яркой и интересной. Поэтому бедняки покупали такие газеты с удовольствием. Но вот беда: убийства, скандалы и ограбления случаются далеко не каждый день. Поэтому некоторые нечестные газетчики стали просто придумывать увлекательные истории. Или привирать, сочиняя подробности, которых не было. Так и появилась жёлтая пресса – издания, которые ради получения прибыли не прочь и с ног на голову ситуацию перевернуть, и от себя что-нибудь присочинить. Ну, чтобы интересней было…

Одна из первых российских жёлтых газета стоила копейки и так и называлась - «Копейка»
Одна из первых российских жёлтых газета стоила копейки и так и называлась - «Копейка»

Есть и другая версия. Больше ста лет назад в американских газетах стали печатать комиксы о скандальных приключениях Жёлтого Мальчика. Этот мальчик никогда не мылся, ходил в каком-то не то балахоне, не то ночнушке, проводил дни в безделье и постоянно попадал в разные скандальные истории. Вот от этого-то Жёлтого Мальчика и пошло название жёлтой прессы. 

Жёлтый мальчик из американских комиксов
Жёлтый мальчик из американских комиксов

Как разобраться?

– Ага! – сказал Генка. – Жёлтая газета – это такая газета, которая не всегда пишет правду.

– И раздувает скандалы на ровном месте, – продолжил его мысль папа. – Поэтому я такие газеты никогда не покупаю.

 – То есть эти газеты плохие, да?

– Нет, они не плохие. Просто ты должен понимать: если тебе хочется узнать правдивую информацию – читай качественную прессу. Она дорожит своей репутацией и не обманывает читателей. А если ненароком обманет, обязательно потом извинится. Ну, а если тебе хочется что-нибудь острое и скандальное – можешь почитать жёлтую газету. Такую прессу ещё называют бульварной. Но ты должен понимать при этом, что такая газета предназначена для развлечения и нельзя всегда верить тому, что там написано.

– Кажется, я понял! – закричал Генка. – Жёлтая пресса – это что-то вроде сказок для взрослых. Я люблю читать сказки и фантастику, хотя понимаю, что там не всё правда. Вот и вы, взрослые, тоже такие…

– Да? – удивился папа и задумчиво почесал бороду. – Признаться, эта мысль мне в голову как-то не приходила. Отчасти ты прав. Но далеко не все люди понимают, что жёлтая пресса иногда пишет неправду…

– Но ведь иногда – правду? – спросил Генка.

– Да, и правду тоже, – согласился папа. – Но лучше бы они её иногда не рассказывали. Например, представь себе, что мы с мамой ссоримся и ругаемся. А завтра ты приходишь в школу и узнаёшь, что нашу ссору обсуждают все твои одноклассники. Потому что когда мы с мамой ругались, нас подслушивал журналист из жёлтой газеты. И он даже сфотографировал, как мама в порыве гнева разбила мою любимую чашку. Сфотографировал и напечатал в газете!

– Ой! – Генка даже поёжился, так ему стало неприятно. – Не хотел бы я оказаться в такой ситуации. Такая правда мне не нужна!

– Правильно, – сказал папа. – В качественной газете о таких вещах не пишут. Потому что журналисты уважают личную жизнь людей и их чувства. А в жёлтых газетах ещё и не такое можно встретить!

Генка и Ленка решили, что жёлтую прессу они читать больше не будет, хоть там и картинок больше, и истории увлекательнее. Не нужна им правда про жизнь людей, в которую вторглись не очень честные журналисты. А враньё им тем более не нужно. 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×